Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:18, реферат
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) устанавливает ограничения для СМИ: Ст. 20 «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Ст. 19: право на свободное выражение мнения «сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
Реализация права на свободу печати и использование средств массовой информации (в Республике Беларусь и зарубежных странах).
Основной
международный принцип
Международный
пакт о гражданских и политических
правах (1966) устанавливает ограничения
для СМИ: Ст. 20 «1. Всякая пропаганда
войны должна быть запрещена законом.
2. Всякое выступление в пользу национальной,
расовой или религиозной
Республика Беларусь
Рассматриваемые свободы регулируются законом о СМИ от 17 июля 2008г. В законе определяется сфера деятельности, основные принципы СМИ (достоверность информации, законность, равенство - СМИ исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации, уважение прав и свобод человека, плюрализм). Более того, ст. 5 закона повторно закрепляет конституционное право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Ст. 6,7 – недопустимость монополизации и незаконного ограничения данного права. Глава 3 о порядке распространения продуктов СМИ. Глава 6 закрепляет правовой статус субъектов: Ст. 27. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации - Министерство информации Республики Беларусь, Ст. 28. Общественный координационный совет в сфере массовой информации (рекомендательный характер). Глава 7 отношения СМИ с гоя органами, юр. и физ. лицами: Статья 36. Право на получение, хранение и распространение информации (пр. физ. лиц), Ст. 37. Информация ограниченного доступа (гос. тайна, дознание), С. 38. Информация, распространение которой в СМИ запрещено (пропаганда войны), ст. 39 о защите источника инфо. Глава 9 об ответственности.
Внутреннее законодательство о СМИ зарубежных стран
Взаимовлияние культурных, исторических и рыночных факторов делает невозможным создание единой системы законодательства о СМИ для различных стран.
Так, например, Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания и США не имеют отдельного закона о СМИ. В Германии существует целый ряд федеральных законов о СМИ, и каждая земля имеет отдельный закон о СМИ. Во Франции действует ряд законов о печати, но они находятся в различных кодексах.
США
США не имеют
законодательно закрепленной системы
регулирования отношений в
Основные
принципы информационного
1) Соблюдение
конституционных гарантий
Конституционные
гарантии свободы СМИ заложены в
Конституции США и в
2) Разделение
полномочий между центральным
и региональными
Конституция США, соглашения и федеральные законодательные акты являются «приоритетными» и имеют преимущество при расхождении их с нормами законодательств штатов. Конституциям и другим законам штатов разрешено отклоняться от положений федеральной Конституции только в сторону предоставления больших прав. В конституциях многих штатов аналог Первой поправки к федеральной Конституции сформулирован в еще более широком смысле.
3) Включение
элементов международного
Соединенные Штаты, в основном, игнорируют публичное международное право (практика Верховного суда).
4) Механизмы саморегулирования в прессе.
В США не существует влиятельного механизма саморегулирования прессы.
5) Отношение к понятию «клевета».
Верховный суд постановил, что всякий раз, когда против СМИ выдвигается частное обвинение в клевете, это считается равноценным государственному вмешательству в осуществление прессой своих прав и свобод и, следовательно, пресса может рассчитывать на защиту, гарантированную Первой поправкой.
В решении 1964
года по одному из дел «Нью-Йорк таймс»
(против Салливана) Верховный суд
дал конституционную оценку закону
о клевете, признав, что слишком
широкое толкование понятия «клеветнические
действия» может препятствовать
осуществлению права на свободу
выражения мнений. Суд признал, что
определенные ошибочные оценки неизбежны
в свободной дискуссии. Согласно
решению суда, общественный деятель,
добиваясь компенсации
Великобритания
1) Конституционные гарантии свободы слова.
В Великобритании не существует законодательно определенной Конституции, поэтому принцип свободы слова установлен в судебных прецедентах. Одним из объяснений того, что права граждан так и не были оформлены в Основной Закон, является доктрина о том, что каждый волен делать все, что не запрещено законом. По мнению законодателей этих стран свобода выражения мнений гарантирована культурой и традициями их государств. Концепция свободы слова в Великобритании имеет запретительный характер. Законодательство изобилует ограничениями, установленными парламентом или прецедентным правом (в суде), в рамках которых существует свобода слова.
Отсутствует
закон о печати, устанавливающий
права и обязанности СМИ. В
то же время парламент может
2) Разделение
полномочий между центральным
и региональными
В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Парламент может принимать законы, действительные как для страны в целом, так и только для отдельной ее части.
3) Включение
элементов международного
Великобритания
является участницей многих важнейших
международных договоров о
4) Механизмы саморегулирования в СМИ.
В Великобритании не существует влиятельного механизма саморегулирования прессы.
5) Отношение к понятию «клевета».
В Великобритании клеветнической считается информация, которая вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему.
Германия
1) Конституционные гарантии свободы слова.
Германия считается одной из самых демократичных стран в отношении СМИ. Конституционной основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа ст. 5 Основного закона Германии:
«1) Каждый человек имеет право на выражение и распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует.
2) Эти права
ограничиваются общими
Из ст. 5 Конституции ФРГ следует, что СМИ даны особые гарантии. Ст. 5 Основного закона защищает прессу как институт, являющийся неотъемлемой частью демократического государства. Свобода печати в государстве отвечает интересам не только прессы, но и всех граждан Германии.
Свобода прессы в Германии может быть ограничена такими нормативными актами, как законы о защите общественной нравственности, репутации, национальной безопасности, уважении государственных институтов, и статьями Конституции о защите достоинства личности, свободного развития личности, свободы выбора профессии, права собственности. Всякий, кто использует свободу прессы или другие свободы в целях борьбы с демократическим порядком, теряет свое право на свободу слова, но само лишение права и определения объема лишения - прерогатива федерального Конституционного суда.
2) Разделение
полномочий между центральным
и региональными
Права и обязанности СМИ заключены в законах о печати земель Германии. Согласно ст. 70 Конституции, основные законотворческие полномочия в сфере СМИ принадлежат землям. Федеральный парламент имеет право лишь издавать предписания по вопросам общего правового положения прессы.
3) Включение
элементов международного
В 1952 году ФРГ ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека и признала право частного лица обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека, а в 1973 году ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии со ст. 23 Основного закона международные обязательства, взятые ФРГ, действуют с момента объединения Германии в 1990 году на всей ее территории, включая земли бывшей ГДР. Международные обязательства Германии имеют высокий статус, поэтому международные акты обладают правовым верховенством по отношению к законодательству земель.
4) Механизмы саморегулирования в прессе.
В Германии существует эффективный механизм саморегулирования прессы. В 1956 году был организован Германский совет печати - орган добровольного самоконтроля печатных СМИ. Учредителями совета стали федеральные союзы газетных и журнальных издателей, а также Германский союз журналистов и профсоюз работников СМИ. Любой человек может подать в Германский совет печати жалобу в связи с публикацией в СМИ. Если жалоба обоснована, то совет выносит публичное порицание, которое публикуется в том же СМИ.
5) Клевета.
В Германии
права на защиту репутации, чести
и частной жизни защищены рядом
гражданских и уголовных
Франция
Во Франции после II мировой войны государство поначалу контролировало основные информационные каналы: оно являлось монополистом в радио– и телевещании, а также контролировало работу агентства «Франс Пресс». В первой половине 80–х годов в условиях активного проникновения финансового капитала на информационный рынок был принят Закон об ограничении концентрации, финансовой гласности и плюрализме предприятий печати, согласно которому концентрация капитала в руках одного владельца ограничивалась 10%. Однако с приходом к власти правительства Ж.Ширака был взят курс на «повышение потолка» концентрации капитала до 25% и разрешение частного телевещания, после чего во французской журналистике ведущую роль стали играть финансовые корпорации.
ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ
• Конституционные гарантии свободы слова. «Статья 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, включенная в преамбулу Конституции 1958 года, гласит:
«Свободный обмен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством».
• Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами. Франция разделена на регионы, департаменты и муниципалитеты. Тем не менее только национальное правительство имеет полномочия в области регулирования отношений с участием прессы.
• Включение элементов международного права в национальное право Франции. Согласно статье 55 французской Конституции международные соглашения, однажды подписанные, ратифицированные и опубликованные, имеют преимущественную силу по отношению к внутренним законам.
• Механизмы саморегулирования прессы. Во Франции отсутствует какой-либо механизм саморегулирования прессы. Несмотря на это, в крупных изданиях существуют ассоциации журналистов, играющие важную роль в работе этих изданий.
• Клевета. По французскому законодательству клевета - это одновременно и гражданское правонарушение, и преступление. Доказывать правдивость распространенной информации должен ответчик.
Лишь в Германии (1976) и Франции (1986) были приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к повышению концентрации печати. Комиссия по монополиям и слиянию фирм Великобритании занимается проблемой слияния газет, но на практике ее возможности предотвратить этот процесс весьма ограничены. В Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. В Австрии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции правительство предоставляет субсидии газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений.