Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:56, контрольная работа
Недостаточное понимание диалектической взаимосвязи субъективного и объективного факторов в управленческой деятельности приводит к односторонним подходам — от отождествления государственного управления с хозяйственно-экономическими и другими общественными процессами до его противопоставления им. Подобные крайности открывают шлюзы волюнтаризму или толкают на путь пассивного следования за естественным, спонтанным ходом вещей.
Введение………………………………………………………..………………….3
ГлаваI. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……..……….4
§1. Понятие, содержание принципов государственного управления………4
ГлаваII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....6
§1. Общие (социально-правовые) принципы…………...……………………6
§2. Организационные принципы управления................................................11
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………………….16
Содержание
Введение……………………………………………………….
ГлаваI. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……..……….4
§1. Понятие, содержание принципов государственного управления………4
ГлаваII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
§1. Общие (социально-правовые) принципы…………...……………………6
§2. Организационные принципы
управления....................
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Государственное управление — это особый тип социального управления. Его существенное отличие от социального заключается в политическом характере. Это не исключает объективной стороны управленческой деятельности государственных институтов и управленческих отношений. Будучи субъективным фактором, т.е. воплощением коллективного разума и воли наиболее активной части общества, государственное управление характеризуется своими объективными законами и ими обусловленными и их отражающими принципами. В процессе управления субъективный фактор переплетается с объективным, внутренняя логика управления — с логикой функционирования и изменения управляемого объекта. Объективация субъекта и субъективация объекта — суть проявление этой диалектики.
Недостаточное понимание диалектической взаимосвязи субъективного и объективного факторов в управленческой деятельности приводит к односторонним подходам — от отождествления государственного управления с хозяйственно-экономическими и другими общественными процессами до его противопоставления им. Подобные крайности открывают шлюзы волюнтаризму или толкают на путь пассивного следования за естественным, спонтанным ходом вещей. В нем — оправдание, с одной стороны, “всемогущества” управляющего государственного субъекта, а с другой, — иждивенческой психологии надежд и упований на объективную природу потенциальных преимуществ “свободного” рынка и гражданского общества, в котором, якобы, господствует спонтанная саморегуляция.
Корректный анализ объективного фактора в государственном управлении важен с точки зрения выяснения специфики объективных законов, а также сущности и содержания принципов управления. Проблемы достаточно сложной и мало разработанной, особенно что касается законов управления.
ГлаваI. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§1. Понятие, содержание принципов государственного управления
Для более глубокого понимания
сущности предмета административно-правового
регулирования —
Понятие принципов. Государственное управление базируется на основных положениях — принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления.
Содержание принципов объективно выражает сущность управления, исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должно строиться и осуществляться управление. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.
Вместе с тем некоторые принципы-идеи, оказывающие регулирующее воздействие на управление, не находят своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, следовательно, не всегда являются правовыми и специфическими для управления. К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Это — социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Идеи социальной справедливости и гуманизм должны пронизывать всю исполнительную деятельность субъектов управления.
Цели и задачи не только предопределяют характер управленческой, исполнительной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели — это то, на что направлена исполнительная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. В принципах находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению и организации аппарата управления, его подразделений и способам осуществления ими функций, относящихся к управлению, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами управления.
Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако это не означает, что они носят субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.
ГлаваII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§1. Общие (социально-правовые) принципы
Итак, принципы образуют основу управленческой, исполнительной деятельности. Из основы выводятся все остальные свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности — такова и ее сущность.
Классификация принципов. Принципы управления образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретно определить роль каждого принципа, что облегчает их практическое применение.
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы,
К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Важная роль этих принципов обусловлена тем, что они основополагают социальные (моральные, юридические) правила управленческой деятельности. Общими принципами являются: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина.
Объективность. Социальные процессы протекают в соответствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуются познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния общества. Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным: тогда, когда люди, познав объективные законы, сознательно используют их, «заставляют служить» самым насущным интересам. Следовательно, познание законов выступает в качестве необходимой предпосылки научного управления.
Принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния дел, учета трудностей и противоречий, существующих в социальной среде. Кроме того, важно учитывать закономерности взаимодействия общества с природной средой, ибо природа, являясь важным источником средств к жизни, одновременно вносит в общественные процессы элементы случайности, нередко неблагоприятно отражающиеся на ходе социальных процессов.
Принцип объективности в управлении несовместим с субъективизмом, игнорирующим объективные условия, закономерности развития общества. Субъективный фактор может играть важную роль в управлении лишь тогда, когда он опирается на учет объективных, реальных условий, на объективные закономерности общественного развития. Субъективизм в социальном, в том числе и государственном управлении приводит к волевым, волюнтаристским необоснованным решениям, а стало быть, к заведомому их неисполнению. Он может привести к бесполезной затрате сил и средств, вызвать дезорганизацию процессов управления, подорвать доверие к субъекту управления.
Вместе с тем объективные законы общества сами по себе, вне сознательной деятельности людей, не обеспечивают результативность управления. Использование законов заключается в том, чтобы привести в соответствие с требованиями этих законов деятельность людей, использовать открытый закон во имя целей управления.
Таким образом, содержанием принципа объективности являются изучение закономерностей общественного развития, научное определение путей и способов использования законов общества субъектом государственного управления (субъективным фактором) в целях обеспечения оптимального управления, эффективной исполнительной деятельности государства.
Научность в управленческой, исполнительной деятельности выражается в применении научных методик сбора, анализа и синтеза информации о состоянии объекта управления (сферы, отрасли управления). Для обработки и хранения информации используются электронно-вычислительные машины. Научность предполагает:
— анализ информации;
— выявление актуальных проблем;
— прогнозирование;
— выработку оптимальных вариантов разрешения проблем;
— избрание наиболее эффективных путей и средств выполнения намеченных программ;
— комплексный, системный подход к решению вопросов, определению путей достижения целей исполнительной деятельности, которые позволили бы их достигнуть при наименьших затратах сил и средств;
— оптимальное определение и правовое закрепление функциональных обязанностей работников;
— совершенствование структуры аппаратов и служб органов исполнительной власти;
— научную организацию труда в органах исполнительной власти, использование автоматизированных систем управления и других научно-технических средств.
Конкретность. Объективные закономерности в повседневной, конкретной жизни проявляются через действия людей, которые своим поведением стремятся достичь определенной цели. Следовательно, к числу принципов управления относится принцип конкретности. Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации, как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Информация, ее объем, количество, направленность, необходимость и достаточность должны соответствовать функциям, которые осуществляют конкретный субъект управления.
Достоверная информация позволяет установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и определить в соответствии с этим цели и действия людей, т.е. конкретизировать пути и средства достижения целей управления.
Эффективность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Управление в любой социальной сфере, будь то экономика, образование, культура, безопасность, оборона, внутренние дела и т.д., связано с материальными и духовными ценностями, финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и всякая общественно полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др.
Требования данного принципа управления состоят в оптимизации решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта. Задача субъекта управления состоит в том, чтобы выявить и исследовать варианты решений, которые с возможно большей степенью вероятности ведут к достижению цели при наличии находящихся в распоряжении субъекта управления сил и средств. Кроме того, эти варианты должны учитывать внешние и внутренние условия, возможно больший круг возбуждающих воздействий среды функционирования на систему управления, социальные последствия того или иного решения, а также интересы работников, принадлежащих к системе управления.
Наряду со средствами оптимизации управления большое значение имеет избрание эффективных методов управленческого воздействия, стимулирования, материальной заинтересованности предоставления исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности, установления ответственности за результаты своей работы.
Сочетание централизации и децентрализации. Этот принцип имеет важное значение в таком федеративном государстве, как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республик в составе России, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется на основе Конституции, Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами компетенции. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.
Несоблюдение этого принципа
приводит, с одной стороны, к снижению
роли федеральных субъектов
Информация о работе Понятие, содержание принципов государственного управления