Понятие и история прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.
Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.
Впервые идеи встречаются у древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э.Они утверждали,
что все люди равны от рождения и имеют одинаковые , обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и история прав человека……………………………………..4
Типология прав человека……………………………………………….6
Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации
……………………………………………………………………………….10
Основные документы, регулирующие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список источников……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО Понятие и история прав человека.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)


- -

 

Содержание:

 

 

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Понятие и история прав человека……………………………………..4
  2. Типология прав человека……………………………………………….6
  3. Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации

……………………………………………………………………………….10

  1. Основные документы, регулирующие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………12

Заключение…………………………………………………………………16

Список источников………………………………………………………..18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Проблема прав  человека, выражаемая в той или  иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя  проблема  не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида  власти.  Само же возникновение  проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.

  Исторически первой  формой   осмысления  и утверждения  индивидуального достоинства   и автономии личности  по отношению  к власти стали идеи естественного  права, возникшие в первом тысячелетии  до н.э.

    Впервые идеи встречаются у  древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э.Они утверждали,

что все люди равны  от рождения и имеют одинаковые , обусловленные природой права. Само же государство  Ликофрон  трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства  всех людей перед  небом отстаивал в V в.  до н.э. китайский философ Мо-Цзы.

  Значительный вклад  в концепцию прав человека  внес Аристотель. Он защищал права, присущие  человеку от рождения, и, прежде всего, его право  на частную собственность.  Он не только признавал права гражданина  государства, но различал естественное и условное,  позитивное право, а также считал, что естественное право  должно служить образцом  для права условного, которое более изменчиво и является  результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе  в концепции правового государства.

  Что представляют  права человека в современном  мире, как они трактуются и  каковы их основные положения  - об этом я поговорю ниже  в представленной работе.

 

  1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

   Специфической  конкретизацией гуманистических представлений  применительно к миру политики  являются права человека.  Они представляют собой  принципы,  нормы взаимоотношений  между людьми и государством, обеспечивающие  индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это- собственно права).1

   Права человека  представляют собой  один из  способов трактовки      и практического решения  вопроса  взаимоотношений   человекам и  той общности, в которой он  проживает и официальным  представителем которой  выступает власть.  Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и   достоинство личности,  ее высший ценностный статус.

  Возможны четыре  основных способа  взаимоотношения  индивидов с  властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и парципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений  исходит из отожествления общества и государства, из безусловного приоритета  целого над частью  и полного подчинения  индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид  рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка  целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

  Патриархальный тип  взаимоотношений индивида и власти предполагает  сложную иерархию  прав и обязанностей  людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны , высшие же обладают  максимальными властными полномочиями, главным  источником и распределителем  которых является авторитарный правитель : монарх,  диктатор  и т.п.)

  Индивидуалистический  способ  взаимоотношений  личности   и власти основан  на приоритете  индивида  в отношениях  с государством. Наиболее  ярко он представлен  в либерализме,  который исходит из того,  что свободная личность есть конечный  источник всякой власти  в обществе, в том числе и самого государства.

  Взаимоотношения  индивида и власти во внеполитических   сферах и пути утверждения в них свободы  и достоинства личности  либерализмом вообще не рассматриваются.  В результате сама  проблема прав человека  ставится главным образом   в форме ограждающих       от посягательств власти прав,  т.е. узко и ограниченно.

  В современной  политической  науке преобладает третий,  парципаторный подход  к взаимоотношениям  индивида и власти. Он лишен крайностей  и не рассматривает личность  как изолированного, независимого от общества  индивида,  вынужденного  в союзе  с себе подобными  создать государство  и подчиняться  ему в определенных вопросах,  а исходит из неразрывности  и противоречивости  взаимоотношений между  личностью, обществом    и государством. В этом случае  сама проблема прав человека  усматривается не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства,  а в использовании государства в целях создания  наилучших условий свободного существования и развития личности.

 

2. ТИПОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

  В наши дни для  большинства стран  права человека  являются неотъемлемым  и высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин  «права человека»  употребляется как в широком , так и в узком смыслах.

    В узком значении-  это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного  закрепления и государственных границ.  К ним относятся равенство  всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность,  уважение человеческого достоинства,  свобода от произвольного,  незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести,  право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др.

  В широком значении права человека  включают весь обширный  комплекс прав и свобод личности , их различные виды.

  Современная типология  прав человека  достаточно разнообразна.  Наиболее общей  их классификацией  является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.

  Негативные права  определяют обязанности государства  и других людей  воздерживаться  от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют  личность от нежелательных, нарушающих  ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются  основополагаюшими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент    индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют  характер негативного права.

   Типичным примером  этой группы прав и в целом  негативного  подхода к правам  человекам является  Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит:  « Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание , ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству  с петициями о прекращении  злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено  на ограждение личности  от всякого рода  несправедливых  и нежелательных посягательств  со стороны правительства.

  В отличие от  негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства , лиц и организаций  предоставлять  гражданину те или иные блага,  осуществлять определенные  действия. Характер позитивного права  носят все социальные права.  Это, например, право  на социальное вспомоществование,  образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав  невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов.  Их конкретное  наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограничения   ресурсов позитивного права  могут гарантировать  гражданам лишь «равенство в нищете»,  как это имело место во многих странах  административного социализма.

    Более конкретной  и широко распространенной  классификацией прав личности по сравнению  с их делением на негативные  и позитивные является

Их подразделение в  соответствии  со сферами реализации  на гражданские (личные) , политические,  экономические,   социальные ( в  узком значении этого  слова),  культурные и экологические.

  Гражданские (личные) права- это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права.

  В конституциях  многих государств  гражданские  права обычно объединяют в  одну группу с правами политическими.  Основанием для этого служит преимущественно негативный характер  тех или других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

  Политические  права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной  жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права,  свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений,  в том числе свобода печати,  радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

  К гражданским  и политическим правам непосредственно  примыкают  права экономические.  Они связаны с обеспечением  свободного распоряжения   индивидами  предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой- обычно рассматривались как основолагающие гражданские права.  В современных юридических документах  эти права чаще называют  экономическими и выделяют  в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с  правами гражданскими,  политическими  и т.п.

  Гражданские, политические  и экономические права нередко   называют правами  либеральными или  же правами первого поколения.  Все они носят характер  преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности  от посягательств власти и других людей и нуждающихся  лишь в охране со стороны государства.

  К правам второго поколения  относят социальные права. Они призваны обеспечить  материальные условия  свободы и достойную жизнь каждому  человеку. К данным правам относят  собственно социальные, культурные и экологические права.

  Культурные  права призваны гарантировать  духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ  к культурным ценностям,  свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

  Экологические  права- это права на  благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,  причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

 

3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И  ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

  К основам   правового  положения  человека и гражданина  относятся его права,  свободы и обязанности, гражданство. Права и свободы  представляют краеугольный  камень правового положения личности.  Это зафиксировано в статье  2 Конституции РФ.2 Принципиальное значение  имеют и декларированные в Основном Законе  России полнота  прав и свобод  граждан  и их правовое равенство.  В частности, в п. 2 ст.6 записано,  что каждый гражданин обладает на территории  Российской Федерации  всеми правами и свободами и несет равные  обязанности,  предусмотренные Конституцией.

  В Конституции РФ 1993г.  получили  выражение и закрепление  следующие  принципы правового статуса личности:

1.  Закрепление  сферы  и  характера  прав и свобод, установленных   общепризнанными принципами  международного  права.

   Согласно этому принципу,  Российская Федерация признает и характеризует  права и свободы, свойственные  цивилизованному  обществу.  Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей  декларации прав человека,  принятой Генеральной Ассамблеей ООН  10 декабря 1948г3.,   Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах4, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу    в 1976г5, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод  от 4 ноября 1950г.

2.  Принцип неотчуждаемости  основных прав  человека   и принадлежность ему   их от рождения.

Информация о работе Понятие и история прав человека