Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:17, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Делопроизводство"
ЧЧЧЛекции
Тема 1. Складывание единого государства. Правительственные учреждения Московского царства.
В процессе
становления и укрепления единого
государства складывается постепенно
и единая система центральных
и местных правительственных
учреждений. Проблема оформления централизованного
государства смыкается с
Для государственно-политической
структуры абсолютизма
Боярская Дума. Высший государственный орган Московского царства. Заседания проводились регулярно. Дума не имела самостоятельной, отдельной от государя компетенции. Основные вопросы: проекты государственных преобразований, новых законов, вопросы внешних сношений, вопросы о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о преступлениях по должности, об уголовных преступлениях. Также на рассмотрение Думы выносились спорные дела, которые не могли решить руководители центральных и местных учреждений. Значительную роль в составлении и редактировании решений БД играли думные дьяки.
Земские соборы. Практика созыва ЗС известна с середины XVI в. Соборы представляли собой эпизодические совещания для разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. ЗС собирались нерегулярно. Наиболее интенсивное время их деятельности 1610-1650 гг. Документация ЗС рассматривалась как часть документации БД.
Приказы. Зарождение приказной системы управления относится к концу XV – началу XVI вв. Первоначально существовали «дьячьи избы». Считается, что происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великих князей решения отдельных вопросов государственного управления. В приказах постепенно происходит распределение по отраслям правительственной деятельности. Важнейшими приказами были: Разрядный, Посольский, Поместный, Тайных дел и др. Число приказов росло. Изменялись их функции. В своей структуре приказы имели столы и повытья. Во главе приказов стояли судьи.
Схема управления:
В этот период начинается зарождаться приказная бюрократия, важнейшими звеньями в которой были дьяки и подьячие. В XVII в. некоторые приказы возглавляли бояре и окольничие, мелкие – думные дворяне. Дьяки всегда входили в состав приказов, могли также стоять и во главе приказов (Разрядного, Посольского и Поместного). Среди служилых людей существовала определенная иерархия. Так, подьячие были «старые», «средние», «молодые». Их функции в приказах различались. К XVII в. значение дьяков и подьячих было значительным. Дьяки сыграли значительную роль в становлении системы приказного делопроизводства.
Тема 2. Система приказного делопроизводства: хранение и описание документов.
В XVI-XVII вв. не существовало специальных нормативных документов, регулирующих делопроизводство. Но в основных законах того периода уже появились первые статьи, регламентирующие отдельные вопросы делопроизводства. Так Судебником 1550 г. закреплялись правовые нормы государственного управления и судопроизводства. Судебник был принят на первом Земском соборе, содержит около 100 статей и закрепляет изменение официального статуса государя. Статья 28 Судебника определяла требования к составу удостоверения документов. Соборное уложение 1649 г. закрепило основные тенденции в развитии русского права. Впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства. И в частности, устная форма договора заменялась письменной.
Система приказного
делопроизводства складывалась постепенно.
Техника документирования удешевляется,
т.к. происходит окончательный переход
к бумажному делопроизводству (бумага
вместо дорогостоящего пергамента). Также
распространяется и утверждается скоропись.
Основными формами
В этот период преимущественно использовалась столбцовая форма делопроизводства: отдельные документы склеивались в длинный свиток. На ставах (на обороте) дьяки ставили свои подписи. Основные недостатки: неудобство в использовании, плохая сохранность документов, большой расход бумаги (т.к. не использовалась оборотная сторона листа).
Порядок составления
деловых бумаг: дьяк давал распоряжение
о начале дела («помета») → старый
или средний подьячий выявлял
необходимые документы для
«Дело» представляло собой комплекс документов, прикрепленных друг к дугу в определенной последовательности делопроизводства. Оборотная сторона столбца служила для «рукоприкладств» (подписей) лиц, привлеченных к рассмотрению дела. Ход дела зависел от того было оно «спорным» или «неспорным». Спорные дела решались дольше, включали дополнительные документы (например, записи допросов).
В учреждениях, где составлялись документы, оставались их черновики. Следовательно, оригиналы документов оставались там, куда они направлялись. Отличительной чертой документа, имевшего юридическую силу, являлась дьячья помета; на памятках и грамотах – адрес и отметка о получении; на актах допроса – рукоприкладства допрашиваемых.
Хранились документы в ларях и сундуках, в ящиках, мешках. Текущая документация нумеровалась. В XVI в. появились первые переписи документов с указанием их названий. Условия для хранения документов были плохие. Многие документы портились. Иногда документы уничтожались сознательно (при реорганизации учреждений, использовались в качестве черновиков и т.п.).
Тема 3. Система приказного делопроизводства: виды и разновидности приказной документации.
Существует
определенная классификация
Большинство документов приказного делопроизводства составлялись в форме актов. Существовало много разновидностей (около 150). Большое количество объяснялось развитием системы делопроизводства и увеличением массива документации. Акты имели 3 составные части: начальный протокол, основной текст, конечный протокол. Однако стандартизация документов до XVIII в. оставалась очень низкой, и часто данные нормы нарушались. Особое внимание следует уделять терминологии документов того периода. Обращаясь к государю, должностные лица именовали себя «хлопами», горожане и крестьяне – «сиротами». Часто в написании имени использовалась уничижительная (Ивашка, Сенька).
Широкое
распространение получили грамо
Указные книги
– подшивка указов в хронологической
последовательности. Наказ – распоряжение
правительства должностному лицу, посланному
с поручением или правительственная
инструкция. Память – обобщающее название
документов служебной переписки
между учреждениями равными по рангу.
Отписки – обязательная форма
письменных сношений должностных лиц
с государем или центральными
учреждениями. Обыск – отчет должностного
лица, посланного местной администрацией
для сбора сведений по какому-либо
делу. Сказки – записи объяснений, устных
показаний несудебного
Основные
разновидности судебно-
Состав судебно-следственного дела: отписка воеводы о донесении, челобитные с жалобами пострадавших, царский указ о назначении сыска, документы сыска (расспросные и пыточные речи), памяти из приказа, отписки воевод, указ о наказании виновных.
К документам, которые формировались в ходе придворной и военной службы можно отнести: боярские книги, боярские списки, десятни, разрядные книги, государевы разряды, родословные книги (особенно следует отметить Государев родословец 1555 г.), местнические дела.
С конца XVI в. значительно растут и укрепляются международные связи России. Постепенно упорядочиваются формы ведения дипломатического делопроизводства. Основными разновидностями этих документов являются: посольские дела, которые включали в себя практически все виды делопроизводственной документации (грамоты, наказы, статейные списки и пр.). Особое внимание следует уделять царским грамотам (особая техника исполнения, золотописание). Статейные списки включали наказы послам и отчет о посольстве, а также сведения о ходе и результатах переговоров, о государственных деятелях, о внутренней и внешней политике государства.
Система приказного делопроизводства во многом определила развитие коллежского делопроизводства.
Тема 4. Реформы Петра I. Складывание системы коллежского делопроизводства.
В конце XVII в. российское государство нуждалось в переустройстве системы государственного управления. БД и громоздкий аппарат приказов уже не могли эффективно решать задачи абсолютной монархии. Необходимы были реформы не только в центральных учреждениях, но и на местах. Органы центральной и местной власти должны были действовать по единым законам и инструкциям. Основной задачей проводимых реформ – создание единой системы государственного управления.
В результате административных реформ Петра I возникли новые государственные учреждения: Сенат – высшее светского учреждение; Синод – высшее церковное учреждение; коллегии – центральные учреждения, возникшие на местах приказов; на местах созданы бурмистерские избы, городовые магистраты, ратуши, губернские и провинциальные канцелярии.
Система делопроизводства, которая начинает складываться в этот период, называется коллежской. Основной ее отличительной чертой была опора на законодательную базу, а также – коллегиальный характер принятия решений. В XVIII в. было принято большое количество нормативных документов, в которых особое внимание уделялось вопросам документирования государственной деятельности.
Изменилась технология работы с документами. Была отменена столбцовая форма делопроизводства. Функции по работе с документами законодательно закреплялись за канцеляриями. Вводились новые должности: секретарь, нотариус, регистратор, канцелярист, актуариус, копиист. Руководил и контролировал работу канцелярии секретарь. Дела для рассмотрения готовились секретарями. Секретарь должен был хорошо знать действующее законодательство и при подготовке дел ссылаться на необходимые нормы. Решение дела иногда зависело от того, как подготовил его секретарь. Ход заседаний фиксировался в протоколах. Утверждается практика составления документов по типовым формам – «генеральным формулярам».
Особое внимание начинает уделяться регистрации документов для учета и обеспечения сохранности документов. Была разработана технология процесса регистрации, контроля исполнения и справочной работы по документам. На местах была введена строгая система регистрации (документы регистрировались даже при перемещении внутри учреждения). Определяются документопотоки и виды документов, циркулирующих между учреждениями.
Становятся более разнообразными виды законодательных документов. Высшим типом законодательно акта был манифест, издаваемый монархом с обращением ко всем гражданам. Манифесты издавались в связи с важнейшими событиями в жизни страны. Манифесты распространялись в печатном виде.
Нарастание объема документации сопровождалось унификацией в построении документов. Начинают издаваться письмовники с образцами документов. Появляется такой вид документа как «экстракт», содержащий краткое изложение существа дела и приложенных к нему бумаг, что значительно облегчало работу с делами.
Таким образом, система делопроизводства в XVIII в. претерпела значительные изменения, многие процессы были усовершенствованы, формы документов унифицированы.
Тема 5. Законодательное
регулирование документирования и
системы коллежского
Документом,
сыгравшим главную роль в делопроизводстве
этого периода, является Генеральный
регламент 1720 г. Он определил структуру
нового государственного аппарата и
ввел новые виды документов, закрепив
их законодательно. Были установлены
правила оформления документов, определен
регламент работы с документами.
Все указы должны были составляться
в письменном виде, т.е. этим была отмечена
важность документирования деятельности
учреждений, обеспечивалась достоверность
передаваемой информации. Регламентом
также определялся порядок