Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение понятия и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать существующие в науке конституционного права определения понятия «гражданство»;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации
Введение
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2. Приобретение и прекращение гражданства
2.1 Приобретение гражданства
2.2 Прекращение гражданства
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации
Содержание Введение 1. Понятие и принципы гражданства 1.1 Понятие гражданства 1.2 Принципы гражданства 2. Приобретение и прекращение гражданства 2.1 Приобретение гражданства 2.2 Прекращение гражданства Заключение Глоссарий Список использованных источников Список сокращений Гражданство является одним
из важнейших факторов, определяющих
взаимоотношения человека с государством,
основой правового статуса Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство»[1]. Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции Российской Федерации. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству после низложения монархии. Исходные начала, посвященные
гражданству, помещены в гл. 1 Конституции
РФ. В соответствии с ними гражданство
можно рассматривать как одну
из характеристик или предпосылок
не только статуса личности в стране,
но и нашего конституционного строя
в целом. При этом Конституция
РФ закрепляет базовые принципы института
гражданства, детальная же регламентация
этого конституционно- Гражданство как понятие
может иметь несколько Исследованию гражданства посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян, Л.Д. Воеводин, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов и других государствоведов. В этих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному. Основные усилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовыми явлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право, а с другой - наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этого правового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечет за собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Вместе взятые, данные направления обеспечивают всесторонний подход к пониманию этого сложного юридического явления и, безусловно, являются серьезным достижением нашей конституционно-правовой науки. Тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания. На сегодняшний день, при
наличии значительного К сожалению, в отечественной
науке проблема принципов гражданства,
принципов законодательного регулирования
отношений гражданства не получила
всесторонней разработки. Перечень принципов
гражданства у различных Отсутствие общепризнанной позиции по данному вопросу, а также изменения, произошедшие в законодательстве, касающемся гражданства, оставляют поле для дальнейших исследований. Принципы гражданства не остаются неизменными, они развиваются, наполняются новым содержанием, формируются новые принципы, например, в условиях правопреемства государств, что отвечает потребностям построения свободного гражданского общества, демократических правовых государств в посткоммунистических странах, целям уважения достоинства личности, основных прав и свобод человека. Целью настоящей работы является изучение понятия и принципов гражданства в Российской Федерации. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать существующие
в науке конституционного - изучить нормативные
правовые акты, регламентирующие
гражданство в Российской - исследовать основные
принципы российского - рассмотреть основные
способы приобретения и Правовую базу исследования составляют: - Конституция РФ[3]; - Федеральный закон «О
гражданстве Российской - другие нормативные правовые акты.
1.1 Понятие гражданства Понятие гражданства в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так, М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»[5]. Схожей позиции придерживается М.Б. Смоленский, полагающий, что «гражданство – это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий»[6]. При этом структурное построение определения понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства; связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями[7]. А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны особые свойства[8]. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая
и одинарная, а основная правовая
связь человека с государством, поскольку
в этом отношении участвуют главные
«фигуранты» общественно- В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство
есть личная связь человека с государством,
что подчеркивается отсутствием
коллективного гражданства; отношение
гражданства имеет свое правовое
значение только в том случае, когда
документально определено персонифицированное
отношение государства к В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство. В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство - непрерывная
правовая связь, так как законодательство
о гражданстве не предусматривает
возможность его В-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства[9]. С.Г. Сергеев утверждает, что «гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»[10]. Следует отметить, что большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в которой сказано гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[11]. Традиционного отмечают три основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт[12]. В качестве суверенного права
государства гражданство Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства; рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами. Гражданство как публично-правовое
состояние индивидов Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (иностранного гражданства, безгражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал. Гражданству как правовому
состоянию близко подданство – тоже
состояние принадлежности индивида
своему государству. Однако между ними
имеется и существенное различие,
заключающееся в характере и
степени принадлежности. Подданство
присуще государствам с монархическими
формами правления и означает
крайнюю степень Различие гражданства
и подданства по критерию первичного
субъекта власти в государстве более
правильно, чем по критерию формы
правления (республиканской и Следовательно, главная отличительная
особенность гражданства как
индивидуального правового Гражданство в качестве конституционно-правового
института – это совокупность
конституционных и обычных Таким образом, российское гражданство
можно было бы определить как основное
пожизненное законно 1.2 Принципы гражданства В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала. Первые попытки комплексного изучения принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют. Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ[14] и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»[15]. Рассмотрим каждый из них. 1. Принцип единого гражданства
является одним из основ 2. Принцип равного гражданства
