Министерство
образования науки РФ
Костромской
государственный технологический
университет
Прекращение
брака
Выполнила:
Занегина
Ксения
Группа
11-эн-4а
Кострома
2011 год
Прекращение брака
- это обусловленное наступлением
предусмотренных законом юридических
фактов прекращение супружеских
правоотношений.
Основаниями прекращения
брака являются:
- смерть одного из супругов;
- объявление одного из супругов умершим;
- расторжение брака по заявлению
одного или обоих супругов;
- расторжение брака по заявлению
опекуна супруга, признанного судом
недееспособным;
- признание брака недействительным.
В случае смерти
супруга или объявления его умершим
брак считается прекращенным с момента
регистрации смерти супруга или
вступления в законную силу решения
суда об объявлении гражданина умершим.
Специального оформления прекращения
брака по указанным основаниям не
требуется.
Брак не может
быть восстановлен, если другой супруг
вступил в новый брак (п. 2 ст. 26
СК РФ).
Порядок расторжения
брака.
При жизни супругов брак может
быть прекращен путем его расторжения.
Расторжение брака является юридическим
актом, прекращающим на будущее время
права и обязанности между
супругами, за исключениями, предусмотренными
законом. Семейный кодекс РФ, как и
ранее действовавший, предусматривает
две процедуры расторжения брака:
в судебном порядке - в судах общей
юрисдикции и в административном
порядке - в органах загса. При
этом государственная регистрация
расторжения брака производится
только в органах записи актов
гражданского состояния.
Расторжение брака
в органах записи актов гражданского
состояния.
В соответствии с п. 1 ст. 19 СК РФ брак
расторгается в органах загса, если
у супругов нет общих несовершеннолетних
детей и оба супруга согласны
на расторжение брака. Взаимное согласие
на развод должно быть выражено в письменной
форме в совместном заявлении
супругов или в двух раздельных.
Подпись супруга, не явившегося в
загс для подачи заявления, должна быть
нотариально удостоверена. Независимо
от наличия общих несовершеннолетних
детей в органах загса расторгается
также брак между супругами, один
из которых признан безвестно
отсутствующим, недееспособным или
осужден за совершение преступления
к лишению свободы на срок свыше
трех лет (п. 2 ст. 19 СК РФ). Расторжение брака
в указанных случаях производится по заявлению
одного из супругов. Согласие недееспособного
супруга или супруга, осужденного к лишению
свободы на срок не менее трех лет, не имеет
юридического значения. Согласие супруга,
признанного безвестно отсутствующим,
не может быть получено по причине его
отсутствия. Помимо заявления о расторжении
брака, в орган загса должны быть представлены
решение суда о признании второго супруга
безвестно отсутствующим или недееспособным,
либо вступивший в законную силу приговор
суда об осуждении другого супруга к лишению
свободы на срок свыше трех лет.
Государственная регистрация расторжения
брака в органах загса по заявлению одного
из супругов производится в его присутствии
по истечении месяца со дня подачи заявления.
Несмотря на
расторжение брака в органах
загса, во всех вышеперечисленных случаях
споры о разделе общего имущества
супругов, выплате средств на содержание
нетрудоспособного нуждающегося супруга,
а также споры о детях рассматриваются
судом (ст. 20 СК РФ).
Расторжение брака
в судебном порядке.
В судах общей юрисдикции рассматриваются
дела о расторжении брака, если:
- супруги имеют общих несовершеннолетних
детей;
- отсутствует согласие на развод одного
из супругов;
- один из супругов, несмотря на отсутствие
у него возражений, уклоняется от расторжения
брака в органе загса.
Расторжение брака
производится в общеисковом порядке
на основании норм Гражданско-процессуального
кодекса РСФСР. В соответствии с п. 1 ст.
22 СК РФ расторжение брака судом производится,
если будет установлено, что дальнейшая
совместная жизнь супругов и сохранение
семьи невозможны. Таким образом, в законе
не установлен перечень оснований, при
наличии которых суд должен расторгнуть
брак. При рассмотрении дела о расторжении
брака при отсутствии согласия на развод
одного из супругов суд может:
- вынести решение о расторжении брака;
- отказать в удовлетворении исковых требований;
- отложить разбирательство дела и назначить
срок для примирения супругов в пределах
трех месяцев.
Если оба супруга
согласны на развод, а обращение
в суд вызвано наличием общих
несовершеннолетних детей или уклонением
одного из супругов от расторжения
брака в загсе, суд выносит
решение о расторжении брака
без выяснения мотивов развода
(п. 1 ст. 23 СК РФ). Задача судов при
рассмотрении дел данной категории
заключается в обеспечении соблюдения
интересов несовершеннолетних детей.
Момент прекращения
брака при его расторжении (ст.
25 СК РФ).
Брак, расторгаемый в органах загса,
прекращается со дня государственной
регистрации расторжения брака
в книге регистрации актов
гражданского состояния. Моментом прекращения
брака при расторжении его
в суде является день вступления решения
суда в законную силу. В течение
трех дней со дня вступления решения
суда в законную силу суд обязан
направить выписку из этого решения
в орган загса по месту государственной
регистрации заключения брака. На основании
выписки из решения суда любой
из супругов вправе получить свидетельство
о расторжении брака в органе
загса по месту своего жительства.
До получения свидетельства о
расторжении брака супруги не
вправе вступать в новый брак.
Вопросы к семинару:
1.Главными предпосылками
становления и развития системы
межгосударственного регулирования
МЭО являются следующие процессы:
Во-первых, это необходимость либерализации
международной торговли путем
снижения таможенных тарифов:
разрушенная второй мировой войной
экономика Европы требовала быстрого
восстановления, что предполагало
активизацию внешнеторговых связей,
поощряло свободное движение
капиталов, требовало упорядочения
системы международных расчетов.
Этот фактор предопределил решения
Бреттон-Вуд-ской конференции и создание
таких международных организаций, как
ГАТТ, МВФ, МБРР. В дальнейшем к странам
пришло осознание того, что свободная
международная торговля открывает движение
к поступательному росту, перемещает
технологии по всему миру, побуждает к
повышению производительности труда,
открывает для предприятий емкие мировые
рынки.
Во-вторых, крах
колониальной системы империализма
и обеспечение экономического развития
освободившихся стран, в круг требований
которых в 60-е - 70-е годы входили перестройка
мирохозяйственных отношений, установление
нового экономического порядка, в том
числе: стабилизация сырьевых рынков при
более высоком уровне цен, устранение
протекционизма в промышленно развитых
странах, льготные условия передачи технологий,
увеличение финансовой помощи и
др.
В результате
ранее созданные международные
организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили
однородность своего состава
в лице индустриальных стран,
в них были допущены освободившиеся
страны Азии, Африки и Латинской
Америки. Кроме того, был создан
ряд новых экономических организаций
- Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД).
В-третьих,
сырьевые и продовольственные
кризисы 70-х и 80-х годов,
осложняемые действиями стран-экспортеров
нефти, структурные кризисы в
промышленно развитых странах
объективно обозначили необходимость
выработки согласованной позиции
последних по отношению к странам
ОПЕК и их совместных усилий
в процессе структурной перестройки
национальной экономики.
В-четвертых,
глобализация мировой экономики,
усиление взаимосвязей и взаимозависимостей
стран, необходимость приспособления
национальных экономик к происходящим
изменениям в мировом хозяйстве
требовали координации экономической
политики ведущих промышленно развитых
стран, выработки различных методов сотрудничества
и соглашений, которые обеспечили бы
необходимое соответствие национальных
политик и международной стабильности.
На фоне постоянно вспыхивавших на протяжении
80-х годов торговых войн согласованное
межстрановое регулирование международных
экономических отношений являлось средством
разрешения многих опасных экономических
ситуаций в мире. В целях координации экономической
политики ведущих стран мира в 1961 году
была создана Организация экономического
сотрудничества и развития
(ОЭСР), в практику вошли регулярные совещания
на высшем уровне стран «большой семерки»
(США, Канада, Япония, Великобритания, Франция,
Германия, Италия) и др.
В-пятых, усиление
мощи транснациональных корпораций,
деятельность которых выходит
за рамки национальных границ,
нередко вступает в противоречие
с интересами развития национальных
экономик, как стран базирования,
так и принимающих стран,
предопределили поиск мировым
сообществом форм и методов
регулирования их деятельности,
в частности в ООН была создана
Комиссия по транснациональным
корпорациям.
В-шестых, интенсивное
развитие процессов региональной
экономической интеграции углубило
содержание и разнообразило
формы межгосударственного
регулирования международных
экономических отношений путем
создания региональных регулирующих
структур. Особенно ярко это проявилось
на европейском экономическом
пространстве.
В-седьмых, 45-летнее
противостояние мирового капиталистического
хозяйства и мирового социалистического
хозяйства, равно, как и
распад последнего внесли свои
коррективы как в процесс формирования,
так и в процесс функционирования
системы межгосударственного
регулирования мирохозяйственных отношений.
В рамках первого был создан координационный
комитет по экспортному контролю (КОКОМ),
ограничивший продажу товаров двойного
(гражданского и военного) назначения
и передовых технологий в социалистические
и развивающиеся страны социалистической
ориентации. Совет Экономической Взаимопомощи
(СЭВ) играл роль координатора внешнеэкономических
связей социалистических стран. Отказ
бывших социалистических стран от планового
развития экономики и ее перевод на
рыночные основы, распад СЭВа предопределили
их вступление во многие регулирующие
структуры мирового и регионального
уровня (ГАТТ/ВТО, МВФ, Мировой банк, институты
ЕС и т.п.).
В-восьмых,
интенсивное развитие экономических
отношений между юридическими
лицами различных стран, в том
числе и на многосторонней
основе, в условиях несогласованности
национальных законодательств
и различий в способах и
методах регулирования внешнеэкономических
связей со стороны правительств
различных стран неизбежно порождало
серьезные споры и проблемы
между взаимодействующими экономическими
субъектами.
И , наконец,
обострение глобальных проблем развития
человеческой цивилизации (охрана окружающей
среды, угроза ядерной войны, демографическая,
продовольственная, сырьевые и др.
проблемы) также является важной предпосылкой
создания таких элементов системы
межгосударственного регулирования
международных экономических отношений,
как Продовольственная и сельскохозяйственная
организация ООН (ФАО), Международное агентство
по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ) и др.
Этапы развития
международных организаций
Развитие международных
организаций определяется сложившимся
в мире балансом сил и имеет
внутреннюю логику. Условно можно
выделить такие этапы развития международных
организаций. Послевоенные 1940-1950-е гг.
Безусловное доминирование США
в мировом хозяйстве. Желание
закрепить и стабилизировать
сложившееся соотношение сил
приводит к созданию ООН, МВФ, ОЭСР,
МБРР, ГАТТ. Эти организации возникают
по инициативе или под эгидой США
и осуществляют регулирование международных
экономических и финансовых отношений
по либеральным рецептам, в основном
в интересах наиболее развитых стран.
В 1960-е гг. завершается восстановление
разрушенной Западной Европы, происходит
экономическое чудо в Японии, нарастают
национально-освободительные движения
в бывших колониях. Мир становится
многополярным. На этом фоне расширяется
состав ОЭСР. Созданы ЮНКТАД и ЮНИДО,
призванные защищать интересы прежде
всего развивающихся, освободившихся
от политической зависимости стран. Получают
развитие общественные независимые неправительственные
организации. 1970-1980-е гг. характеризуются
энергетическим и общим экономическим
кризисом развитых стран. В 1975 г. образована
«Большая семерка» как попытка урегулирования
острых проблем международных экономических
отношений силами наиболее развитых доминирующих
в мире стран. На фоне нарастания трансграничного
движения капитала, в том числе в развивающиеся
страны, идет развитие структур Всемирного
Банка. Расширяется кредитная деятельность
МВФ. Международные организации стараются
преодолеть кризис неплатежей. В 1990-е гг.
идет активная интеграция бывших стран
Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
и СССР в мирохозяйственные связи посредством
их включения в те или иные финансово-экономические
международные организации, стимулирующие
необратимость рыночных (либеральных)
преобразований на постсоветском пространстве.
В начале XIX в. идет поиск направлений совершенствования
созданного механизма регулирования мировой
экономикой, который явно не справляется
с поставленными целями и рождает новые
противоречия.