Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:05, контрольная работа
Понятие и субъекты ответственности за вред, причиненный публичной властью.
Имущественный вред, причиненный публичной властью гражданину или юридическому лицу в результате ее незаконных действий или бездействия, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (ст. 1069 ГК). Данное правило основано на конституционном положении о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
1. Понятие и субъекты ответственности за вред, причиненный публичной властью 3
2. Условия ответственности за вред, причиненный публичной властью 5
3. Меры ответственности 8
4. Особенности ответственности за вред, причиненный правоохранительными и судебными органами 10
Список использованной литературы 13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и субъекты
ответственности за вред, причиненный
публичной властью
2. Условия ответственности за вред, причиненный публичной властью 5
3. Меры ответственности
4. Особенности ответственности
за вред, причиненный
Список использованной литературы 13
Имущественный вред, причиненный публичной властью
гражданину или юридическому лицу в результате
ее незаконных действий или бездействия,
подлежит возмещению за счет соответствующей
казны (ст. 1069 ГК). Данное правило основано
на конституционном положении о праве
каждого на возмещение государством вреда,
причиненного незаконными действиями
или бездействием органов государственной
власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции
РФ).
Названные случаи
причинения вреда составляют особую разновидность
деликтных обязательств. Главную их особенность
составляет то обстоятельство, что в качестве
причинителей вреда здесь выступают органы
публичной власти либо обладающие властными
полномочиями их должностные лица, действующие
на основании и во исполнение своих властных
(публичных) функций. Речь идет о действиях
любых органов всех ветвей государственной
власти - законодательной, исполнительной
и судебной - Российской Федерации либо
ее субъектов, а также об органах местного
самоуправления, которые хотя и не относятся
к государственным органам, но наделены
законом определенными властными (публичными)
функциями. К должностным лицам относятся
граждане, постоянно или временно, в том
числе по специальному полномочию, осуществляющие
функции представителя власти (например,
в области охраны общественного порядка)
либо занимающие во властных органах должности,
связанные с выполнением организационно-
Все иные организации,
в том числе государственные и муниципальные
учреждения, не являющиеся государственными
органами или органами местного самоуправления
(учреждения образования, здравоохранения,
науки, культуры и т.д.), и их должностные
лица отвечают за причиненный ими вред
по правилам ст. 1068 ГК. Это же относится
и к случаям причинения вреда работниками
государственных органов или органов
местного самоуправления, не обладающими
властными функциями вне этих органов
(например, начальник охраны министерства
или ведомства, завхоз управления) либо
не являющимися должностными лицами (например,
водитель служебного автомобиля).
Поэтому в данных деликтных обязательствах
понятие должностного лица соответствует
аналогичной уголовно-правовой категории.
Поскольку названные
организации (органы) и граждане (должностные
лица) осуществляют функции публичной
власти, они выступают от имени предоставивших
им такую возможность публично-правовых
образований - Российской Федерации, ее
субъектов или муниципальных образований.
Поэтому последние и становятся субъектами
ответственности за вред, причиненный
их органами или должностными лицами при
осуществлении властных функций. Публично-правовые
образования возмещают указанный вред
за счет своего нераспределенного имущества
- казны (ст. 1069, абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п.
3 ст. 215 ГК). В свою очередь, казну представляют
непосредственно распоряжающиеся ею финансовые
органы (министерства, управления или
департаменты финансов), если только эта
обязанность на основании п. 3 ст. 125 ГК
не возложена на иного субъекта, выступающего
от имени публично-правового образования
(ст. 1071 ГК). Они и будут являться ответчиками
по искам потерпевших. Таким образом, непосредственные
причинители вреда и субъекты ответственности
за его причинение не совпадают.
Возмещению в данном
случае подлежит как вред, причиненный
личности и имуществу гражданина либо
имуществу юридического лица (п. 1 ст. 1064
ГК), так и причиненный гражданину моральный
вред (ст. 151 ГК).
2. Условия ответственности за вред, причиненный публичной властью.