(п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)
подразумевает, что все Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США. 3. Принцип сохранения 4. Принцип недопустимости
лишения гражданства или права
изменить его (п. 4 ст. 4 Закона о
гражданстве) полностью Лишение гражданства –
одностороннее, основанное на произвольном
усмотрении прекращение государством
гражданства отдельных лиц Устанавливая запрет на изменение
гражданства по воле государства, государство
признает за гражданином субъективное
право изменить свою принадлежность
Российскому государству на принадлежность
любому другому государству (ст. 19 Закона
о гражданстве).5. Принцип недопустимости
высылки граждан РФ за ее пределы
и их выдачи иностранному государству
(п. 5 ст. 4 Закона о гражданстве). В
системе принципов российского
гражданства это положение Невыдача российских граждан
не означает освобождение их от уголовной
ответственности за совершение преступлений
на территориях иностранных 6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства (п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). В соответствии с ч. 6 ст. 3
Закона о гражданстве лицо без
гражданства - это лицо, не являющееся
гражданином РФ и не имеющее доказательства
наличия гражданства Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, а особенно бывшими гражданами СССР, которые в силу сложившейся в результате распада Союза геополитической ситуации вынужденно стали лицами без гражданства. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве для лиц без гражданства, проживавших (проживающих) в государствах, ранее входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство РФ при наличии у таких лиц вида на жительство. В целях недопущения 8. Принцип допущения двойного
гражданства предусматривает Таким образом, допускается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран. 9. Принцип невосприимчивости
гражданства к изменениям
2. Приобретение и прекращение гражданства
2.1 Приобретение гражданства Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства в главе II ст. 11 – 17. Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства по иным основаниям. В соответствии со ст. 5 Федерального закона о гражданстве гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. Наиболее распространенным
способом приобретения гражданства
является филиация (по рождению). В международном
и национальном праве в рамках
названного способа приобретения гражданства
выделяют два принципа: «крови» (когда
ребенок приобретает В законодательстве России предусматривается смешанная система. При которой преобладающее значение «прав крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Отечественное законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а не отнюдь их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, в соответствии со ст. 26 Конституции РФ не является обязательной для указания. Ребенок приобретает гражданство
Российской Федерации по рождению,
если на день рождения ребенка: оба
его родителя или единственный его
родитель имеют гражданство Российской
Федерации (независимо от места рождения
ребенка); один из его родителей имеет
гражданство Российской Федерации,
а другой родитель является лицом
без гражданства, или признан
безвестно отсутствующим, или место
его нахождения неизвестно (независимо
от места рождения ребенка); один из
его родителей имеет Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Распространенным способом
приобретения гражданства является
натурализация (прием в гражданство).
Федеральный закон о Так, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный
орган иностранного государства
с заявлениями об отказе от имеющегося
у них иного гражданства. Отказ
от иного гражданства не требуется,
если это предусмотрено д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. Установлено, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР,
проживали и проживают в в) являются гражданами государств,
входивших в состав СССР, получили
среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование в
образовательных учреждениях В гражданство Российской
Федерации принимаются в а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации. Установив льготный режим получения гражданства России, федеральный закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство России (ст. 16). Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: - выступают за насильственное
изменение основ - в течение пяти лет,
предшествовавших дню - использовали подложные
документы или сообщили - состоят на военной
службе, на службе в органах
безопасности или в - имеют неснятую или
непогашенную судимость за - преследуются в уголовном
порядке компетентными - осуждены и отбывают
наказание в виде лишения В Федеральном законе о гражданстве закреплены такие основания приобретения гражданства, как оптация, восстановление (реинтегрирование) в гражданстве и другие. Следует отметить, что Федеральный закон о гражданстве подробнейшим образом описывает каждое основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, которые неоднократно проверялись на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определениях Конституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданстве положений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами Конституции Российской Федерации[17]. 2.2 Прекращение гражданства Отношения гражданство могут не только устанавливаться, но и прекращаться. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российский гражданин не может быть лишен своего гражданства. Глава III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18). В соответствии со ст.19 Федерального
закона выход из гражданства Российской
Федерации лица, проживающего на территории
Российской Федерации, осуществляется
на основании добровольного Федеральный закон устанавливает основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20). Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет не выполненное
перед Российской Федерацией обязательство,
установленное федеральным б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Последняя позиция связана с выполнением Международной конвенции о сокращении безгражданства[18]. Перечисленные основания
отказа в выходе из гражданства не
умаляют права гражданина изменить
свое гражданство. Как видно из списка,
основания отказа в выходе из российского
гражданства минимальны и соответствуют
общепринятым международным стандартам.
Кроме того, они носят временный
характер и по истечении определенного
периода могут потерять свою актуальность
в отношении конкретного Полномочными органами, ведающими
делами гражданства Российской Федерации,
являются: Федеральная миграционная
служба, Министерство иностранных дел,
дипломатические Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в исключительной компетенции главы государства. Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.
Заключение Российская Конституция
для определения статуса Гражданство - центральная общеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всех отраслей права. В институте гражданства
отражены наиболее существенные политико-правовые,
социальные, морально-нравственные и
психологические связи и Право на гражданство Российской
Федерации относится к основным
базовым правам, закрепленным в международно-правовых
документах, Конституции Российской
Федерации и других законодательных
и подзаконных актах. Проживающие
на территории России лица, не обладающие
российским гражданством, преимущественно
имеют права и свободы, присущие
им от природы (права человека), но не
имеют большинства Конституция Российской Федерации, различая права человека и гражданина, наделяет гражданина Российской Федерации не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). От обладания российским гражданством напрямую зависит реализация гражданами жилищных, трудовых, экономических, пенсионных и других прав. Действующее в Российской
Федерации законодательство содержит
обширный массив правовых норм, призванных
регулировать отношения гражданства,
что значительно осложняет Гражданство - достаточно сложная
научная категория, неразрывно связанная
с правовым статусом человека, охватывающая
весь спектр взаимоотношений лица с
государством и обществом. Взаимосвязь
эта проявляется в Государство существует для
того, чтобы обеспечивать реализацию
интересов человека, защищать его
права и свободы, в то же время
для обеспечения исполнения своих
функций государство требует
неукоснительного соблюдения установленных
правил поведения и исполнения обязанностей.
Юридически данная взаимосвязь человека
и государства оформляется Нормы института гражданства устанавливают: 1) круг лиц, признаваемых российскими гражданами; 2) основания и порядок
приобретения и прекращения 3) двойное и множественное гражданство; 4) порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства. В конструкции юридического
содержания гражданства просматриваются
три составные части: 1) право человека;
2) суверенное право государства; 3) объективированная
в правовых нормах юридическая форма
реализации этих прав в виде самостоятельного
конституционно-правового Следует отметить, что к
правилам гражданства близки институты
правового положения Вместе с тем, гражданство по своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества. Поэтому в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в
определении российского
Всеобщая декларация прав человека [Текст] : принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. – 5 апреля. – 1995. Европейская конвенция о гражданстве [Текст] : Страсбург, 06 ноября 1996 г. //Конвенция о сокращении безгражданства [Текст] : Нью-Йорк, от 30 августа 1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 516 - 521. Международный пакт о гражданских и политических правах [Текст] : Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12. Конвенция о гражданстве
замужней женщины [Текст] : принята в
г. Нью-Йорке Генеральной Конституция Российской Федерации
[Текст] : принята всенародным О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 22. – Ст. 2031. О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г.) // Рос. газета. – 06 февраля. – 1992. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (с изм. и доп. от 22 октября 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 46. – Ст. 4571. Об утверждении Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с. - ISBN 978-5-468-00078-6.ля вузов / М. право Российской Федерации обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства. Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности [Текст] / Н. В. Витрук ; Рос. акад. правосудия. – М.: Норма, 2008. - 447 с. - ISBN 978-5-468-00162-2. Конституционное право России [Текст] : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с. – ISBN 978-5-468-00049-6. Сергеев, С. Г. Конституционное право России [Текст] : учебник / С. Г. Сергеев. – М., Дашков и Ко, 2008. – 576. – ISBN 978-5-394-00038-6. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 446 с. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2008. – 672 с. – ISBN 978-5-222-15787-9. Соколова, Н. В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан [Текст] / Н. В. Соколова // История государства и права. – 2009. - № 2. – С. 9 -11. - ISSN 1812-3805. Югов, А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене [Текст] / А. А. Югов // Адвокатская практика. – 2009. - № 1. – С. 40 – 46. - ISSN 1999-4826. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Климановой Тамары Петровны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2007 № 25-О // Справочно-правовая система «Консультант плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 16.04.2010. По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и частью первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 235-О // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. - № 30 (Ч. II). - Ст. 3202. абз. – абзац др. – другие п. – пункт РФ – Российская Федерация ст. – статья т.д. – так далее т.п. – тому подобное ч. - часть [1] Рос. газета. – 5 апреля. – 1995. [2] Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. [3] Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445. [4] Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. [5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М., 2007. – С. 314. [6] Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – Ростов н/Д, 2009. – С. 216. [7] Там же. [8] Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. – 2009. - № 1. – С. 41. [9] Югов А.А. Указ соч. – С. 42. [10] Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. – М., 2008. – С. 110. [11] Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. [12] Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. - М., 2007. – С. 163. [13] Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – С. 164. [14] Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445. [15] Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. [16] Рос. газета. – 5 апреля. – 1995. [17] Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 235-О, определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2007 № 25-О. [18] Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 516 - 521. |
Информация о работе Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации