Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 06:58, контрольная работа
Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда — разумеется,с того момента, как появилось право — были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.
66. Экономические отношения как предмет правового регулирования
По своей сути право — это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.
Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).
Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда — разумеется,с того момента, как появилось право — были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.
На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается — ведь одним из краеугольных камней
этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.
Во-первых, правовое регулирование
рыночной экономики необходимо в
целях защиты интересов общества
и государства. Опыт практически
всех стран с рыночной экономикой
свидетельствует, что «абсолютная
экономическая свобода» всегда связана
со злоупотреблениями — появлением
на рынке некачественных товаров, работ
и услуг, иногда представляющих опасность
для жизни и здоровья потребителей,
возникновением мошеннических
Одним из самых опасных
последствий такой «свободы»
является исчезновение свободной конкуренции
и господство монополий. Конкуренция
— один из важнейших механизмов,
обеспечивающих эффективность рыночной
экономики. Монополии же позволяют
отдельным производителям получать
сверхприбыли, не заботясь об эффективности
производства, качестве продукции и
т. д. Для монополистов такое положение
дел выгодно. Для потребителей, для
общества в целом, для государства
— представляет опасность, которую
трудно переоценить. Поэтому во всех
цивилизованных странах важнейшим
элементом механизма
С другой стороны, правовое
регулирование экономических
Вступая в разнообразные
отношения между собой, с потребителями,
с государством, предприниматели
заинтересованы в том, чтобы эти
отношения были упорядоченными, предсказуемыми,
строились в соответствии с определенными
правилами. Не используя потенциал
права, достичь этого невозможно.
Таким образом, есть все основания
утверждать, что правовое регулирование
экономических отношений
14. Понятия и формы занятости
Проблема занятости
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.1 Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:
а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
ж) проходящих очный курс обучения
в общеобразовательных
з) временно отсутствующих на рабочем
месте в связи с
и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Среди прав, составляющих содержание
правового статуса гражданина в
сфере занятости, важнейшим следует
признать их право на выбор места
работы. Это свое право граждане
реализуют путем прямого
В обеих формах реализации права
граждан на выбор места работы
проявляется важнейший принцип
правового регулирования рынка
труда – принцип свободы
При этом важно подчеркнуть, что
несовершеннолетние в возрасте от 14
до 18 лет также имеют право
на бесплатную консультацию и бесплатное
получение информации в органах
службы занятости в целях выбора
профессии и возможности
По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.
Впервые в нашем законодательстве
легализуется право граждан на профессиональную
деятельность в период их пребывания
за границей, а также право на
самостоятельный поиск работы и
трудоустройства за границей. Для
этого заключаются
Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.
Основные права трудящихся-
Так же стоит учитывать, что законодательство
РФ о занятости населения
Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
9. Порядок и способы создания юридического лица
Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц
1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
2. Юридическое лицо считается
созданным со дня внесения
соответствующей записи в
Способы создания юридических лиц:
1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;
2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.
Добровольный способ делится на:
1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;
2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.
Реорганизация – его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Реорганизация возможна в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования юридического лица.
Ликвидация – его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей
(участников) либо органа юридического
лица, уполномоченного на то
2) по решению суда в
случае допущенных при его
создании грубых нарушений
Информация о работе Экономические отношения как предмет правового регулирования