Полномочия Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:44, реферат

Краткое описание

Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Содержание

Введение
Основная часть:
Президент в системе органов Государственной власти России
Понятие функций Президента РФ
Полномочия Президента РФ
Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

_____________________________________________________________________________

 

 

Кафедра ПФУ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему:

 

«Полномочия президента Российской Федерации»

 

 

Студент: Борисов А.Г.

Шифр 12096

Группы: 452-з

Факультета: ЭУП в строительстве 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2014

 

Оглавление:

Введение

Основная часть:

Президент в  системе органов Государственной  власти России

Понятие функций  Президента РФ

Полномочия  Президента РФ

Взаимодействие  Президента со всеми ветвями власти

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность темы исследования.

Принятие Конституции  Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Построение новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

Согласно ст. 10 Конституции  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и  судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Основная роль по обеспечению  взаимодействия властей возложена  Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Полномочия Президента сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президент Российской Федерации  не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя  все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.

Политическая необходимость  такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития.

Вместе с тем, преждевременно рассматривать институт Президента как устоявшуюся совокупность конституционных  норм и сложившейся практики. Со времени создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России.

Своеобразие конституционного статуса Президента РФ, наличие общерегулятивных норм, устанавливающих его полномочия, ставят, имеющие большое политическое значение сложные юридические проблемы, связанные с компетенцией главы государства. Вопрос о пределах и содержании компетенции Президента РФ важен не только в теоретическом, юридическом и политическом отношениях, но и крайне сложен. Компетенция Президента РФ закрепляется Конституцией РФ, федеральными законами, конкретизируется указами главы государства.

 

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  частные задачи:

- рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;

- дать понятие функций Президента РФ;

- рассмотреть полномочия Президента РФ;

- рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

 

Объект исследования – полномочия президента РФ.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с рассмотрением полномочий президента РФ.

 

Основная часть

1. Президент в системе органов Государственной власти России

Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной  власти являются: 1) установленная в  ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам1.

Второй признак, хотя и является производным, но имеет  самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая  в основе Конституции концепция  построения системы государственной власти.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа  статуса Президента Российской Федерации  являются ст. 80 Конституции и место  в Конституции гл. 4, посвященной  Президенту.

Статья 80 определяет, что  Президент Российской Федерации является главой государства.

В ранее действовавшей  Конституции устанавливалось, что  Президент является высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано  объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее  время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.

Принципиально новая  дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место  в системе органов государственной  власти, не входит непосредственно  ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение  не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую  над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция  в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности  государства и общества.

Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации1.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные  полномочия, действовать только в  рамках Конституции.

Это относится и к  такой функции Президента, как  определение основных направлений  внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых  формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в  прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

Президент Российской Федерации  обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в  отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

Как отметил Конституционный  Суд в своем Постановлении  от 11 июля 2000 г. по делу о толковании статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции в их взаимосвязи, Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства и никто не может присваивать его властные полномочия1.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную.

Предусмотрена в Конституции  возможность отрешения Президента от должности.

Конституционный Суд указал в названном  Постановлении, что досрочное прекращение  полномочий Президента, в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, может произойти вопреки согласию Президента.

 

2. Понятие функций Президента  РФ

Основные функции Президента как  главы государства определены в  Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации