Порядок выборов Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 01:00, контрольная работа

Краткое описание

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. В России вопрос об учреждении поста Президента решался более, сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты.

Содержание

Введение 3
Понятие главы государства 5
Порядок выборов Президента РФ, реализация принципа народного представительства 9
Зависимость объема функций и полномочий Президента РФ от порядка его избрания. 21
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Московский государственный университет.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Московский государственный университет

Экономики, Статистики и Информатики

Тверской филиал

Кафедра Гуманитарные социально-экономические и

Юридические дисциплины

 

 

 

 

                       Контрольная работа

                        По Конституционному праву

Порядок выборов Президента Российской Федерации

 

 

 

 

    Выполнил(а):

                                                               Студент(ка) группы Тв-ЗГЮ-301 Г

                                                                                           Назарова Н.И

 зачётная книжка №68031

 

Научный руководитель:

Титов М. В.

 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   3  

  1. Понятие главы государства                                                                        5                                                                                                                                           
  2. Порядок выборов Президента РФ, реализация принципа народного представительства                                                                                         9
  3. Зависимость объема функций и полномочий Президента РФ от порядка его избрания.                                                                                               21
  4. Заключение                                                                                                 24
  5. Список литературы                                                                                     26                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

          Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. В России вопрос об учреждении поста Президента решался более, сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты.

          Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную». Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительная - Правительством, а судебная - судами. Президент в наибольшей степени включен в деятельность исполнительной власти, а также он является гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Полномочия органов ветвей власти распределены так, что они взаимно уравновешивают друг друга.

        Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления прав граждан избирать и быть избранными, касающиеся порядка выборов Президента Российской Федерации.

        Предмет работы – общественные отношения, нормы права и теоретические положения раскрывающие порядок выборов Президента Российской Федерации.

        Цель работы – комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.

       Методы исследования: анализ, изучение общей и специальной литературы и нормативных актов, сравнительное правоведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие главы государства.

 

Президент Российской Федерации является главой государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государства это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а так же высшее представительство в международных отношениях.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют ввиду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трёх властей – законодательной исполнительной или судебной.

 Президентская власть  в республиках президентского  типа – это всегда единоличность  власти. Глава государства не  только не делит свою власть  с другими лицами, но и в  силу принципа разделения властей  действует независимо от законодательной  и судебной власти. Президент  получает свой мандат от народа  и поэтому не может контролироваться  со стороны парламента. Комплектовать  состав правительства ( с определённым  участием парламента), которое в  силу этого принимает стабильный  характер. Сильная президентская  власть ни как не подрывает  демократический характер правового  государства – напротив, она при  определённых условиях является  единственно возможным инструментом  сохранения конституционного статуса.

