Плагиат в авторском праве. Понятие и основные виды плагиата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы является изучение плагиата в авторском праве на современном этапе развития.
Для это необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие плагиата, дать историческую справку возникновения;
Рассмотреть основные виды плагиата в авторском праве;
Описать самые выдающие случаи плагиата в истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение понятия плагиат…………………………………………………5
2. Основные виды плагиата в авторском праве…………………………………6
3. Самые выдающиеся случаи плагиата в истории……………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

авторское право. плагиат.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


«Московский Государственный Университет  Печати

им. Ивана Федорова»

Факультет Издательского  Дела и Журналистики

Контрольная работа

По дисциплине: Авторское право

 

Тема: 
Плагиат в авторском праве.

Понятие и основные виды плагиата.

 

 

 

 

 

Выполнила: Сухарева Мария Юрьевна

студентка заочного отделения

Группы ЗКИ 6-2

№ Зач. кн: РВ041/08

 

 

Москва 2013 г.

Содержание:………………………………………………………………………2

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Определение понятия плагиат…………………………………………………5

2. Основные виды плагиата в авторском праве…………………………………6

3. Самые выдающиеся случаи плагиата в истории……………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

Введение

 

Тема плагиата в последнее  время приобретает все большую  популярность, поскольку развитие современного общества и его инноваций привлекает большое количество желающих поживиться за чужой счет. Авторское право  в данном случае является одной из наиболее уязвимых отраслей права в этом отношении. Поскольку именно творения и произведения первоначальных создателей, то есть авторов, подвергаются опасности быть использованными полностью или частично без ведома и разрешения изобретателя.

Потому актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что современное развитие общественных и всех остальных отношений позволяют  развиваться авторству с довольно высокой скоростью, а вместе с ним и плагиату. Интерес к данной теме конечно во многом определен настоящим временем и новообразующимися явлениями в обществе.

Целью этой работы является изучение плагиата в авторском праве  на современном этапе развития.

Для это необходимо выполнить  следующие задачи:

  1. Определить понятие плагиата, дать историческую справку возникновения;
  2. Рассмотреть основные виды плагиата в авторском праве;
  3. Описать самые выдающие случаи плагиата в истории.

Теоретической основой при  написании работы стали учебные  пособия отечественных авторов  и исследователей – Стексова Т.И., Ройфе А., Дягилев В.В. и другие.

Методология, применявшаяся  в данной работе, легла основу исследования посредством аналитического, исторического и сравнительно – конкретного анализа.

Структура работы обусловлена  поставленными задачами. Первая часть  посвящена определению понятия  плагиат, вторая рассматривает основные виды плагиата в авторском праве и третья описывает самые выдающиеся случаи плагиата в истории.

 

 

1. Определение понятия плагиат

 

Согласно Большому энциклопедическому словарю плагиат – это умышленное завладение авторством на чужие произведения литературного и научного жанра, а также трудов искусства и изобретений (частично или полностью). Нарушение авторского права в настоящее время преследуется уголовным и гражданским законодательством. Выделяется при этом понятие авторства - т.е. принадлежности произведения какому либо автору, и сам автор – т. е. создатель произведений.

В течение последних нескольких лет появляется множеств новых видов авторских произведений, в том числе электронных, которые, к сожалению в законе "Об авторском праве и смежных правах" ранее не были отражены. И это не случайность, а вполне закономерная система развития, ведь информационный объем о различных видах произведений настолько велик, что своевременно проанализировать исходные данные не предоставляется возможным ни специалистам в этой области, ни тем более авторскому кругу, внутри которого иногда происходит невольное дублирование.1

А поскольку плагиат не отстает в своей изобретательности, а вполне развивается «в ногу со временем», то естественно появляются его новые и изощренные формы. Как следствие защита авторских прав и преследование плагиата становится задачей архисложной.2 Еще и потому, что привлечение к ответственности за незаконное использование авторских прав представляется практически невозможным, поскольку существует большая сложность в установлении отсутствия или присутствия умышленного присвоения чужого авторства.

При этом отношение к проблеме плагиата имеет довольно древнюю историю и разный подход, со временем менявшийся. Так, например, в древнем мире очень широко было распространено заимствование чужих трудов – греческий историк Геродот, можно сказать, черпал свои идеи у Гекатея, или эпоха Возрождения знает такие примеры – венецианский философ и политик Альционо полностью присвоил себе произведение Цицерона. Словом сказать в прошлом в плагиате, как таковом, авторы не видели ничего плохого, и охотно компенсировали недостатки своих творческих способностей частичной заменой чужими творениями. Уже позже в XVIII- XX веках отношение к незаконному использованию авторства во многом изменилось, большое количество замечательных писателей нередко обвинялись в плагиате. Особенно широко известен случай с авторством Дюма-старшего, при котором он был уличен в использовании большого количества текста таких авторов как Вальтер Скотт, Шиллер и др.

Таким образом, видно, что такое явление как плагиат не возникло внезапно, но возникнув еще задолго до нашей эры, существует и по сей день видоизменяясь и приспосабливаясь к новым условиям современности.

 

2. Основные виды плагиата в авторском праве

плагиат авторский  право

В настоящее время существует большое количество официально наказуемого  умышленного плагиата. Тем не менее, необходимо учитывать и неумышленную и завуалированную формы заимствования авторства. Однако сложность состоит в том, что отличить эти формы друг от друга не всегда просто, а порой даже и невозможно.

Согласно классификации  профессора, кандидата экономических  наук Фокина Н.И., выделяются следующие  виды плагиата:3

  • Умышленный – представляет собой не только авторский плагиат осознанно присвоенного авторства, но и рекламный и диверсионный, распространяющиеся по большей части в Интернете:
  • Рекламный - умышленное использование популярных названий, имен, не имея при этом ничего с ними общего, с целью привлечения клиентов;
  • Диверсионный – преследуя одни цели с рекламным плагиатом, представляют неверную, противоположную информацию.
  • Неумышленный - основан на случайном подражании или совпадении идеи или открытии, избежать которого практически невозможно, поскольку каждое новое изобретение появляется с помощью использования предыдущего опыта. Данный вид плагиата в свою очередь подразделяется на свои подтипы:

  • Подсознательный - характерен естественными и логичными умозаключениями в результате исследования множества ранее изданных работ;
  • Случайный – самостоятельное определение каких либо выводов в результате своей деятельности, к которым также могут прийти в тоже, либо совершенно другое время абсолютно не связанные друг с другом люди;
  • Тиражируемый – ссылка информации не на первоисточник, а на более популярный и чаще всего используемый материал, которые первоисточником совсем может и не являться;
  • Завуалированный – один из наиболее распространенных видов плагиата, заключающийся в умышленном или неумышленном использовании авторства без соответствующих на него ссылок.

Таким образом, необходимо отметить высокую степень видоизменяемости возникающих видов плагиата в  авторском праве. Особенно в эру  электронной информации, поскольку  распространение ее происходит с  такой скоростью, отследить которую просто не представляется возможности. Упор необходимо в данном случае лишь делать на правосознание о ответственность будущих и настоящих авторов.

 

3. Самые выдающиеся случаи плагиата в истории

 

Для того чтобы описать  даже известные случаи плагиата, потребуется целая энциклопедия в несколько томов. В современном мире незаконное использование чужого авторства распространено буквально во всех сферах жизнедеятельности человека – это и литература, и музыкальные произведения, и художественное искусство, и автомобильная промышленность и мир моды – да буквально все что окружает человека, во всем присутствует частичный или полный плагиат.4 Напомним лишь несколько самых выдающихся случаев:

  • Китайская автомобильная компания Great Wall буквально перекопировала за последнее десятилетие большинство моделей иностранных авто - Toyota Yaris, Scion xB, Fiat Panda, Daewoo Matiz и другие. Сюда же впрочем, можно отнести и копирование отечественным автопромом зарубежных коллег - Fiat 124 и Lada-2107, NSU Prinz IV и ЗАЗ-966, Standard Vanguard и «Победа», Opel Kadett и Москвич-400-420;5
  • Эмблема Минобороны России имеет поразительное сходство с символикой Вьетнамской и Американской армии;
  • Стихи Ольги Белявской «Присказка» практически в слово скопировал Михаил Матусовский в фильме «И снова Анискин»;6
  • И многое многое другое!

Наверное, практически каждому  человеку приходится в какой-то степени сталкиваться с таким явлением как плагиат, причем наблюдать не только чужое похищение авторства, но зачастую уже и своего. 

Заключение

 

Таким образом, следует обратить особое внимание современного общества на данное явление и степень его распространения. Поскольку каждый человек и все люди в целом должны нести ответственность за свою деятельность и поступки, не забывая об окружающих. Уважение чужого права является при этом очень важным элементом всей системы общественных отношений. Добросовестное соблюдение установленных норм авторского права во многом поможет избегать неприятных и казусных случаев, образуемых незаконной деятельностью присвоения чужого авторства.

В процессе данной работы было изучено явление плагиата в авторском праве на современном этапе его развития, определено понятие плагиата, дана краткая историческая справка возникновения этого явления, рассмотрены основные виды плагиата в авторском праве и описаны самые выдающиеся случаи плагиата в истории.

 

 

Список литературы

 

  1. Аушра А. Научная электронная библиотека, как средство борьбы с плагиатом (рус.) // Международный форум Educational Technology & Society 9(3). — 2006.
  2. Александр Ройфе. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике //Мир фантастики, № 11(51), ноябрь 2007
  3. Дягилев В.В., Цхай А.А., Бутаков С.В. Архитектура сервиса определения плагиата, исключающая возможность нарушения авторских прав (рус.) // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии.. — 2011.
  4. Ёлшин П. Грехи автопрома: всемирная история плагиата [Электронный ресурс] URL: auto.mail.ru/article.html?id=40228
  5. Мезиер А. В. Словарный указатель по книговедению. — Ч. 2. — М.—Л., 1933.
  6. Порало, Иван. Интеллектуальный капитал Украины в плену плагиата [Электронный ресурс] // [сайт]. — Режим доступа: http://autor-com.narod.ru
  7. Статья в Живом Журнале [Электронный ресурс], URL: http://deja-vu-global.livejournal.com/
  8. Стексова Т.И. Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка / под ред. Н.Д. Голева. — Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2005.
  9. Фокин Н.И Экономический этимологический словарь: опыт словаря основных экономических терминов с кратким этимологическим анализом. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1994.

Размещено на Allbest.ru

1 Стексова Т. И. Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка / под ред. Н. Д. Голева. — Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2005.

2 Дягилев В.В., Цхай А.А., Бутаков С.В. Архитектура сервиса определения плагиата, исключающая возможность нарушения авторских прав (рус.) // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии.. — 2011.

3  Фокин Н.И Экономический этимологический словарь: опыт  словаря основных экономических терминов с кратким этимологическим анализом. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1994

4 Александр Ройфе. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике //Мир фантастики, № 11(51), ноябрь 2007

5 Ёлшин П.  Грехи автопрома: всемирная история плагиата [Электронный ресурс] URL: auto.mail.ru/article.html?id=40228

6 Статья в Живом Журнале [Электронный ресурс], URL: http://deja-vu-global.livejournal.com/


Информация о работе Плагиат в авторском праве. Понятие и основные виды плагиата