Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 19:46, курсовая работа
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ежедневно в нашей стране совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения с продавцами, становясь при этом покупателями, не вспоминая о правовых тонкостях в отношении своих прав и обязанностей.
Введение
1. Основные права и обязанности покупателя
2. Права и обязанности покупателя по договорам купли-продажи
2.1Права и обязанности покупателя по договору розничной купле-продаже
2.2 Права и обязанности покупателя по договору поставки товаров
2.3 Права и обязанности покупателя по договору энергоснабжения
2.4 Права и обязанности покупателя по договору продажи недвижимости
3. Судебно-арбитражная практика
Заключение
Список используемой литературы
41
Содержание
Введение
1. Основные права и обязанности покупателя
2. Права и обязанности покупателя по договорам купли-продажи
2.1Права и обязанности покупателя по договору розничной купле-продаже
2.2 Права и обязанности покупателя по договору поставки товаров
2.3 Права и обязанности покупателя по договору энергоснабжения
2.4 Права и обязанности покупателя по договору продажи недвижимости
3. Судебно-арбитражная практика
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.[1]
Ежедневно в нашей стране совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения с продавцами, становясь при этом покупателями, не вспоминая о правовых тонкостях в отношении своих прав и обязанностей.
Продавцы, используя юридическую безграмотность большей массы потребителей, нередко нарушают их права. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки хранения товара, не исполняет гарантийные обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например мастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, скрывающий факты выпуска небезопасного товара. Как в таких случаях защитить нарушенные права потребителя?
На защите интересов потребителя (покупателя) стоят нормы ГК РФ и законодательство по защите прав потребителей, направленные в первую очередь на обеспечение интересов прав потребителей.
По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей, все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции при нарушении прав потребителя.
Учитывая важность вышеуказанных обстоятельств, целью моей работы является исследование прав и обязанностей покупателя.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о правах и обязанностях покупателей;
- проанализировать правовое регулирование прав и обязанностей покупателя;
- исследовать особенности содержания прав и обязанностей покупателя.
В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики.
1. Общие права и обязанности покупателя
Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара.
При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.
Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять им товар.
Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.475; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503 ГК РФ.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в местонахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п.
Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ.
В том случае, если покупатель не принимает товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст.393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается, принять товар или не принимает его, несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п.3 ст.484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным.
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.
Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с письмом Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право:
• на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и на демонстрацию отдельных товаров в действии;
• проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
• требовать соблюдения положений правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
• требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
• оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
• в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
• вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
• замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Отметим сразу, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако из этого правила были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.
Первое - эти исключения предусмотрены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. Для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (п.1 ст.503 ГК РФ). Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные выше требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК РФ (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.
Перечень обозначенных технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. №575[2]. Он включает: Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; Мотоциклы, мотороллеры; Снегоходы; Катера, яхты, лодочные моторы; Холодильники и морозильники; Стиральные машины автоматические; Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков[3].
Следует оговориться, что ранее, эти исключения действовали и в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки. При этом требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) могло быть удовлетворено лишь с согласия продавца. На практике же многие комиссионные магазины до сих пор игнорируют права покупателей. В настоящее время на розничную куплю-продажу в комиссионных отделах распространяются общие правила ст.503 ГК РФ и покупатель обладает полным комплексом прав.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 26 Закона «О защите прав потребителей», эти отношения регулируются специальными Правилами комиссионной торговли[4](в части не противоречащей ГК РФ), которые устанавливают некоторые особенности такой купли-продажи.
В соответствии с п.2. ст.503 ГК РФ в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или выполняющая функции продавца на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. В настоящее время действует Инструкция о порядке проведения экспертиз, утвержденная приказом Главного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР от 22 мая 1979 г. №20. Экспертиза продовольственного сырья производится в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. №1263[5].
В заключение отметим, что вместо предъявления названых выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Наряду с правами покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, гражданское законодательство предусматривает право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
Информация о работе Права и обязанности покупателя по договору купли-продажи