Административная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель: анализ результатов проведения административной реформы в России, а также выявление основных проблем ее реализации.
Задачи:
Выявить основные цели и задачи проведения административной реформы в России;

Изучить влияние административной реформы на законодательство;
Выявить основные проблемы реализации административной реформы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1Административная реформа: сущность и исторический опыт ……….6
Понятие и сущность реформирования административной реформы………………………………………………………………………..6
1.2 Становление и развитие концепции административной реформы в России…………………………………………………………………………..….9
Глава 2 Проблемы и перспективы реализации административной реформы в современной ……………………………………………………………………..17
2.1Методика разработки стандартов и регламентов оказания государственных услуг…………………………………………………….……17
2.2 Влияние административной реформы на законодательство………..…….22
2.3 Проблемы реализации административной реформы в России……...........28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………...…34

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА кУТЫРЕВОЙ.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1Административная реформа: сущность и исторический опыт ……….6

    1. Понятие и сущность реформирования  административной реформы………………………………………………………………………..6

1.2 Становление и развитие концепции административной реформы в России…………………………………………………………………………..….9

Глава 2 Проблемы и перспективы реализации административной реформы в современной ……………………………………………………………………..17

2.1Методика разработки стандартов и регламентов оказания государственных услуг…………………………………………………….……17

2.2 Влияние административной  реформы на законодательство………..…….22

2.3 Проблемы реализации  административной реформы в России……...........28

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………...…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформы присущи каждому государству и их проведение требует громадных усилий и последовательных действий. Проводятся они и в нашей стране - удачно или не очень хорошо. Современные государственные реформы - федеральная, судебная, административная, муниципальная - нацелены на обновление многих сторон организации и деятельности государства и его институтов. Цели, этапы и мероприятия реформ должны быть тщательно выверены и последовательно реализуемы. Им нужна прочная общественная поддержка. И тогда можно рассчитывать на успешные результаты.

От последовательности и результативности проведения административной реформы во многом зависит и достижимость целей иных реформ (федеративной, государственной службы, социальной и др.), потребность в координации с которыми в настоящее время ощущается все сильнее.

Система государственного управления, которая сложилась в России в 90-е годы, содержала в себе серьезные недостатки, которые были и до сих пор остаются одним из основных препятствий для модернизации российской экономики. Низкий уровень исполнительской дисциплины, повсеместное распространение коррупции, неэффективные технологии работы административного аппарата, наличие большого количества дублирующих и излишних функций у органов государственной власти приводят к неэффективности работы государства как такового. В этой связи очевидна необходимость проведения серьезных реформ в области государственного управления.

Цель: анализ результатов проведения административной реформы в России, а также выявление основных проблем ее реализации.

Задачи:

    1. Выявить основные цели и задачи проведения административной реформы в России;

 

    1. Изучить влияние административной реформы на законодательство;
    2. Выявить основные проблемы реализации административной реформы в России.

Предметом исследования являются отдельные положения законодательства, посредством которых осуществляется реализация административной реформы в России.

Объектом исследования являются проблемы, возникающие в процессе реализации административной реформы в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Административная реформа: сущность и исторический опыт

1.1 Понятие и сущность реформирования  административной реформы

Под реформой принято понимать совокупность политических действий в обществе, направленных на преобразование отдельных элементов политической системы или частичное изменение способа их функционирования, но не затрагивающих принципиальных основ существующей социально-политической структуры. С формальной точки зрения реформу можно трактовать как социально-политичское нововведение любого содержания. Однако как в политической теории, так и на практике понятие реформы обычно соотносится с более или менее прогрессивными преобразованиями, имеющими своей целью повышение степени общественной стабильности путем осуществления комплекса мер, направленных либо на смягчение социального неравенства, повышение уровня жизни большинства населения, либо на расширение границ равных потенциальных возможностей всех граждан как в политической, так и в экономической сфере жизни общества. Проведение реформ далеко не всегда вызывается необходимостью разрешения кризиса или преодоления предкризисного состояния – нередко оно носит упредительный характер и преследует цель обеспечения качественно новых возможностей общественного развития.

Термин «административная реформа» на слуху уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. Смысл «реформаторских» мероприятий в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005 год охарактеризован следующим образом: «...в течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных институтов. Но, в то же время, обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед...».

Что же означает понятие «административная реформа»? Если обратиться к этимологии терминов «реформа» и «административная реформа», то первый из них означает изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний; «административный» означает «осуществляемый администрацией или по ее распоряжению». С учетом указанных понятий кратко административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

Административная реформа реализуется по 6 основным направлениям:

1. «Управление по результатам». Это направление решает задачи  повышения эффективности деятельности органов власти. Здесь административная реформа связана с бюджетной реформой, цель которой оптимизация управления бюджетными средствами и повышение результативности бюджетных расходов. Эти направления (управление по результатам и бюджетирование, ориентированное на результат) решают по сути одни и те же проблемы, т.к. всё государственное управление неизбежно связано с расходованием бюджетных средств.

2. Направление «Стандартизация  и регламентация», в первую очередь, должно обеспечивать повышение  качества государственных услуг, предоставляемых населению. На уровне  страны разрабатывается порядка 500 стандартов и регламентов государственных  услуг, на уровне субъекта около 2000 тысяч. Здесь административная  реформа «идет в ногу» также  с бюджетной реформой и приоритетными  национальными проектами в сфере  образования и здравоохранения, устанавливая стандарты качества и регламенты предоставления бюджетных услуг.

3. «Оптимизация функций  органов исполнительной власти  и противодействие коррупции». В  рамках этого направления должны  быть проанализированы все функции, исключены избыточные и дублирующие, т.е. не имеющие под собой достаточных  правовых оснований и препятствующих  реализации гражданами своих  конституционных прав либо возлагающих  дополнительные обязанности на  предпринимателей. Это позволит  сократить неэффективное вмешательство  государства в экономику и  общественную жизнь, уменьшить издержки  бизнеса на преодоление административных  барьеров, обеспечить реализацию  гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу  государственных органов на решении  необходимых обществу и государству  задач.

4. «Повышение эффективности  взаимодействия органов исполнительной  власти и общества». Мероприятия  данного направления решают задачу  повышения информационной открытости  власти, налаживания механизмов  обратной связи с населением, привлечения общественности к  обсуждению принимаемых решений.

5. «Модернизация системы  информационного обеспечения органов  исполнительной власти». В рамках  данного направления развиваются  информационные технологии, позволяющие  организовывать информационный  обмен между различными ведомствами, в том числе при предоставлении  государственных услуг, создаются  системы мониторинга и оценки  деятельности органов власти.

6. «Обеспечение административной  реформы». Целями мероприятий по  данному направлению являются  формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного  обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения  успешного опыта государственного  управления.

Само название – административная реформа – появилось в РФ в публичных документах лишь в 1997 году. Это не значит, что ранее в обществе и внутри системы власти не было осознания самой проблемы или тем более никакого движения для ее решения. Но именно в это время был разработан специальный документ, посвященный этому вопросу – Концепция административной реформы, для разработки которой был привлечен довольно широкий круг специалистов

 

1.2 Становление  и развитие концепции административной  реформы в России

Проведение административных реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы Советской власти. После распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти в российском государстве, преодолеть упрощенный взгляд на государство как совокупность органов и учреждений, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения. В связи с этим к концу 90-х гг. прошлого века окончательно утвердилась мысль о необходимости проведения в России реформ, и прежде всего реформы административной. Тогда в связи с глобальной перестройкой политических и экономических процессов в стране предпринимались определенные меры по преобразованию органов государственного управления, заключавшиеся в первую очередь в деполитизации государственных структур.

Концептуальная идея преобразования государственного аппарата и формирования новой системы исполнительной власти впервые на государственном уровне нашла свое отражение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1997 г. «Порядок во власти - порядок в стране», но на практике она не получила своего развития и была отложена в силу ряда объективных причин, связанных в том числе с необходимостью кардинального пересмотра структуры, функций органов исполнительной власти.

В 1991-1993 гг. в связи с приватизацией некоторых отраслей народного хозяйства ряд министерств и ведомств (например, Министерство внешней торговли, Госплан, Госснаб и др.) был упразднен. Создаются смешанные государственно-частные компании (акционерные общества «Газпром», «Лукойл» и др.), а также принципиально новые государственные органы - государственные комитеты по управлению государственным имуществом, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Федеральная налоговая служба, федеральное казначейство.

Изменениям подверглась и действовавшая на тот момент система федеральных органов исполнительной власти. Они были настолько существенными, что потребовалась новая классификация государственных органов. Указом Президента РФ от 12 мая 1992 г. «Об упорядочении системы государственного управления» устанавливались следующие виды этих органов: 1) министерства; 2) государственные комитеты; 3) федеральные службы; 4) агентства; 5) комитеты.

Формально причинами реорганизации системы государственных органов провозглашались принципиальные изменения в политическом и экономическом строе. Так, например, Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» ставил своей целью формирование отвечающей этапу радикальных экономических реформ рациональной структуры центральных органов исполнительной власти. Но фактически перестройка системы органов сводилась к очередным организационным их преобразованиям: укрупнениям и слияниям с целью усиления контроля за ними, решения кадровых вопросов и др.

Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. придали новую энергию процессу организационных преобразований. Анализ первого президентского Послания (1994 г.), которое называлось «Об укреплении Российского государства», позволяет сделать вывод о том, что "кадровые разборки" продолжались. Главный упор в указанном Послании делался на обвинения «старой номенклатуры» в том, что именно она виновна во всех кризисах, охвативших все сферы жизни общества. Было высказано предложение о принятии закона о федеральной государственной службе.

В Послании 1995 г. главное место также было отведено проблемам кадровой политики. В Послании 1996 г. последовательно проводилась мысль о том, что в государственном аппарате остается большой процент служащих, свыкшихся с номенклатурными принципами безответственности и приспособленчества. В связи с этим делался вывод, что единственным реальным выходом из кризиса становится использование формирующихся рыночных институтов и стимулов, опора на свободную самоорганизацию общества.

Президентское Послание 1997 г. вновь сменило акцент. Главным препятствием развития нового экономического строя, новой политической системы объявлялось отсутствие порядка в деятельности государственного аппарата. Говорилось о том, что абсолютное большинство проблем порождено неумелыми действиями власти или ее пассивностью. Критике подверглись институты власти в целом. В разделе Послания «Порядок в исполнительной власти» отмечалось, что новые функции государства, обусловленные принципиально изменившейся политической и экономической реальностью, осуществляются, в общем, старой системой исполнительной власти. В результате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных кадрах. Функции и полномочия многих органов исполнительной власти аморфны и нередко дублируются.

Информация о работе Административная реформа