Экономические отношения как предмет правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 06:58, контрольная работа

Краткое описание

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда — разумеется,с того момента, как появилось право — были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

правовое обеспечение.docx

— 37.17 Кб (Скачать файл)

66. Экономические отношения  как предмет правового регулирования

По своей сути право  — это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит  в том, чтобы упорядочить жизнь  общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все  сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового  регулирования. Следует помнить  о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как  важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут  обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни  общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни  общества, в регулировании которых  праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому  регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно  существенна. Экономические отношения  всегда — разумеется,с того момента, как появилось право — были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

На первый взгляд может  показаться, что рыночная экономика  в правовой регламентации вообще не нуждается — ведь одним из краеугольных камней

этой экономической системы  является свобода экономической  деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Во-первых, правовое регулирование  рыночной экономики необходимо в  целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически  всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная  экономическая свобода» всегда связана  со злоупотреблениями — появлением на рынке некачественных товаров, работ  и услуг, иногда представляющих опасность  для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских  структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими  другими «издержками».

Одним из самых опасных  последствий такой «свободы»  является исчезновение свободной конкуренции  и господство монополий. Конкуренция  — один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют  отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности  производства, качестве продукции и  т. д. Для монополистов такое положение  дел выгодно. Для потребителей, для  общества в целом, для государства  — представляет опасность, которую  трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим  элементом механизма регулирования  рыночной экономики является антимонопольное  законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений  в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов  самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической  деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию.

Вступая в разнообразные  отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели  заинтересованы в том, чтобы эти  отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными  правилами. Не используя потенциал  права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания  утверждать, что правовое регулирование  экономических отношений является необходимым условием нормального  функционирования рыночной экономики.

14. Понятия и формы занятости

Проблема занятости трудоспособного  населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в первой главе  «Общие положения» дает определения  важнейших понятий в сфере  занятости, а также участвующих  в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам  принадлежит исключительное право  распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.1 Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Незанятость граждан не может служить  основанием для привлечения их к  административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих  работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных промыслах  и реализующих продукцию по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также  члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а  также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования  и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными  причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости)

В обеих формах реализации права  граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип  правового регулирования рынка  труда – принцип свободы трудового  договора.

При этом важно подчеркнуть, что  несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и  трудоустройства за границей. Для  этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность  миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные  условия найма и оплаты труда  за границей, то можно предвидеть, какое  противоречивое значение может иметь  зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной  целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции  МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области  миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной  системы сохранения прав в области  социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и  на иностранных граждан, а также  на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и  работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области  занятости населения. При этом важно  подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.

 

9. Порядок и способы  создания юридического лица

Статья 51. Государственная  регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит  государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной  регистрации юридического лица допускается  только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной  регистрации юридического лица, а  также уклонение от такой регистрации  могут быть оспорены в суде.

2. Юридическое лицо считается  созданным со дня внесения  соответствующей записи в единый  государственный реестр юридических лиц.

Способы создания юридических  лиц:

1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится  на:

1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;

2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

Реорганизация – его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Реорганизация возможна в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования юридического лица.

Ликвидация – его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей  (участников) либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными  документами, в том числе в  связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в  случае допущенных при его  создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый  характер, либо осуществления деятельности  без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной  законом, либо с иными неоднократными  или грубыми нарушениями закона  или иных правовых актов, либо  при систематическом осуществлении  общественной или религиозной  организацией (объединением), благотворительным  или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным  целям.

Информация о работе Экономические отношения как предмет правового регулирования