Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:25, контрольная работа
Целью данной работы: исследование опеки и попечительства как основной правовой формы защиты прав несовершеннолетних.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- Проанализировать законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
-- Изучить права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
Предметом исследования институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Введение…………………………………………………………………….3
Осуществление опеки и попечительства над несовершеннолет-ними………………………………………………………………...……5
Понятие и сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними……………………………………………..5
Порядок установления опеки и попечительства…………...……6
Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолет-ними………………………………………..…………………..…10
2. Права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними……………...…………………..12
2.1. Основные задачи органов опеки и попечительства……….……12
2.2. Права и обязанности опекунов………………………..……….14
2.3. Права и обязанности подопечных……………………………… 16
Заключение…………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Права и обязанности субъектов семейно-правовых
отношений опеки (попечительства) над
несовершеннолетними……………...………
2.1. Основные задачи органов опеки и попечительства……….……12
2.2. Права и обязанности опекунов………………………..……….14
2.3. Права и обязанности подопечных……………………………… 16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….21
Введение
Актуальность исследования. Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором несовершеннолетние должны находиться в привилегированном положении. Значение этой группы населения определяется не столько масштабами, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. В детском подростковом возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.
И так, как несовершеннолетние практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, то, следовательно, нуждаются в особой, усиленной защите со стороны общества и государства, формы и методы которой оформляются в виде государственной политики по отношению к этой социально-демографической группе населения. Как известно, защиту интересов детей закон возлагает на родителей. Однако возможны случаи, когда это право может принадлежать иным лицам, например опекунам и попечителям.
Целью данной работы: исследование опеки и попечительства как основной правовой формы защиты прав несовершеннолетних.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- Проанализировать законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
-- Изучить права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
Предметом исследования институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
1. Осуществление опеки и попечительства над несовершеннолет-ними
1.1. Понятие и сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними
Конституция РФ (ст. 7) гласит: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что для него является приоритетом проведение мер по достижению целей ориентированных на оптимальное и устойчивое развитие личности, в направлении существенного улучшения условий жизнедеятельности, быстрой социализации личности и формировании у несовершеннолетних желательных для общества социальных установок. А так же защите прав и свобод тех социально—демографических слоях общества, которые не в состоянии по каким-то причинам самостоятельно
Одна из форм заботы гражданского и семейного законодательства о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих интересов являются опека и попечительство
Согласно гл. 1 ст. 2 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»
Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.
В соответствии со ст. 40 п. 2 ГК РФ по достижении малолетним подопечным 14 лет опека автоматически переходит в попечительство.
В семейном праве под опекой
и попечительством над
Основанием для установления
опеки и попечительства над несовершеннолетними
является факт утраты ими попечения
родителей (например, в результате смерти
или утраты родительских прав). Возможны
также случай, когда родители сами
просят установить над детьми опеку
или попечительство, в таком случае
речь идет об установлении опеки или
попечительства по заявлению родителей
или единственного родителя. В
любом случае назначение опекуна
или попечителя производится органами
опеки и попечительства в течение
месяца с того момента, когда возникла
необходимость установления опеки
или попечительства. Пока опека или
попечительство над ребенком не установлена,
обязанности опекуна и
1.2. Порядок установления опеки и попечительства
Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, - с тем, чтобы вести их учет и устраивать исходя из конкретных обстоятельств в соответствии со ст.121 СК может только орган опеки и попечительства (и никакое другое юридическое, физическое лицо). Но в то же время предусмотрена обязанность должностных лиц (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан сообщать органам опеки и попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.
После получения информации
о детях, оставшихся без попечения
родителей, органы опеки и попечительства
обязаны в течение трех дней провести
первичное обследование. В ходе обследования
органы опеки и попечительства должны
проверить достоверность
При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения, сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок, - в региональный банк данных - система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта РФ, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Получив такие сведения, орган исполнительной власти субъекта РФ уже на всей своей территории принимает в течение месяца меры по устройству ребенка в семью. При невозможности устройства ребенка сведения о нем направляются в Министерство образования РФ, на которое возложены функции по осуществлению централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью российских граждан на территории России.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Обязанности, возлагаемые на опекунов и попечителей, носят весьма обременительный характер, именно поэтому их надлежащее исполнение (тем более безвозмездное) невозможно без осознанного намерения лица принять на себя эти обязанности, и надлежащим образом их исполнять. Таким образом, успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства.
Назначение опекуна
и попечителя оформляется
Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов РФ, Министерство образования РФ).
При этом должны быть представлены следующие документы:
а) заявление гражданина
о своем желании принять
б) анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;
в) заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
В целях получения наиболее полных сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе потребовать от гражданина, подавшего заявление, предоставления сведений о себе, а так же запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных учреждениях (п.2 ст.10).
Оператор в 10-дневный срок
со дня получения документов рассматривает
их по существу и предоставляет гражданину
для ознакомления анкеты ребенка
и фотографии детей, оставшихся без
попечения родителей, соответствующих
его пожеланиям. Затем в соответствии
с пожеланием гражданина оператор выдает
ему направление на посещение
ребенка. Сведения о ребенке, оставшемся
без попечения родителей, на посещение
которого выдано направление одному
гражданину, не могут быть одновременно
сообщены другому гражданину. Гражданин
обязан в установленный для посещения
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, срок проинформировать в
письменной форме соответствующего
оператора о результатах
При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он получает направление на посещение другого выбранного им ребенка.
Гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора:
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет и устраивать, исходя из конкретных обстоятельств, в соответствии с СК РФ может только орган опеки и попечительства. После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны устроить ребенка в семью, а при невозможности устройства в семью он должен быть определен в воспитательное учреждение.