Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

В общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны .
В этом определении можно отметить некоторые черты или свойства конституции, а также ее функции, рассмотрение которых и является основной целью данной работы. В работе рассматриваются присущие всем конституциям основные признаки и функции, а также применительно к Конституции РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 5
§1. Конституция - основной закон государства 5
§2. Юридическое верховенство 9
§3. База текущего законодательства 10
§4. Особый порядок принятия и изменения 12
2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 17
§1. Учредительная 17
§2. Организаторская 20
§3. Внешнеполитическая 21
§4. Идеологическая 22
§5. Юридическая 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКАИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

 

Кафедра (12 Т/N Ж) Теории и истории государства и права (12 Т/Ж)

Направление  030900.62  (12 Т/N Ж)

Юриспруденция  

Факультет    Заочного обучения (12 Т/N Ж)

 

Тема: Юридические свойства и функции Конституции

Российской Федерации.

 

Курс   4                 Группа ЮР111бввзи

Студентки   Евтодьевой Алены Геннадьевны  

 

Руководитель           доцент кафедры теории и

курсовой работы     истории государства и права,

       к.ю.н. Гончаренко Е.В.

 

 

Работа защищена___________2012г.

Оценка_________________________

Подпись________________________

 

 

 

 

 

Волгоград 2012г.

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ    5

§1. Конституция - основной закон государства    5

§2. Юридическое верховенство       9

§3. База текущего законодательства      10

§4. Особый порядок принятия и изменения     12

2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ       17

§1. Учредительная        17

§2. Организаторская        20

§3. Внешнеполитическая       21

§4. Идеологическая        22

§5. Юридическая         24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.      28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В жизнедеятельности  современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата.

Конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного  регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и  социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В общем виде конституцию можно  определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны1

В этом определении можно отметить некоторые черты или свойства конституции, а также ее функции, рассмотрение которых и является основной целью данной работы. В работе рассматриваются присущие всем конституциям основные признаки и функции, а также применительно к Конституции РФ.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной тематике и труды таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А. Кравец и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ.

 

Юридические свойства конституции - это  признаки ее как основного закона государства.

 

§1. Конституция - основной закон государства.

 

Любая конституция, в том числе и  Конституция РФ, относится к числу  правовых актов, является законом и  обладает всеми его чертами.2  Конституция - принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства.

Конституция РФ - это один акт. В науке конституционного  права основной закон, представленный одним актом, принято называть "писаной конституцией".

Важно, что очень часто текст конституции провозглашается как "Конституция (Основной Закон)" государства. Такого наименования не имеют и не могут иметь политические и правовые документы. Все предшествующие Конституции нашего государства назывались именно так. Однако слова "Основной Закон" не использованы по отношению к действующей Конституции РФ.

В некоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Они обычно называются "конституционными законами". Если официально роль таких актов обозначена как дополнения к конституции, их в совокупности с нею можно рассматривать как единую "писаную конституцию".

Если же конституционными законами считать акты, изданные по кругу  вопросов, указанных в конституции, или развивающие ее положения, - так, считают некоторые авторы3  - это еще никак не означает, что появляются акты, равные конституции, даже если в ней самой часть таких актов поименована "конституционными законами".

Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела  категорию федеральных конституционных законов (ФКЗ).

Во-первых, Конституция РФ не дает свободы в принятии ФКЗ. Она предусматривает  ограниченный круг вопросов, по которым должны появиться эти акты. Поскольку перечень не является открытым, это означает, что по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя. Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:

1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции);

2) о принятии в состав РФ  нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);

3) об образовании в составе  РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);

4) об изменении конституционно-правового  статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);

5) о государственных флаге, гербе  и гимне РФ, их описании и  порядке официального использования (ч. 1 ст. 70);

6) о референдуме РФ (п. "в"  ст. 84);

7) о режиме военного положения  (ч. 3 ст. 87);

8) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции  говорится о том, что в условиях  чрезвычайного положения для  обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;

9) об Уполномоченном по правам  человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);

10) о порядке деятельности Правительства  РФ (ч. 2 ст. 114);

11) о судебной системе РФ (ч. 3 ст. 118);

12) о Конституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);

13) о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);

14) о Высшем Арбитражном Суде  РФ (ч. 3 ст. 128);

15) об отдельных частях судебной  системы - об общих судах, арбитражных  судах, о военных судах и  др. (ч. 3 ст. 128);

16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

С учетом перечня можно видеть следующий  повод для введения категории "федеральных  конституционных законов" в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, а требованием квалифицированного большинства для принятия таких актов обеспечить более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее и стабильнее. Однако вряд ли можно сказать о том, что ФКЗ задуманы для того, чтобы образовать вместе с Основным Законом так называемую "большую Конституцию". Текст самой Конституции в качестве высшей ценности возвышается над всей системой писаного права, включая и федеральные конституционные законы.

В научном обороте используется понятие "конституционное законодательство". Если понятие "конституционное законодательство" применяется для объединения всех источников конституционного права и в этом плане не имеет какой-либо научной трактовки, то против него возражений не возникает. Здесь на первом месте - интересы удобства для пользователей. Если же в основе использования понятия - идея равенства с конституцией всех иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере общественно-политического устройства и власти, против такой трактовки "конституционного законодательства" можно возразить.

Также возникает вопрос: не считать  ли равными конституции или ее частью законы о внесении изменений  и дополнений в конституцию, об исключении из нее каких-либо положений, о провозглашении конституции. Представляется, что нет оснований считать частью единого текста конституции законы, что-то в нее включающие или что-то из конституции исключающие. Они выполнили свою служебную роль и тем самым исчерпали себя.

Что касается деклараций или законов  о провозглашении конституций, введении их в действие, у них свое назначение, ставящее акты на уровень самой конституции. Однако считать ли такие декларации, законы частью текста конституции - зависит от того, что было конкретно решено на этот счет при принятии конституции. Например, принятая 30 декабря 1922 г. Декларация об образовании Союза ССР была с некоторыми коррективами включена в Конституцию СССР 1924 г. 7 октября 1977 г. были приняты не только Конституция СССР, но также и Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении этой Конституции, Закон о порядке введения в действие Конституции СССР. Однако эти документы не объявлены частью данной Конституции. В Конституции РФ 1993 г. есть раздел второй "Заключительные и переходные положения", как раз и определяющий порядок ее введения в действие. Это также подтверждает вывод о том, что одно дело - научная оценка норм как конституционно-правовых, другое дело - их официальное существование в рамках отдельного акта либо как части конституционного текста.

§2. Юридическое верховенство

 

Юридическое верховенство конституции  означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным  актам, включая и федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Следует отметить, что в Конституции РФ (также и в других нормативных актах) намечены основные характеристики источников права в РФ;  в ней "нашли закрепление множественность источников права, наличие между ними различных вариантов связей и взаимоотношений. Это позволяет говорить о формировании именно системы источников права Российской Федерации".4

И.А. Кравец рассматривает два аспекта  высшей юридической силы конституции – формальный и материальный.

«Формальный аспект высшей юридической  силы означает, что предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься с соблюдением конституционной процедуры. Если зафиксированная конституционными нормами процедура не соблюдается, правовой акт может быть признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции.

Материальный аспект высшей юридической  силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям». 5

Акты, конечно, могут развивать  положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу  уже сказано конституцией, они  не вправе говорить что-то иное, содержать  в себе другое предписание. К этому, так сказать, формальному аспекту добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это считается одной из самых сложных проблем в конституционном праве.

Юридическое верховенство конституций  обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

 

§3. База текущего законодательства

 

К числу юридических свойств  конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер".6

Наряду с этим конституции часто  предусматривают необходимость  принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:7

Информация о работе Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации