Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Принципы централизма и единства прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всей территории РФ, что предопределило создание множества органов в соответствии с административно-территориальным устройством нашего государства: в районах, городах, областях, краях, республиках.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. Прокурорский надзор -2013г..doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 4

 

1. Раскройте  содержание принципа единства  прокурорской деятельности.

Принципы централизма  и единства прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением  законов осуществляется на всей территории РФ, что предопределило создание множества  органов в соответствии с административно-территориальным устройством нашего государства: в районах, городах, областях, краях, республиках. Обеспечение единства законности в стране потребовало объединения прокурорских органов в одну систему, которое было произведено на основе принципа централизма, в силу которого нижестоящий прокурор подотчетен вышестоящему с общим подчинением Генеральному прокурору РФ. В результате деятельность прокурорских органов приобрела особую организованность, согласованность и целенаправленность. Генеральный прокурор России обеспечивает верховенство и единство закона на всей ее территории, а каждый региональный прокурор — в своем регионе.

В литературе данный принцип связывают  с принципом независимости прокуратуры  и объединяют их в одно руководящее начало. Подобное объединение вряд ли правильно. Несмотря на наличие самой тесной связи, эти принципы различны по содержанию, ибо отражают разные аспекты организации и деятельности прокурорских органов. Если с принципом независимости связывается признание их самостоятельности по отношению к различным органам государственной власти и управления, то с принципом централизма, наоборот, сопряжено их подчинение. Может показаться, что централизация прокурорского надзора представляет собой посягательство на независимость прокуратуры. Но сама по себе независимость в полной мере не гарантирует доброкачественности выполнения надзорных функций. Как показывает практика, в деятельности нижестоящих прокуроров порой имеют место различные недостатки и даже нарушения законности. Возникает необходимость принятия мер по их устранению, предупреждению. И эти меры должны быть приняты вышестоящими прокурорами. Таким образом, централизм, с одной стороны, является средством обеспечения независимости прокуроров, а с другой — способом обеспечения единства законности в государстве.

Президент РФ, Федеральное Собрание призваны принять меры по приведению конституций республик в соответствие с Конституцией России. Как отмечается в п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре  Российской Федерации, создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры России, не допускается.

Централизм применительно к  прокуратуре включает в себя два  вида подчинения: внутреннее и внешнее.

Первое существует внутри прокурорской системы и заключается, как уже говорилось, в подчинении нижестоящего прокурора вышестоящему и общей подотчетности Генеральному прокурору РФ.

В литературе подчеркивается, что  подотчетность прокурорского надзора  высшему органу государственной  власти — самостоятельный принцип организации и деятельности прокуратуры. Но данное положение ничем не обосновывается, ибо такое подчинение полностью охватывается принципом централизма в его широком понимании.

В Законе о прокуратуре Российской Федерации принцип централизма объединен с принципом единства прокурорского надзора. В п. 1 ст. 4 этого закона указывается, что органы прокуратуры составляют единую федеральную централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Примерно то же говорится и в литературе. Безусловно, названные принципы связаны между собой, но различны по значимости. Централизм сопряжен с объединением прокурорских органов в одну систему, единство же касается содержания их деятельности. Прежде всего, нельзя определять принцип единства буквально как единство этой системы. Все системы однородных государственных органов едины, будь то суды, органы милиции, различные министерства, ведомства. Неправильно трактовать данный принцип и в том смысле, что каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры. В этом ничего специфического нет. Каждое должностное лицо выступает в качестве представителя той системы органов, в которой оно работает.

Применительно к прокуратуре принцип  единства можно определить как такое начало, в силу которого каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет высший надзор за соблюдением законности в государстве. С данной точки зрения и Генеральный прокурор РФ, и прокурор района или города, их помощники осуществляют высший надзор, а нижестоящие — просто надзор за исполнением законов. Все прокуроры независимо от занимаемых должностей осуществляют высший надзор за соблюдением законности, основу которого составляют полномочия, данные им высшими органами государства. Они действуют как представители этих органов.

Принцип единства прокурорского надзора  РФ исключает совмещение прокурорского  надзора с какими-либо видами государственной  или общественной деятельности. Прокуратура  выполняет только одну функцию: осуществляет высший надзор за соблюдением законности в стране.

 

2. Изучите данный акт  прокурорского надзора и выявите  содержащиеся в нем правовые, тактические и оформительские ошибки.

 

                                                                                  Директору завода « Синтез»

                                                                                                           Дроздову И.А.

 

25.05.2008 г.

№ 7-234/98

 

ПРОТЕСТ

на приказ от 20 мая 2008 года № 75

« Об увольнении заместителя начальника цеха № 5 Скворцова Д.М.»

 

     Вами 20 мая  2008 года издан приказ № 75, в  соответствии с которым без  учета мотивированного мнения профсоюзного органа был уволен с работы заместитель начальника цеха № 5 Скворцов Д.М. вследствие сокращения штата. Установлено, что Скворцов является членом профсоюза.

     Изданный  Вами приказ является незаконным, так как действующее законодательство  о труде не допускает увольнения  работника по инициативе администрации  по указанным обстоятельствам  без учета мотивированного мнения, соответствующего профсоюзного органа ( ст. 373 Трудового кодекса РФ).

     На основании  изложенного и руководствуясь  ст. 28 Федерального закона « О  прокуратуре Российской Федерации»

 

ТРЕБУЮ:

 

  1. Безотлагательно рассмотреть настоящий протест.
  2. В течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства.
  3. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Энского района в месячный срок в письменной форме.

 

Старший помощник прокурора

Энского района

мл. советник юстиции                                                                 И.В. Хромов

 

 

Условия и порядок  принесения прокурором протеста, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом «О прокуратуре РФ», а также ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт  приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.

В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.

В соответствии со ст. 23 Закона “О прокуратуре РФ” протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством  о прокурорском надзоре протест  прокурора, принесенный в порядке общего надзора, мог быть отозван с рассмотрения, как его автором, так и вышестоящим прокурором, то в настоящее время это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению правовой самостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в тоже время способствует повышению их ответственности за качество приносимых протестов.

Протест прокурора как  правовой документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону “О прокуратуре РФ” (ст. 23 – “Протест прокурора”).

Протест содержит:

- наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие);

- правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость;

- предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

 

                                                                                  Директору завода « Синтез»

                                                                                                           Дроздову И.А.

 

25.05.2008 г.

№ 7-234/98

 

ПРОТЕСТ

на приказ от 20 мая 2008 года № 75

« Об увольнении заместителя  начальника цеха № 5 Скворцова Д.М.»

 

     Вами 20 мая  2008 года издан приказ № 75, в  соответствии с которым без  учета мотивированного мнения профсоюзного органа был уволен с работы заместитель начальника цеха № 5 Скворцов Д.М. вследствие сокращения штата. Установлено, что Скворцов является членом профсоюза.

     Изданный  Вами приказ является незаконным, так как действующее законодательство  о труде не допускает увольнения  работника по инициативе администрации  по указанным обстоятельствам  без учета мотивированного мнения, соответствующего профсоюзного органа ( ст. 373 Трудового кодекса РФ).

     На основании  изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации»

 

ТРЕБУЮ:

 

  1. Рассмотреть настоящий протест с участием представителя прокуратуры Энского района
  2. Отменить приказ № 75 от 20 мая  2008г. «Об увольнении заместителя начальника цеха № 5Скворцова Д.М» как не соответствующий закону.
  3. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок
  4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить прокуратуру Энского района в письменной форме с приложением копии приказа об отмене приказа от 20 мая 2008г. № 75.

 

Старший помощник прокурора

Энского района

мл. советник юстиции                                                                 И.В. Хромов

 

3. Решите задачу.

     Прокурор  района за неоднократную явку  помощника прокурора района на работу без форменного обмундирования объявил ему выговор.

     Оцените законность действий прокурора.

На основании ст. 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.7 за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками служебных  обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского  работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Информация о работе Прокурорский надзор