В отличие от общих
условий ответственности за причинение имущественного вреда,
основанной на принципе генерального
деликта, рассматриваемая ответственность
в качестве первого условия своего наступления
предполагает незаконность действий или
бездействия органов публичной власти
или их должностных лиц, которую должен
доказать потерпевший. При этом имеется
в виду противоречие действий названных
органов и лиц не только закону в собственном
смысле слова, но и иным правовым актам,
т.е. противоправность их действий или
бездействия.
Следует подчеркнуть,
что такое отступление от принципа генерального
деликта, возлагающее на потерпевшего
бремя доказывания противоправности действий
причинителя вреда, имеет глубокие основания.
Ведь речь идет о действиях органов власти
или их должностных лиц, которые не только
имеют односторонне-обязательный, властный
характер, но и по самой своей природе
нередко затрагивают чью-либо имущественную
сферу и неизбежно влекут умаление чьих-либо
имущественных прав, отнюдь не становясь
в силу одного этого факта противоправными.
Неправомерными эти действия становятся
лишь при их совершении без полномочий
либо с их превышением или при злоупотреблении ими.
Причинение
вреда действиями органов публичной власти
возможно главным образом в форме принятия
(издания) ими какого-либо властного, правового
акта (приказа, инструкции, указания и
т.д.), тогда как вредоносные действия должностных
лиц, напротив, обычно состоят в их противоправном
поведении или в устных распоряжениях,
хотя могут заключаться и в выдаче ими
соответствующих письменных распоряжений,
которые в силу их обязательного характера
подлежат исполнению гражданами или юридическими
лицами. Таким образом, под незаконными
действиями органов публичной власти
и должностных лиц следует понимать не
только принятие ими незаконных нормативных
или индивидуальных правовых актов, но
и их фактические действия, носящие противоправный характер.
Противоправным
может быть не только ненадлежащее осуществление
публичной властью ее прав, выражающееся
в неправомерных действиях ее органов
или их должностных лиц, но и неисполнение
властью ее обязанностей, выражающееся
в их бездействии. Примерами этого являются
неправомерный отказ в выдаче необходимого
разрешения или документа, отказ в государственной
регистрации и т.д., повлекшие имущественный
вред для потерпевшего.
Акты органов власти
предполагаются законными, поэтому для
возложения имущественной ответственности
в данном случае необходимо предварительное
признание таких актов недействительными
в судебном порядке (ст. 13 ГК). Признание
ненормативного акта недействительным
и возмещение причиненного этим вреда
производится в одном судебном процессе.
Нормативные акты могут быть признаны
судом недействительными только в случаях,
прямо предусмотренных законом, а иск
о возмещении причиненного в связи с этим
вреда обычно рассматривается в другом
судебном процессе.
Возмещение имущественного
вреда, причиненного гражданам и юридическим
лицам в результате издания незаконного
акта государственного органа или органа
местного самоуправления (ст. 1069 и ст. 16
ГК), имеет своим основанием доказанность
противоречия содержания такого акта
нормам закона или иного правового акта
(указа Президента РФ или постановления
Правительства РФ). При этом не обязательно
речь идет об актах гражданско-правового
характера, но всегда - об актах, затрагивающих
имущественную сферу граждан или юридических
лиц. Иначе говоря, противоправность такого
акта может лежать и за пределами гражданского
права, однако порожденные его принятием
имущественные последствия всегда носят
гражданско-правовой характер.
Закон не содержит
каких-либо иных оговорок, касающихся
условий ответственности за вред, причиненный
публичной властью. Из этого следует, что
данная ответственность строится по общим
правилам деликтной ответственности,
в том числе основана на началах вины причинителя
вреда - органа власти или должностного
лица, которая предполагается (п. 2 ст. 1064
ГК). Практически опровержение этой презумпции
для причинителя, в отношении которого
доказана незаконность его действий (или
принятого им правового акта), вряд ли
возможно, ибо должностные лица и органы
публичной власти обязаны знать закон
(законодательство в широком смысле) и
подчинять ему свои действия.
Особые требования
к установлению вины причинителя вреда
предъявляются в случае его причинения
при осуществлении правосудия (т.е. судьями
в результате рассмотрения и разрешения
ими конкретных гражданских и уголовных
дел). Такой вред может быть возмещен при
установлении вины судьи и вынесении незаконного
решения (приговора или иного судебного
акта) приговором суда, вступившим в законную
силу (п. 2 ст. 1070 ГК). Данное требование
не распространяется на случаи причинения
вреда гражданам судебными органами, предусмотренные
п. 1 ст. 1070 ГК.
3. Меры ответственности.
Условия ответственности.
Согласно ст. 1069 ГК подлежит возмещению
вред, причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов.
Специфика обязательства по возмещению
вреда, причиненного актами власти, выражается,
во-первых, в характере деятельности причинителя.
Такая деятельность является властно-административной,
создающей юридическую обязательность
ее актов, ограничивающих субъективные
права. Возможность и необходимость таких
ограничений прямо основана на характере
властной деятельности и вытекает из закрепленных
законодательством полномочий соответствующих
органов. К примеру, действия по изъятию
вещи в порядке конфискации хотя и приводят
к лишению собственника его прав, но соответствуют
закону и компетенции соответствующего
органа (должностного лица).
Во-вторых, особым
образом проявляется такое условие возмещения
вреда, как противоправность действий
причинителя. Противоправными эти действия
являются, если они: совершаются при отсутствии
полномочий либо с их превышением или
при злоупотреблении ими; противоречат
не только закону, но и иным нормативным
правовым актам, регулирующим деятельность
причинителя.
Сами противоправные
действия могут выражаться в различных
формах. Это могут быть приказы, распоряжения,
иные властные предписания, причем как
устные, так и письменные, принятые как
единолично, так и коллегиально, направленные
тому, или иному кругу граждан или юридических
лиц и подлежащие обязательному исполнению.
Это могут быть и действия иного рода (например,
действия по государственной регистрации
транспортного средства, по техническому
учету объекта недвижимости и др). Противоправное
бездействие также может служить основанием
для возмещения вреда. Так, незаконное
уклонение от государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним может быть основанием для возмещения
вреда лицу, чьи права нарушены.
Условием возмещения
вреда в рамках рассматриваемого обязательства
является необходимость признания такого
акта недействительным, действия (бездействия)
- незаконным либо отмены такого акта (ст.
13 ГК). Такое признание осуществляется
арбитражным судом или судом общей юрисдикции,
причем при рассмотрении подобных дел
действует презумпция противоправности
поведения причинителя и, как следствие,
бремя доказывания законности его поведения
возлагается на соответствующий государственный,
муниципальный орган.
Обязательным условием деликтной ответственности
за вред, причиненный актами власти, как
и в других деликтных обязательствах,
является причинная связь между противоправным
поведением и наступившим вредом. Установить
причинно-следственную связь между поведением
конкретного должностного лица и наступившим
вредом сложно, особенно если вред явился
результатом поведения не одного, а нескольких
взаимодействующих должностных лиц. Проще
установить ее, когда вред причинен изданием
ненормативного акта, совершением действий,
непосредственно повлекших вредные последствия
(например, причинение вреда здоровью
при незаконном задержании).
Виновность лица,
допустившего незаконное действие, бездействие
или принявшего незаконный акт, предполагается,
и указанная презумпция является трудноопровержимой,
учитывая безусловную обязанность должностных
лиц знать и соблюдать действующее законодательство
и не нарушать субъективные права граждан
и юридических лиц.
4. Особенности
ответственности за вред, причиненный
правоохранительными и
Особым случаем
ответственности за вред, причиненный
публичной властью, является ответственность
за вред, причиненный гражданину в результате:
- незаконного осуждения;
- незаконного привлечения к уголовной
ответственности;
- незаконного применения в качестве меры
пресечения заключения под стражу или
подписки о невыезде;
- незаконного наложения административного
взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Перечисленные
случаи представляют собой нарушения
конституционного права каждого гражданина
на свободу и личную неприкосновенность,
которые обычно влекут для граждан как
нравственные страдания, так и неблагоприятные
имущественные последствия. Поэтому закон
предусматривает для них особые правовые,
в том числе гражданско-правовые, последствия.
Прежде всего,
такие ситуации могут возникнуть только
в результате незаконных действий правоохранительных
органов - органов дознания, предварительного
следствия и прокуратуры или суда, которые
привели к указанным выше последствиям
в отношении граждан (физических лиц).
Если вред причинен гражданину названными
органами государства в иных случаях,
не подпадавших под указанный выше перечень,
например в результате его незаконного
задержания в качестве подозреваемого
или в результате незаконного применения
к нему принудительных мер медицинского
характера, он возмещается по общим правилам
возмещения вреда, причиненного гражданину
актами или действиями публичной власти
(п. 2 ст. 1070 ГК). Это же относится и к случаям
причинения вреда правоохранительными
или судебными органами юридическим лицам.
Должностные
лица названных государственных органов
в указанных выше ситуациях обычно действуют
от имени Российской Федерации и на основании
федеральных законов. Поэтому имущественную
ответственность за результаты их незаконных
действий также принимает на себя Российская
Федерация за счет своей казны. В случаях,
когда должностные лица правоохранительных
или судебных органов в соответствии с
законом действуют от имени субъекта Российской
Федерации или муниципального образования,
имущественную ответственность за их
незаконные действия несет соответствующее
публично-правовое образование за счет
своей казны. Согласно ст. 1071 ГК от имени
казны по общему правилу выступают финансовые
органы, которые и являются ответчиками
по искам о возмещении вреда, причиненного
гражданам перечисленными ранее незаконными
действиями правоохранительных и судебных
органов. Следовательно, и в рассматриваемых
случаях причинитель вреда и субъект ответственности
не совпадают. Российская Федерация или
иное публично-правовое образование в
этих случаях имеют право регресса к соответствующему
должностному лицу лишь при условии, что
его вина установлена вступившим в законную
силу приговором суда (п. 3 ст. 1081 ГК).
Незаконность
действий правоохранительных и судебных
органов в ситуациях, предусмотренных
п. 1 ст. 1070 ГК, должна быть подтверждена
оправдательным приговором суда либо
прекращением уголовного дела по реабилитирующим
основаниям (отсутствие события преступления,
отсутствие в деянии состава преступления,
недоказанность участия гражданина в
его совершении), а также прекращением
дела об административном правонарушении.
Прекращение дела по другим основаниям
(амнистия, изменение обстановки и т.д.)
исключает право требовать возмещения вреда.
В изъятие из общих
условий ответственности за причинение
вреда, в том числе причиненного публичной
властью, вред, причиненный гражданину
в указанных выше случаях правоохранительными
или судебными органами, подлежит возмещению
независимо от вины их должностных лиц
(п. 1 ст. 1070 ГК). Ведь последние, совершая
незаконные по сути действия, в ряде случаев
могли добросовестно заблуждаться, например,
привлекая к уголовной ответственности
невиновного гражданина под влиянием
сложившейся у предварительного следствия
версии совершения преступления. В таких
ситуациях презумпция вины причинителя
вреда вполне обоснованно могла бы быть
опровергнута, а вред остался бы невозмещенным.
ГК особо подчеркивает
необходимость возмещения такого вреда
в полном объеме (п. 1 ст. 1070), включая и необходимость
возмещения морального вреда (ст. 1100). Порядок
такого возмещения должен быть установлен
специальным законом, в отсутствие которого
применяются ранее принятые нормативные
акты (в части, не противоречащей нормам
ГК и других российских законов). Они предусматривают:
- компенсацию потерпевшему утраченного
заработка или иных доходов, также пенсий и пособий;
- возврат конфискованного, изъятого или
арестованного имущества;
- компенсацию выплаченных потерпевшим
штрафов и судебных издержек, в том числе
сумм за оказание юридической помощи;
- возмещение иного ущерба, понесенного
потерпевшим (в виде, например, утраченного
им жилья и другого имущества, неполученных
доходов и т.д.).
В особом порядке
возмещается вред, причиненный правоохранительными
и судебными органами жертвам политических
репрессий. На эти отношения правила ст.
1070 ГК не распространяются.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Понятие и субъекты ответственности за вред, причиненный публичной властью