Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:10, курсовая работа
Одной из вечных идей и желаний человечества, основополагающих духовно-нравственных универсалий является достижение справедливости. Многие вещи (в том числе законы, институты и социальные системы) на протяжении веков оценивались и будут оцениваться с позиций справедливости либо ее отсутствия (несправедливости).
В современном обществе справедливость зачастую рассматривается как обеспечение интересов и прав человека. Принятие справедливого решения по делу на уровне общества состоит в учете различных интересов и нахождении компромиссов. Тема добросовестности и справедливости принадлежит к числу вечных философских проблем, являясь неотъемлемой частью теоретической юриспруденции.
Введение…………………………………………………………………. 3
1 Добросовестность как основополагающее начало гражданского права……………………………………………………………………… 5
1.1 Понятие добросовестности………………………………………. 5
1.2 Презумпция добросовестности…………………………………... 10
1.3 Правовые последствия нарушения принципа доброй совести в гражданском праве………………………………………………... 15
2 Идея справедливости в гражданском праве…………………………… 19
2.1 Справедливость как философская категория…………………… 19
2.2 Цивилистическое понимание справедливости…………………. 20
Заключение……………………………………………………………...
23
Список использованных источников и литературы…………………... 24
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
на тему: «Справедливость и добросовестность, как основополагающие начала гражданского права»
Выполнил: студент Ювв-2-2,Машнина Т.С.
(шифр-12657)
Руководитель: ст. преподаватель
Нечаева Л.В.
Воронеж 2014
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 | ||
1 |
Добросовестность как основополагающее начало гражданского
права………………………………………………………………… |
5 | |
1.1 |
Понятие добросовестности…………………………………… |
5 | |
1.2 |
Презумпция добросовестности…………………………………. |
10 | |
1.3 |
Правовые последствия нарушения принципа доброй совести в гражданском праве………………………………………………... |
15 | |
2 |
Идея справедливости в гражданском праве…………………………… |
19 | |
2.1 |
Справедливость как философская категория…………………… |
19 | |
2.2 |
Цивилистическое понимание справедливости…………………. |
20 | |
Заключение…………………………………………………… |
23 | ||
Список использованных источников и литературы…………………... |
24 |
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из вечных идей и желаний человечества, основополагающих духовно-нравственных универсалий является достижение справедливости. Многие вещи (в том числе законы, институты и социальные системы) на протяжении веков оценивались и будут оцениваться с позиций справедливости либо ее отсутствия (несправедливости).
В современном обществе справедливость зачастую рассматривается как обеспечение интересов и прав человека. Принятие справедливого решения по делу на уровне общества состоит в учете различных интересов и нахождении компромиссов. Тема добросовестности и справедливости принадлежит к числу вечных философских проблем, являясь неотъемлемой частью теоретической юриспруденции. Два обстоятельства придают ей особую актуальность в современных российских условиях:
Во-первых, период перестройки характеризовался сменой политического, экономического и социального курсов развития страны, что не могло не привести к определенному кризису российского правосознания, философскую основу которого долгое время составлял марксизм-ленинизм, из которого советское правоведение черпало представления об основных закономерностях, ценностях и принципах. Естественно, что пошатнувшаяся, а затем - разрушенная мировоззренческая основа должна быть либо заново аргументирована и укреплена, либо чем-то заменена. Вопросы, считавшиеся ранее решенными бесповоротно, вновь оказались открытыми и требующими широкого обсуждения.
Во-вторых, большая разница в уровне доходов, а значит - жизни определенной (избранной) категории граждан и большинства ставит проблему справедливости с особой остротой. В современных социально-исторических условиях России, когда в массовом сознании происходит процесс переоценки ценностей, отчуждение к праву и государству, когда смыслом жизни для многих становятся власть, деньги, успешная карьера любым путем, в том числе и правонарушением, актуальность научной разработки проблемы справедливости необычайно возрастает. Тем более что эту тему не обходят вниманием и российские политики.
Понятие добросовестности не является новым для отечественного гражданского права, однако, ранее оно использовалось в первую очередь как характеристика добросовестности приобретателя при рассмотрении виндикационного иска, поэтому все исследования указанного понятия касались в основном добросовестности незаконного владения. С введением первой части Гражданского кодекса РФ использование рассматриваемого понятия расширилось и стало применяться не только в нормах, посвященных защите прав приобретателей, но и в иных нормах гражданского законодательства. Понятие справедливости представляет собой многоаспектное явление, которое является предметом изучения многих наук, прежде всего, философии, социологии, политологии, экономики, права. В каждой из этих наук вырабатываются подходы к пониманию справедливости, выводятся свои определения, производится классификация ее на виды.
Объект исследования составляют гражданские правоотношения, в которых проявляется действие категорий добросовестности и справедливости.
Предметом исследования является нормы «справедливость» и «добросовестность» в российском гражданском праве.
В этой связи целью курсовой работы становится исследование понятий добросовестности и справедливости в гражданском праве, направленного на установление смысла данных терминов и определение их правового содержания.
Сформулированные цели определили необходимость решения следующих задач:
1. определение категорий «добросовестность» и «справедливость» в гражданском праве;
2. определение роли понятий «добросовестность» и «справедливость» в формировании принципов современного гражданского права.
Глава 1.Добросовестность как основополагающее начало гражданского права
Принцип добросовестности является одним из ключевых понятий классического права, на основании которого возникли многие институты и императивные положения современного цивильного права. Однако ни один из кодексов, как европейских стран, так и России, не дает понятия принципа добросовестности, как и не раскрывает его полного содержания.
Как мы видим, принцип добросовестности занимает на современном этапе одно из главных мест в системе регулирования гражданско-правовых отношений большинства стран, однако при этом не получил до сих пор своего четкого определения в законодательстве. Нет и однозначной доктринальной позиции по данному вопросу. Так, некоторые ученые сознательно отказывались от уяснения и определения понятия добросовестности.
В науке гражданского права имеет место позиция, согласно которой добросовестность рассматривается как объективная категория, как сложившийся в обществе господствующий идеал честного поведения, какого можно требовать от каждого члена общества и которым должен руководствоваться суд при оценке их поведения. Однако никто не сумел до сих пор показать, как обнаружить этот идеал, как избежать личных пристрастий суда при применении такого весьма «каучукового» критерия.
Многими современными авторами добросовестность (добрая совесть) отождествляется с нравственными началами и связывается с этическими нормами. Она определяется как честное, тщательное и аккуратное выполнение обязанностей, старательность и исполнительность.
По мнению Эндемана, «введение в закон принципа доброй совести обозначает связь закона с нравственными основами оборота; в руки судье дается масштаб, покоящийся на нравственных убеждениях общества, как они отливаются в действительности, в практике оборота». Г. Дернбург, в свою очередь, полагал, что добросовестность - понятие этическое, и именно «все юридические сделки подчиняются началам доброй совести».
Не обошли вниманием понятие добросовестности и российские цивилисты. И.Б. Новицкий, посвятив изучению принципа работу «Принцип доброй совести в проекте обязательственного права», определил: «Добрая совесть, по этимологическому смыслу, таит в себе такие элементы, как: знание о другом, об его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении».1 В.К. Бабаев считал, что «добросовестность следует понимать как честное, со всей тщательностью и аккуратностью выполнение обязанностей, старательность, исполнительность».2 К. Скловский поясняет закрепленное данное положение в нормах ГК РФ таким образом: «В наиболее общем смысле добрая совесть выражает, видимо, исходную позицию лица, уважающего своего контрагента, видящего в нем равного себе и этим актом признания и приравнивания постоянно воспроизводящего право на элементарном и тем самым - на всеобщем уровне». 3
Само требование добросовестности может восприниматься как в объективном, так и в субъективном смысле. В качестве объективного критерия добрая совесть служит цели разграничения противоречивых интересов субъектов и возвышается над их субъективными требованиями и желаниями. С субъективной точки зрения добросовестность имеет значение для обязательственных правоотношений и влечет установление более строгих условий признания наличия доброй совести.
Анализируя вышеизложенные статьи и параграфы правовых документов, следует сделать вывод, что под определение требования добросовестности подпадают следующие три категории:
- добрые нравы;
- добрая совесть;
- разумность и справедливость.
В первом случае под нравами принято понимать «устоявшиеся в данном сообществе формы поведения... бытующие в определенной общности или среде в определенную эпоху». Это стереотипы поведения, которые специально не санкционированы ни властью, ни законодателем, но играют немалую роль в определении допустимого и должного в поведении субъекта по отношению к обществу и его индивидам. Таковыми могут являться господствующие в обществе воззрения о благе, честности, порядочности, условные правила и манеры общественного благоприличия. Добро же объединяет в себе «все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу». Следовательно, добрые нравы - это сложившиеся в обществе положения о том, как должно поступать, чтобы действия не противоречили понятию добра и требованиям нравственности. Это те условия, которые сложились и существуют вне воли человека и которые он не должен нарушать.
Во втором случае термин «нравы» заменен на понятие «совесть» - «способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения». Совесть автономна, поскольку не ориентирована на принятие групповых норм, одобрения окружающих или мнение авторитета. Она - ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований. Следовательно, под принципом доброй совести следует понимать внутреннюю оценку субъектом своих интересов, прав и обязанностей, которые не должны расходиться с его убеждениями и которые для себя он желал получить, если то были чужие интересы или чужие цели. Здесь мы видим наличие золотого морального правила: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Это согласованность отдельного частного интереса с другим, согласованность с иными частными интересами и их согласованность с целым.
В третьем случае под добросовестностью понимается соблюдение «разумности» и «справедливости». Под разумными действиями понимаются те, которые совершены лицом с должным уровнем интеллекта, образованием и жизненным опытом, необходимым для этого или в аналогичных ситуациях группой лиц, обладающих теми же требованиями. Термин «разумность» исторически возник в англосаксонской системе права, и согласно английскому праву «разумный человек» - это «обычный гражданин, иногда называемый «человеком из автобуса».Следовательно, действующим разумно считается человек, осознающий все обстоятельства и возможные последствия своих действий так, как это сделало бы любое иное разумное лицо. Действующим же справедливо признается лицо, которое оценивает свой поступок с точки зрения должного, отвечающего представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах и свободах, основанных на признании равенства между субъектами права и необходимости соответствия между совершенным действием и его последствием, а также между его правами и обязанностями в правоотношении.
Таким образом, можно сделать вывод, что принцип добросовестности - это необходимость любого субъекта правоотношения при использовании своих прав и исполнении своих обязанностей соблюдать права и законные интересы иных участников правоотношения.
При этом под обязанностью соблюдать понимается стремление субъекта предвидеть и предотвратить связанные с его деятельностью нарушения прав и законных интересов других лиц. Добросовестность, рассматриваемая с субъективных позиций, в этом случае может характеризоваться не только через отрицание (неведение, незнание фактов), но и посредством утверждения (внутреннее убеждение субъекта в законности и обоснованности). Такие критерии, характеризующие субъективный элемент принципа добросовестности, как правдивость, лояльность, уважение права, верность обязательствам со стороны субъекта этих обязательств, являются главными элементами в поведении сторон правоотношения. Принцип добросовестности свидетельствует о наличии у субъектов права «психологической» позиции, внутреннего понимания определенного уровня поведения.