Проблемы правоприменения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ современного правового положения ООО. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) проанализированы изменения в законодательстве об ООО;
2) раскрыто правовое положение ООО;
3) рассмотрен порядок учреждения ООО и проанализированы его основные документы;
4) обобщены проблемы правоприменения Закона «Об ООО».
33

Содержание

Введение
1. Изменения в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью
2. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью
3. Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью
4. документы, Регламентирующие деятельность ООО
4.1. Учредительный договор
4.2. Устав общества с ограниченной ответственностью
5. Проблемы правоприменения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью 222.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Изменения в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью

2. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью

3. Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью

4. документы, Регламентирующие деятельность ООО

4.1. Учредительный договор

4.2. Устав общества с ограниченной ответственностью

5. Проблемы правоприменения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Заключение

Список литературы

 

33

 



Введение

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что общество с ограниченной ответственностью (ООО) стало самой распространенной организационно-правовой формой предприятия в России, предпочитаемой на сегодняшний день, поэтому правовому регулированию деятельности обществ уделяется огромное внимание.

Первым документом, внесшим некоторую ясность, стал новый Гражданский кодекс РФ (1994 г.), где основам регулирования процесса создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью были посвящены ст. 66—68 и 87—94. Но основную роль в развитии правовой базы для обществ с ограниченной ответственностью и устранении белых пятен в регулировании их деятельности сыграл Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», принятый Государственной Думой 14 января 1998 г. и введенный в действие с 1 марта 1998 г.

Однако уже первые месяцы применения Закона показали, что, во-первых, не все его нормы понятны участникам и командам управления обществ из-за достаточно сложной их юридической конструкции. Во-вторых, Закон, устранив одни белые пятна, породил другие, не предложив их однозначного решения. Наконец, в-третьих, Закон сформулировал несколько вариантов решения некоторых вопросов, тем самым перед участниками общества была поставлена проблема выбора.

Целью данной курсовой работы является анализ современного правового положения ООО. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

1)     проанализированы изменения в законодательстве об ООО;

2)     раскрыто правовое положение ООО;

3)     рассмотрен порядок учреждения ООО и проанализированы его основные документы;

4)     обобщены проблемы правоприменения Закона «Об ООО».

33

 



1. Изменения в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью

В 2008 - 2009 гг. проведено радикальное реформирование законодательства о хозяйственных обществах, в том числе об ООО. В этот период в Закон были внесены настолько масштабные изменения и дополнения, что в настоящее время он действует фактически в новой редакции, установленной Федеральными законами от 11.07.1998 № 96-ФЗ, от 31.12.1998 № 193-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 02.08.2009 № 217-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ [1].

Пункт 1 ст. 1 Закона констатирует зависимость норм Закона от общих гражданско-правовых норм, установленных Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), и подчиненность Закона этим общим нормам, подчеркивает взаимосвязь указанных законов, а также определяет пределы конкретизации норм ГК РФ в нормах Закона. Указанный пункт имеет целеустанавливающее значение для всех прочих его норм.

Устанавливая основы статуса ООО, ГК РФ [2] определяет понятие и основы правового положения таких хозяйственных обществ (ст. 87), правила об участниках обществ (ст. 88), основные требования к учредительному документу (ст. ст. 52 и 89), формированию уставного капитала (ст. 90), основы организации управления в ООО (ст. 91), особенности реорганизации и ликвидации таких обществ (ст. 92), правила о переходе доли в уставном капитале ООО к другому лицу (ст. 93) и о выходе из общества его участника (ст. 94).

Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к ООО, а также нормы, устанавливающие основы статуса и организации деятельности таких хозяйственных обществ.

Согласно п. 3 ст. 87 ГК РФ правовое положение ООО, а также права и обязанности его участников определяются ГК РФ и Законом «Об ООО». Таким образом, круг нормативных правовых актов, регулирующих статус хозяйственных обществ данного вида, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности участников таких обществ ограничены. При этом отношения, отражающие специфику некоторых ООО, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 1 [1], регулируются специальным законодательством, о чем подробнее будет сказано ниже.

Иные (помимо указанных в пункте 1 ст. 1 [1]) отношения с участием ООО могут регламентироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. Главным образом это отношения, участниками которых могут быть юридические лица независимо от их видов. Примерами правового регулирования таких отношений могут служить: Трудовой кодекс РФ [3], регламентирующий трудовые отношения вне зависимости от видов юридических лиц, являющихся работодателями, и форм собственности (ст. 11), Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4], регулирующий отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, в том числе и учрежденными в форме ООО, другие нормативные правовые акты, имеющие общее значение для всех юридических лиц.

По общему правилу в части определения порядка создания и правового положения ООО, прав и обязанностей его участников, порядка его ликвидации и реорганизации Закон «Об ООО» обязателен для всех ООО на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено самим Законом. Например, пункт 2 ст. 1 [1] в качестве исключений из данного правила определяет, что особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и правового положения названных в нем отдельных разновидностей ООО определяются федеральными законами. Что же касается прав и обязанностей участников таких обществ, то, по смыслу пункта 1 ст. 1 [1] и пункта 3 ст. 87 [2], данные отношения регулируются Кодексом и Законом. Нормы законов, определяющих особенности порядка создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, в части регулирования прав и обязанностей участников указанных обществ, защиты их прав и интересов должны быть производными от ГК РФ и Закона. Начиная с 1 января 2010 г. в таком же правовом режиме действуют ООО, осуществляющие частную охранную деятельность.

Для кредитных организаций, действующих в форме ООО, предусмотрен несколько иной правовой режим (п. 3 ст. 87 ГК РФ).

Особенности создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения кредитных организаций, права и обязанности их участников определяются в соответствии с Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» [5], «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [6], «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [7]. Кроме того, временно (до 31 декабря 2011 г.) применяются положения Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» [8].

Особенности страховых организаций определяются в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [9], а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Инвестиционная деятельность регулируется, в частности, Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [10], который применяется в части, не противоречащей Федеральным законам от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» [11]. Кроме того, данная сфера отношений регламентирована рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, ведомственными нормативными правовыми актами. При этом перечисленные законы об инвестиционной деятельности в настоящее время не упоминают об особенностях правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сфере инвестиционной деятельности. Порядок осуществления иностранных инвестиций в общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, установлен в пункте 3 ст. 1 Закона.

Особенности обществ, действующих в области производства сельскохозяйственной продукции, в том числе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», могут быть предусмотрены федеральными законами. При этом согласно особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации ООО в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей.

До принятия соответствующих федеральных законов, содержащих специальные нормы об особенностях ООО в сфере инвестиционной деятельности и в области производства сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться действующими правовыми актами, в том числе подзаконными.

С 1 января 2010 г. особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, действующих в сфере частной охранной деятельности, определяются с учетом положений Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [12].

Специальные нормы действуют не только в отношении создания, реорганизации, ликвидации и правового положения обществ, указанных в пункте 2 рассматриваемой статьи Закона. Например, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» [13] предусмотрены специальные правила о банкротстве, в частности, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, а также о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (гл. IX [13]).

Новый п. 3 ст. 1 Закона ограничивает возможности иностранных лиц по участию в управлении обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал ООО, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами, регулируются в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [14]. Таким образом, к отношениям, перечисленным в данном пункте, применяются специальные нормы.

Согласно ст. 3 [14] под хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, следует понимать хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в статье 6 этого Закона.

33

 



2. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью одна из самых массовых форм, более 80 процентов всех организационно-правовых форм составляют общества с ограниченной ответственностью.

Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определено ГК РФ и Законом «Об ООО».

На основании пункта 3 статьи 95 [2] правила ГК РФ об ООО и положения [1] применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ.

Согласно пункту 2 статьи 1 [1] особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации ООО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.

Необходимо иметь в виду, что круг вопросов, указанных в приведенных нормах [1-2], по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим. По другим вопросам, в том числе связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения Закона «Об ООО».

Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере, и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей (Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №90/14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об ООО» [15]).

ООО является юридическим лицом, представляет собой вид хозяйственного общества. По своей сущности это коммерческая организация, которая преследует цель - извлечение прибыли[*].

Как и любое юридическое лицо, общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 2 статьи 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом общества.

Информация о работе Проблемы правоприменения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»