Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:57, реферат
Целью данной работы является раскрытие понятия правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта хозяйствования.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и общая характеристика его правового статуса…………………….............................................................5
1.1. Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства…………5
1.2. Состав крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок его создания .9
2. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства…....13
3. Правовой режим земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ……………………………………17
4. Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства……20
5.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников …………………………….28
Введение…………………………………………………………
1. Понятие крестьянского (фермерского)
хозяйства и общая характеристика его
правового статуса……………………...............
1.1. Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства…………5
1.2. Состав крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок его создания .9
2. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства…....13
3. Правовой режим земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ……………………………………17
4. Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства……20
5.
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников …………………………….28
Введение
Современные экономические отношения способствуют формированию новых, прогрессивных подходов к организации производства сельскохозяйственной продукции с целью закрепления в сельском хозяйстве способов хозяйствования, основанных на экономическом стимулировании. Способы хозяйствования, базирующегося только на государственной собственности, показали свою несостоятельность. Практика эффективного развития сельскохозяйственного производства в государствах Европейского Союза, Канаде, США и др. поддерживает необходимость создания в аграрном секторе экономики условий для свободного развития предпринимательства в различных не запрещенных законодательством формах.
Сельскохозяйственное производство – это обширная
фабрика по производству продуктов питания,
лекарственных средств, кормов, сырья
для других отраслей экономики и т.д. В
нем есть место для деятельности государственных
и негосударственных организаций, индивидуальных
предпринимателей. Важная роль в развитии
рыночных отношений в сельском хозяйстве
принадлежит крестьянским (фермерским)
хозяйствам. Деятельность их регулируется
Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом
от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
(с изменениями от 4 декабря 2006 г., 13 мая
2008 г., 30 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г.) и иными актами законодательства.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы произошло расширение возможностей для самостоятельного осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности в различных формах, возрождение и становление фермерского уклада, повышение товарности личных подсобных хозяйств граждан.
Предметом исследования явились общественные отношения, связанные с организацией и ведением крестьянского (фермерского) хозяйств, нормативные правовые акты, регулирующие эти отношения, а также практика их применения.
Целью данной работы является раскрытие понятия правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта хозяйствования.
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и общая характеристика его правового статуса.
1.1. Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства.
Становление многоукладной экономики и развитие рыночных отношений в нашей стране вызвали появление большого многообразия форм собственности и хозяйствования. В аграрном секторе появились такие специфические формы хозяйствования как крестьянские (фермерские) хозяйства. Крестьянские (фермерские) хозяйства—частные сельскохозяйственные предприятия на собственной или арендованной земле. Они получили значительное развитие в сельскохозяйственном производстве за последние годы.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года. К началу 1996 года в стране начитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Они располагали 11 млн га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн га, или 6,1% ее общей площади. В 1996 году фермерами было произведено сельскохозяйственной продукции на 5451 млрд руб. (в фактически действовавших в тот период ценах) или 2% валовой продукции сельского хозяйства. В 1997 году число крестьянских (фермерских) хозяйств начало несколько сокращаться. При этом общая площадь используемых ими земель возросла и достигла около 14 млн га в 1999г., а средний размер хозяйств увеличился до 51 га1.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы (1990-1992 годы) и получившие стартовую финансовую поддержку, добились высокой экономической эффективности производства. Однако в 1994-1995 годах рост количества фермерских хозяйств резко замедлился. Это во многом было обусловлено как общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием), так и нерешенностью многих организационно-правовых, земельных, материально-технических, социальных и других вопросов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Законодательство, регулирующее образование и деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, находится в стадии становления. В связи с этим многие вопросы в нем еще недостаточно четко определены, имеется много проблемных вопросов и противоречий. Так например, в юридической науке вопрос о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время однозначно не решен, разноречива и практика.
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", с последующими изменениями и дополнениями рассматривает крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности(пункт 1,статья 1). В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, обусловленные сельскохозяйственной и связанной с ней деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всеми правами и обязанностями, необходимыми для осуществления частной предпринимательской деятельности2.
Согласно статье 23 пункта 2 Гражданского кодекса Российской федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако крестьянских хозяйств нет в приведенном в главе 4 нового Гражданского кодекса перечне организационно-правовых форм коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами. В статье 259 Гражданского кодекса Российской Федерации также указано, что членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе его имущества может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые будут обладать правами юридического лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, можно также считать субъектами малого предпринимательства (статья 3, пункт 1 Федерального закона от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации"). В частности, указанный закон направлен на реализацию права гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не запрещенной законом. Он устанавливает общие положения в области государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве.
На практике видно, что в настоящее время в нашей стране функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства с различным правовым статусом. Часть хозяйств, образовавшихся до 1995 года, продолжает работать как юридические лица, и их правовой статус находится в противоречии с Гражданским кодексом Российской Федерации, главы других хозяйств перерегистрировались в предпринимателей без образования юридического лица.
1.2. Состав крестьянского(
Основу крестьянского (фермерского) хозяйства составляет наличие трех элементов: определенного имущественного комплекса, земельного участка, предоставленного для данной цели, и лиц, совместно ведущих крестьянское хозяйство. В большинстве случаев ведение крестьянского хозяйства осуществляется семьей, однако в соответствии в действующим законодательством оно может быть организовано одним лицом, а также лицами не связанными между собой родственными связями3.
Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Российской Федерации, который обладает специальными знаниями, необходимой квалификацией либо опытом работы в сельском хозяйстве. Преимущественным правом на организацию крестьянского хозяйства обладают граждане, проживающие в данной местности, при наличии необходимой квалификации и опыта работы в сельском хозяйстве. Крестьянское хозяйство может быть также организовано иностранными гражданами. В этом случае земельный участок предоставляется им на праве аренды.
Процесс создания крестьянского (фермерского) хозяйства можно разделить на два этапа: 1) предоставление земельного участка; 2) регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица.
Предоставление земельного участка производится на основании заявления гражданина по предоставлению в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков4.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течении месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Члены фермерского
хозяйства устанавливают по
В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме5.
Крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию крестьянских хозяйств. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 государственная регистрация крестьянских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
2. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского)хозяйства.
Правовой режим имущества выражается в законодательном закреплении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в различном субъектном составе в имущественных и земельных правоотношениях. По общему правилу субъектами права на имущество выступают все члены крестьянского хозяйства, однако на земельный участок им является только один из них –глава крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии со ст.6 Закона имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит членам на праве совместной собственности. Статья 257 Гражданского кодекса также устанавливает, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится у членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не предусмотрено иное. При этом определены права на имущество самого крестьянского хозяйства как юридического лица, т.е. отсутствует признак обособленного имущества6.
Информация о работе Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства