Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:25, контрольная работа
С одной стороны, с появление электронно-вычислительной техники упростилось создание документов, бланков документов, с другой же стороны законодательство не охватило еще всей сферы вопросов возникающих в работе с электронными документами.
В данной работе рассмотрены: исторические этапы развития документов составленных с помощью электронно-вычислительной техники, проблемы которые появлялись при работе с «электронным» делопроизводством, пути решения этих проблем и нормативно законодательные акты, регулирующие работу с данным видом документов
Введение 3
История использования электронно-вычислительной
техники для создания документов 4
Электронный документ 6
Юридическая сила электронных документов 8
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Башкирский
государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы»
Контрольная работа
по дисциплине: Документоведение
на
тему: «Документирование с
Подготовил: студентка
группы 101
специальности
«ДОУ и А» (заочно)
Чернышова Марина
Проверил: Лукина Елена Михайловна
Уфа 2012
Содержание
Документирование может осуществляться не только на естественном языке (текстовое документирование), но также и на искусственном языке. В этом случае информация обрабатывается с помощью электронно-вычислительных машин, кодируется, т.е. представляется в той или иной стандартной форме. Причём одни и те же сведения могут быть закодированы в различных формах и, напротив, разные сведения могут быть представлены в похожей форме.
С одной стороны,
с появление электронно-
В данной работе рассмотрены: исторические этапы развития документов составленных с помощью электронно-вычислительной техники, проблемы которые появлялись при работе с «электронным» делопроизводством, пути решения этих проблем и нормативно законодательные акты, регулирующие работу с данным видом документов.
Первая дискуссия об отношении к электронным документам, создаваемым средствами вычислительной техники, состоялась на 5-м Международном конгрессе архивистов (1964 г.). На 7-м Международном конгрессе (1972 г.) обсуждались проблемы их отбора на государственное хранение и возможность создания архивов машиночитаемых документов.
В СССР термин «машиночитаемые
документы» появился в 1970-е годы, с
развертыванием работы по внедрению
автоматизированных систем управления
в народное хозяйство. В этот период
времени появляются работы Г.Г. Воробьева,
И.И. Даниленко и В.В. Цаплина, А.Н. Соковой,
А.Ю. Чуковенкова и других, в которых формулируется
методология работы с машиночитаемыми
документами.
С начала 1960-х годов
в Советском Союзе стали
В официальных актах документы, созданные средствами вычислительной техники, как особая категория, появляются в пункте 9 Положения о Государственном архивном фонде СССР, где подчеркивается, что «машинно-ориентированные (механографические) документы» входят в состав Государственного архивного фонда СССР и, соответственно, подлежат передаче на государственное хранение.
Вышедший в 1984 г. ГОСТ 6.10.4-84 закрепил факт наличия в документальной среде документации на новых носителях и внес упорядоченность в процесс их создания. Под машиночитаемым документом понимали «документ, пригодный для автоматического считывания содержащейся в нем информации».
Двумя годами ранее в Словаре современной архивной терминологии социалистических стран [55] появился термин «машиночитаемый документ – документ, информация которого выражена кодом, а поиск и выдача ее осуществляется только машиной».
ГОСТ 6.10.1-88 [4] содержит четыре определения, относящихся к машиночитаемому документу: машинно-ориентированный документ, документ на машинном носителе, документ на машинном магнитном носителе (магнитной ленте, магнитном диске) и машинограмма. Все эти определения отмечают в основном техническую сторону вопроса: отличительная особенность данных типов документов заключается лишь в том, что они должны быть или пригодны для обработки на ЭВМ, или созданы с помощью вычислительной техники, но их реквизиты оформляются при этом в установленном для всех документов порядке.
Эти же требования
к машиночитаемым документам содержит
и ЕГСДОУ 1988 года [5]. Несколько другая
интерпретация машиночитаемого
документа дана в ГСДОУ 1991 года [6]:
под ним понимается «документ, пригодный
для автоматического считывания
содержащейся в нем информации» (впервые такое
определение было дано в [62]). По мнению
М.В. Ларина [45], ошибка этого определения
заключается в преувеличении возможностей
техники по считыванию информации в автоматическом
режиме. Даже сегодня, при огромном прогрессе
вычислительной техники, это далеко не
всегда возможно выполнить без участия
человека, особенно когда речь идет об
организационно-
С конца 1980-х гг. в нашей стране начинается широкое использование персональных компьютеров. К настоящему времени в большинстве организаций, учреждений, на предприятиях работа с документами осуществляется преимущественно с помощью компьютерной техники. Таким образом, электронные документы прочно вошли в сферу документационного обеспечения управления.
С радикальным изменением возможностей компьютеров, появлением более совершенных технологий и программного обеспечения возникает реальная возможность перехода на так называемое «безбумажное» делопроизводство. Именно в этот период времени зарождается термин «электронный документ» как документ, обладающий новыми, отличными от традиционных, характеристиками.
На сегодняшний день известны, пять официальных определений:
1. Документ на
машинном носителе – документ,
созданный с использованием
2. Электронный
документ – документ на
3. Документ электронный – информационный объект, состоящий из двух частей:
- реквизитной, содержащей идентифицирующие атрибуты (имя, время и место создания, данные об авторе и т.д.) и электронную цифровую подпись;
- содержательной, включающей в себя текстовую, числовую и/или графическую информацию, которая обрабатывается в качестве единого целого.
При необходимости документ электронный может приобретать различные формы визуального отображения: на экране или бумаге (Р 50.1.031-2001 [12]).
4. Электронный
документ – форма
5. Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (статья 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [13]; Приложение 1 к Положению о порядке организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц органов исполнительной власти города Москвы [16]).
Электронные документы
имеют технологическую
Подобная специфика порождает дискуссии вокруг понятия "электронный документ". Не случайно сам этот термин пока отсутствует в Государственном стандарте. Вместо него в ГОСТе Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" сохранён прежний термин - "документ на машинном носителе", который определяется как "документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной". Предлагаемые же в документоведческих исследованиях определения электронного документа нуждаются в совершенствовании и уточнении.
Сегодня сложно найти
специалиста в области
Закон об ЭЦП. Принятый в 2001 году Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает условия правового использования электронной цифровой подписи при организации обмена электронными документами. И хотя данный закон вводит (кстати, впервые в отечественной юридической практике) собственно понятие «электронного документа», он не охватывает своим регулирующим воздействием все правовые стороны применения таких документов. У Закона более узкая задача – «обеспечение правовых условий использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». Собственно, выделение этой узкой сферы регулирования и позволило подготовить указанный законодательный акт.
Проблема регулирования одним нормативным документом всего многообразия отношений, возникающих при внедрении электронного документооборота, представляется практически неразрешимой. Электронный документ – лишь частный случай документа вообще, а закона о документе нет ни в российской, ни в какой-либо иной цивилизованной правовой системе. И одна из основных причин этого – многообразие документов.
Традиционный бумажный
документооборот основывается в
значительной мере на нормативных актах
инструктивного уровня, которых накопилось уже великое множество.
Вместе с тем в российской юридической
практике практически нет ни одного подзаконного
или инструктивного нормативного акта,
который бы конкретизировал правила организации
электронного документооборота в целом
или в определенной информационно-
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» признает ЭЦП, выработанную на основе асимметричного криптографического преобразования, и отражает особенности использования только такого типа электронной цифровой подписи в электронном документообороте.
Основной вопрос применения
асимметричной
Следовательно, вопрос нормативного обеспечения юридической
значимости электронного документооборота
в конкретной информационно-
- создание необходимых правовых условий для того, чтобы электронные документы, подготовленные пользователями этой системы, имели юридическую силу;
- создание инструктивных
документов, регламентирующих жизненный
цикл подготовленных, циркулирующих
и хранящихся в системе
Суть второй задачи вытекает из понятия «документооборот». Обычно под «оборотом» подразумевается весь цикл существования юридически значимого документа в системе: его создание, передача, прием, хранение, архивирование и уничтожение, а также его учет на всех этапах. В традиционном бумажном документообороте все перечисленные вопросы, за исключением вопросов придания юридической значимости документам, как правило, решаются на уровне ведомственной или корпоративной инструкции. Первая задача имеет общезначимый характер и в общем случае должна решаться на основе нормативных актов законодательного уровня.
К основным угрозам электронного
документообмена при
- нарушение целостности электронного документа;
- нарушение неотказуемости электронного документа;
- нарушение адекватности
отображения электронного
Реализация этих угроз может привести к ряду конфликтов между участниками электронного документооборота:
- отказ от факта приема (получения) или передачи (отправки) электронного документа;
- опротестование содержания
и/или времени приема или
- отказ от авторства электронного документа.
Следовательно, для организации электронного документооборота необходимо применять дополнительные меры обеспечения аутентичности, контроля доступа, целостности и идентификации информации. В качестве таких средств используются криптографические методы защиты информации, а именно технология ЭЦП.
Основная цель данного Федерального закона – обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Информация о работе Документирование с применением электронно-вычислительной техники