Политические права и свободы гражданина РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия «основные свободы гражданина» как категории права;
- рассмотрение политических права и свободы граждан РФ;
- изучение концепции прав человека и ее отражение в Конституции РФ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………. ……….5
2.Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России……………………………………………………………. .7
3.Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации……………………………………….. 11
Заключение…………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по КП полит свободы и права гражданина РФ.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Филиал ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права» 

в г.Новосибирск

 

 

Факультет: Юридический

Направление: Юриспруденция

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина: «Конституционное право»

Тема: «Политические права и свободы гражданина РФ»

 

 

                

 

 

                                                      Выполнила: студентка 1-го курса

                                                       Группы Ю – 141 (М)

                                                      Тимофеева Е.В.

                                                      Проверил: А.Б.Дидикин

 

Новосибирск – 2015

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

1.Понятие политических  прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………. ……….5

2.Система и конституционно-правовое  закрепление политических прав  и свобод в России……………………………………………………………. .7

3.Механизм и проблемы  реализации политических прав  и свобод человека в Российской  Федерации……………………………………….. 11

Заключение…………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………24    

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

                                                      

                                                        

                                                      Введение 
   Актуальность  работы. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

Конституция РФ, по своей сущности, является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

 Демократическое государство - выступает наиважнейшим элементом  демократии гражданского общества, которое основано на свободе  людей. При этом основой власти и  легитимации всех органов в демократическом  государстве является суверенитет  народа. Государство называется демократическим, когда его устройство и его деятельность соответствуют и воле народа, и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.   

Понятие демократического государства  напрямую связано с  понятиями  конституционного и правового государства.

 Государство  соответствует характеристикам  демократического государства только при условии сформированности гражданского общества. При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

Права и  свободы человека и  гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и  личности, ее правовой статус. 
    Свобода - это необходимое условие обеспечения  социальных прав человека. Понятие  «свобода», идея свободы достаточно активно  употребляется  людьми в  обыденной речи, политическом и научном  лексиконе. Вместе с тем «свобода»  при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное  и  для  понимания, и  тем более  для практического воплощения в  общественных отношениях.      

В истории человечества утверждение  свободы практически всегда связано  с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И  потому главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.

         Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации. 
        Задачами курсовой работы являются:   

- раскрытие понятия «основные свободы  гражданина» как категории права; 
   - рассмотрение политических права и свободы граждан РФ; 
   -    изучение концепции прав человека и ее отражение в Конституции РФ; 
   - рассмотрение гарантий прав и свобод гражданина РФ; 
   - рассмотрение работ института Уполномоченного по правам человека в России; 
   - изучение обязанности человека и гражданина РФ.

Предметом курсовой работы является правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации. 
      Нормативно-правовую основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации и др. 
       Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами. 
   Курсовая  работа включает введение, 3 раздела, заключение, список литературы. 
 

1.Понятие политических  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации.  

Понятие правового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительной в рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». В свою очередь гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -  это прямая обязанность государства.

Понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в самом общем смысле понимаются права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Т.е., иными словами, политические права - это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Политические права и свободы являются одними из самых значимых в системе прав и свобод человека, и в Конституции РФ в порядке перечисления они расположены на втором месте вслед за личными правами. «Связь политических прав и свобод с гражданством, однако не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права гражданина демократического государства».[1] Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова, свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются государством, вне зависимости от их содержания.[2]

Политические права и свободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная.

Многие авторы, например Баглай М.В.,  отмечают, что в Конституции РФ политические права носят лишь формально закрепленный характер и при этом  не раскрывается их сущность,  пределы возможных ограничений (хотя суествует возрастной ценз, который закреплен для всех прав в ст. 60).

   Перечень политических прав исчерпывающе составляют следующие права и свободы:

- Избирательные права - право  граждан страны избирать и  быть избранными (субъективное избирательное  право);

- Право обращений или  петиций - право гражданина обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления;

- Право на участие в  управлении делами государства  и на равный доступ к государственной  службе - право граждан на занятие  любой государственной должности;

- Право на участие в  отправлении правосудия - предоставляет  возможность гражданам быть судьями, присяжными и арбитражными заседателями;

- Свобода ассоциаций - регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов;

- Свобода слова - право человека свободно выражать свои мысли;

- Свобода собраний  - право проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также собираться в помещениях;

- Свобода печати и информации - основой данной свободы является  право человека искать и получать  информацию.

Это основные политические права, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного) права, и все из этих перечисленных прав и свобод закреплены в Конституции Российской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.

2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России

Под политическими правами подразумевается перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. В первую очередь, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32); право равного доступа к государственной службе (ч.4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)[3]. Такие авторы, как М.В. Баглай[4] и    Е.А. Лукашева[5], предлагают  относить к политическим правам и свободам свободу убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), так как данные права выражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам. В России право человека и гражданина на информацию было закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13).

Что касается  вопроса о системе  политических прав и свобод человека и гражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе, прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, право петиций.

Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющих систему политических, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод,  применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных договоров в РФ, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека (в том числе и политическим) обеспечиваются нормами национального права. Основные права и свободы, закрепленные в международно-правовых актах, должны рассматриваться в роли  своеобразного критерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.[6] 

В Конституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

По территории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо субъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права и свободы делятся по юридической силе:

- Конституция РФ (статьи 30-33).

- Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ «О референдуме РФ»  от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в ред. ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственной гражданской

службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от 02 июля 2003 г.

Информация о работе Политические права и свободы гражданина РФ