Общеизвестно, что главой государства называется официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это не просто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми его особенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Следовательно, понятие президента не следует рассматривать как «должность» или «пост». Президент - это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и тем самым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее в данном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства. 
        Что же касается Российского государства, то институт главы государства в роли президентства имеет не обширную историю своего развития. Готовилось множество проектов еще в Советском союзе о введении нового понятия главы государства, но ввиду различных обстоятельств данные законопроекты не были реализованы. 
         В марте 1990 г. внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» и избирает Президента СССР. Учреждение поста Президента СССР отличалось (наряду с изменениями конституционного статуса КПСС) особым радикализмом и имело далеко идущие последствия. В сущности, введение института президентства в стране влекло за собой изменение формы государственного правления, переход от республики Советов к президентской республике. 
          Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 г. В этот день советские граждане участвовали в референдуме СССР и определяли, быть ли Союзу ССР и дальше. В дополнение к этому граждане РСФСР отвечали на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?" По этому вопросу проголосовали 75,42 % избирателей, внесенных в списки. За введение поста Президента РСФСР высказались 69,85 % избирателей, или 53 385 275 человек, против — 27,89 %, или 21 406 152 человек1.  24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О Президенте РСФСР". Законом от 24 мая 1991 г. Итак, для чего же понадобился пост президента? При введении его на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины президентства в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению к Российской Федерации. Во-первых, это размежевание функций партии и государства. Раньше все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами, и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же требовалось укрепить то звено государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями. С учетом всего сказанного можно согласиться с профессором С.А. Авакьяном, предложившим свое толкование причин введения поста президента в нашей стране2. Во-первых, демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрировала свою, так сказать, обратную сторону: увлекающиеся дискуссиями парламент и правительство были не в состоянии принимать оперативных решений и быстро их осуществлять, поэтому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал ежечасно за текущие дела. Скажем прямо, хотя и рискуем вызвать критику в свой адрес: нужен был "хозяин" страны, который нес бы персональную ответственность за принятие неотложных решений и был бы способен навести порядок в обществе, стремительно катившемся в бездну хаоса при отсутствии дисциплины и без уверенности в завтрашнем дне. Конечно, речь шла о передаче ему полномочий, необходимых для этого и не требующих коллегиальных решений. Важно было и то, чтобы указанное лицо, как и парламент, получило свои полномочия от народа путем прямых выборов, было организационно обособлено от других органов и имело специальные механизмы взаимоотношений с ними. Во-вторых, отсюда вытекает еще одна причина введения поста президента, обусловленная развивавшимся разделением властей. В СССР и затем в РСФСР демократизация в государственных делах выразилась, прежде всего, в создании активного парламента. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР, а особенно Верховные Советы СССР и РСФСР, работавшие на началах постоянства, брали на себя огромное количество дел и присваивали, чуть ли не безапелляционное право решать любые вопросы. Президентство, хотя об этом вслух предпочитали не говорить, стало противовесом "зарывающемуся" парламентаризму и было призвано "помочь" ему обрести нормальные рамки деятельности в условиях равенства властей, а не приоритета одной перед другой (во что это вылилось позже — предмет дальнейшего разговора). 
В-третьих, как показала действительность, в условиях, когда отсутствуют либо парламентское большинство одной партии, либо альянс нескольких партий в парламенте (или нижней палате), президент объективно вынужден взять на себя формирование правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование главнейшего органа исполнительной власти. 
         Президент как представитель всего народа объективно должен был дистанцироваться от собственной партии. Он просто вынужден был ей "помогать" стать одной из многих (и рядовых!) политических партий, чего ему, конечно, не могло простить терявшее позиции и привилегии руководство КПСС. Президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а там, где они видели в партии постоянную угрозу своей власти, как, например, в той же РСФСР, вообще запретить ее (разумеется, провозглашая анти-конституционность партии и умалчивая о личных мотивах)3.                                                

В июне 1991 г. избирается первый Президент РСФСР – Борис Николаевич Ельцин сроком на 5 лет согласно Конституции РСФСР. Прихоть нового президента усилить исполнительную власть и другие факторы привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года. Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года, определила новый, действующий и по настоящее время, правовой статус Президента Российской Федерации. И сократила срок его полномочий на один год. В преддверии Нового 2000 года, 31 декабря, Ельцин уходит в отставку и временно исполняющим обязанности Президента РФ становится Владимир Владимирович Путин, который 26 марта 2000 года уже избирается главой государства. Вступил в должность 7 мая 2000 года. 14 марта 2004 года избран президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 7 мая 2008 года передал власть избранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию Анатольевичу Медведеву4, который руководит государством и по настоящий день. Сам же Владимир Владимирович стал Председателем Правительства РФ.  
         Подводя итог данному параграфу, следует отметить то, что институт президентства в Российской Федерации довольно молодая юридическая категория, но очень интересная. Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года, определила новый, действующий и по настоящее время, правовой статус Президента Российской Федерации. 
 
 
 
2. Порядок выборов Президента РФ, реализация принципа народного представительства

 
Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и ФЗ «О выборах президента РФ», является обязательным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным положением, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного п. 2 ст.5 ФЗ «О выборах президента РФ» срока официального опубликования решения о назначении выборов.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 
Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания. В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются: 1) фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории Российской Федерации кандидата; 2) фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей может быть совершено должностным лицом исполнительного органа государственной власти, должностным лицом органа местного самоуправления, которые уполномочены совершать нотариальные действия. Протокол собрания группы избирателей должен содержать решения6: 1) об образовании группы избирателей; 2) о поддержке самовыдвижения кандидата с указанием сведений о кандидате; 3) о назначении уполномоченных представителей группы избирателей с указанием сведений, К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены: 1) доверенности на уполномоченных представителей группы избирателей; 2) список уполномоченных представителей группы избирателей в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя. К указанному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность; 3) заявление кандидата о его согласии баллотироваться, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство (в случае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. К заявлению прилагаются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; 4) нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя (нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей) по финансовым вопросам кандидата; 
5) если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

Информация о работе Порядок выборов Президента Российской Федерации