Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:40, доклад
Рассматриваются целесообразность и рациональность применения механизации и автоматизации делопроизводческих процессов на предприятиях и основные преимущества систем автоматицазии делопроизводства и их функции.
Автоматизация процессов делопроизводства не только существенно расширяет рамки традиционных процессов делопроизводства и документооборота, но и создает основу для интеграции всех документационных технологий в единый комплекс, включая средства сканирования документов и распознавания текстов, средства обработки и пересылки электронных документов, приема и передачи факсимильной информации, печати и тиражирования документов.
Доклад на тему «Механизация и автоматизация деловодческих процессов»
В современных условиях для повышения эффективности управления важно уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе. Степень совершенства технологической системы работы с документами определяется оперативностью перемещения, исполнения документов и эффективностью обеспечения руководства предприятия документной информацией. Из этого следует, что любая организация, стремящаяся к успеху, должна иметь четко организованный документооборот. В связи с этим необходимо придавать особое значение вопросам его рационализации, учитывая возрастающую роль информационных технологий в сфере делопроизводства.
Решение проблем документационного обеспечения управления, методическое руководство, практическая помощь по вопросам подготовки и оперативного хранения документов, контроль соблюдения установленных сроков исполнения документов возлагается на административный отдел, который осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства страны в области делопроизводства и архивного дела.
Повышение эффективности работы аппарата управления, и административного отдела в частности, достигается за счет механизации и автоматизации выполнения наиболее трудоемких процессов управленческой деятельности, а также за счет применения современных информационных технологий в работе с документами.
Механизация делопроизводственных процессов заключается в применении технических средств для выполнения операций по документированию и обработке документов.
Механизация
Для механизации делопроизводственных процессов используют машины, аппараты и устройства, классифицированные по их назначению и функциям. Общесоюзный классификатор промышленной продукции делит их на следующие группы: средства составления текстовых документов; средства копирования и оперативного размножения документов; средства обработки документов; средства поиска, хранения и транспортирования документов; мебель и оборудование, специализированные для служебных помещений; средства сигнализации и информации.
Автоматизация процессов делопроизводства не только существенно расширяет рамки традиционных процессов делопроизводства и документооборота, но и создает основу для интеграции всех документационных технологий в единый комплекс, включая средства сканирования документов и распознавания текстов, средства обработки и пересылки электронных документов, приема и передачи факсимильной информации, печати и тиражирования документов.
Среди основных преимуществ использования
системы автоматизации
– более быстрое движение документов в организации, что дает возможность повысить оперативность и эффективность выполнения должностных обязанностей, а также качество принимаемых решений;
– эффективный контроль за исполнением документов и как результат – повышение исполнительской дисциплины;
– быстрый и результативный многокритериальный поиск документов;
– автоматическая рассылка заинтересованным лицам необходимого числа электронных копий документов, что позволяет снять часть проблем, связанных с территориальной удаленностью подразделений или индивидуальных рабочих мест его сотрудников.
Включение системы электронного документооборота в делопроизводственный цикл позволяет перейти на качественно новый уровень работы с документами. Технологические операции с электронными документами осуществляются несоизмеримо быстрее, они легче поддаются автоматизации, и большинство таких операций могут выполнять сами участники управленческого процесса, что приводит к повышению эффективности управления предприятием.
С точки зрения системы
автоматизации делопроизводства
Автоматизированные системы делопроизводства делятся на два класса. К первому относятся системы управления электронными архивами. Их основные функции: регистрация новых документов, хранение, поиск и их извлечение с целью передачи в приложения, умеющие с ними работать. Ко второму классу относятся системы управления электронным документооборотом (СУЭД, DMS (Document Management System)). На них возложены функции управления документами на пути прохождения от одного пользователя - должностного лица к другому с возможностью контроля за их перемещением с фиксацией всех изменений и сопровождающих резолюций. В готовых системах одного класса могут встречаться функции другого класса.
В настоящее время основная концепция автоматизации документооборота базируется на принципах управления бизнес-процессами (потоками работ, WorkFlow), в ходе выполнения которых создаются и движутся документы. Иными словами, это организация и управление процессами создания документов на основе последовательной обработки различными пользователями других ранее существовавших документов. Но для функционирования систем класса WorkFlow, делопроизводственные процессы организации должны быть строго структурированы и формализированы, что встречается далеко не всегда. Поэтому система должна иметь функцию, позволяющую организовать и спланировать выполнение работ с документами, как по заранее предопределенным маршрутным технологическим схемам, так и с предоставлением исполнителям определенной свободы в принятии решения на своем уровне.
Функции систем автоматизации делопроизводства.
№ |
Функция |
Описание |
1 |
создание документа |
Документ может создаваться либо самостоятельно в соответствующем редакторе (текстовом, графическом), либо на основе подготовленных шаблонов. |
2 |
регистрация документа |
Для каждого учетного
документа формируется регистра |
3 |
письма и обращения граждан |
Характеризуется тем, что связующим началом пакета документов является адресат - отправитель, даже в том случае, если он пишет по разным вопросам. |
4 |
решения и распоряжения |
Технология регистрации, обработки и контроля распорядительных документов: внешних – постановлений, указов, распоряжений вышестоящих организаций; внутренних - протоколов, приказов, распоряжений. Отличается от технологии обработки переписки тем, что на контроль ставится не только документ в целом, но и отдельные пункты, переписка и контроль ведется по каждому из них в отдельности. |
5 |
рабочие папки пользователя |
Понятие папки используется в системе для объединения документов по определенным признакам. Причем, зачастую в папке хранится не сам документ, а ссылка на него. Пользователь может свои рабочие папки создавать, удалять и обмениваться ими с другими пользователями. |
6 |
контроль исполнения |
Реализуется контроль исполнения документов, как на уровне автора резолюции, так и централизованный контроль с возможностью формирования сводок об исполнении контрольных документов. При контроле исполнения распорядительных документов на контроль ставится не только документ в целом, но и отдельные пункты. |
7 |
обработка и хранение собственно документов |
К регистрационной карточке может быть "прикреплено" любое число файлов, содержащих собственно документ в компьютерной форме представления (например, текст, аудио или видеоматериал и т.д.). Система должна обладать возможностью слияния документов, позволяющей сводить воедино отдельные файлы текстов и графики, формируя законченный документ. Современные системы, в том или ином виде, обеспечивают управление бумажными документами (они, как правило, зарегистрированы в архиве, но их тело находится на вполне материальной полочке и по требованию сотрудника перемещается на его рабочий стол). |
8 |
работа с взаимосвязанными документами |
Поддерживается возможность установления ссылок между регистрационными карточками документов, связанных тематически, отменяющих или дополняющих друг друга, повторными и т.д. Работая с документом, всегда можно просмотреть всю переписку по вопросу, ее историю, разосланные копии карточек по другим подразделениям, имея мгновенный доступ к каждой интересующей карточке. |
9 |
движение документов, ввод резолюций и замечаний |
Механизм движения документов (workflow), обеспечивает обработку и передачу документов между пользователями системы. При этом основанием для автоматической передачи документа от одного должностного лица другому является факт вынесения резолюции или факт оформления отчета об исполнении документа. Маршрутизация движения документа может быть жестко заданной или может задаваться пользователем. Путь прохождения документа с момента передачи его руководителю на первичное рассмотрение до списания в дело фиксируется в зоне исполнителей регистрационной карточки. |
10 |
функционирование вложенных подсистем |
В систему делопроизводства организации входят подсистемы подразделений с своими функциями (учет, контроль, движение документов и др.). |
11 |
отслеживание версий одного документа |
При совместной работе нескольких пользователей над одним документом, много времени и сил отнимает проблема "версий" и проблема "копий и оригиналов". |
12 |
учет номерных документов |
Учет использования номерных документов. Формирование отчетности. |
13 |
распределенная обработка; отправка документов (почта) |
Процесс обработки документов должен быть единым для всех пользователей системы, независимо от территориального расположения рабочих станций, серверов, степени их удаленности и используемых видов связи. Для обмена информацией между пользователями в системе предусматривается электронная почта, в функции которой входит: служебная и личная переписка; автоматическая рассылка сообщений и уведомлений. Система позволяет формировать списки рассылки. |
14 |
работа через Интернет |
В системе реализуется Web- сервер делопроизводства, обеспечивающий доступ к данным о документах и самим документам с любого локального или удаленного компьютера через сеть Internet (Intranet). Пользователю предоставляется возможность для формирования запроса на поиск документа или группы документов, зарегистрированных в системе. |
15 |
поиск документа по реквизитам |
Поиск документа может осуществляться по реквизитам, по теме, по указанным заранее ключевым словам. |
16 |
контекстный поиск |
Существует возможность поиска документов по контексту, то есть по полному значению текстового поля или по отдельным словам или их частям. Причем поиск производится не только в регистрационной карточке, но и непосредственно в документе. |
17 |
архивирование документов |
После обработки, подписанные документы помещаются в архив. Документы из архива редактировать нельзя, их можно читать или удалять. АРМ администрирования архива позволяет настраивать режимы архивирования и восстановления документов, устанавливать права доступа к архивам. |
18 |
списание документа в дело |
По завершении работы над документом он списывается в дело. Далее документ либо передается на архивное хранение, либо уничтожается в соответствии с правилами архивного хранения, принятыми на предприятии. В автоматизированной системе списание документа в дело осуществляется путем занесения в регистрационную карточку соответствующей записи. |
19 |
ведение словарей и справочников |
К справочникам системы относятся: пользователи, подразделения, организации, граждане, тематические рубрикаторы документов, стандартные тексты, номенклатуры дел, грифы доступа, списки рассылки. В некоторых системах можно самостоятельно создавать новые таблицы справочников. |
20 |
справочно-аналитическая работа; получение отчетов |
В системе формируются типовые отчеты и графики (справки, сводки, журналы, списки документов). Так же имеется возможность загружать генератор отчетов и графиков. При работе регистрируются действия системы, действия пользователей. |
21 |
настройка системы |
Специализированный |
22 |
открытость системы |
Система может обеспечивать COM-интерфейс, при этом сторонние разработчики могут наращивать возможности системы собственными дополнениями. Возможен вариант приобретения генеральной лицензии, позволяющей вносить модификации в исходные тексты. Предоставляется необходимая документация на систему. |
23 |
регламентация прав доступа |
Права пользователя в системе регламентируют как права доступа к картотекам и документам в соответствии с их грифами, так и набор функций, доступных данному пользователю (регистрация, редактирование, списание документа в дело, снятие с контроля и т.д.). При необходимости сотрудникам подразделений можно дать возможность работать только с документами своего подразделения. Документы других подразделений будут им недоступны вообще или доступны только для просмотра. |
24 |
масштабирование системы |
Работоспособность системы не должна зависеть от числа пользователей, от уровня вложенности структур. |
25 |
делегирование права подписи |
В системе предусмотрена электронная подпись документов и резолюций на документы. При необходимости возможно делегирование права подписания одного документа или настройка автоматического делегирования для всех документов, поступающих на подпись к руководителю. |
26 |
защита информации |
Каждое рабочее место может быть защищено паролем от попытки несанкционированного доступа к информации и выполнения действий от лица пользователя. |
27 |
соответствие требованиям
действующих |
Система должна соответствовать существующей делопроизводственной практике, поддерживать полный жизненный цикл документа в организации: от его первичной регистрации до списания в дело. Система должна пройти государственную сертификацию на соответствие ГОСТов по делопроизводству. Создание систем делопроизводства для организаций, имеющих особые требования по защите информации, проводятся с учетом требований Гостехкомиссии и ФАПСИ. Необходимо обеспечить совместимость системы с любыми специальными средствами защиты информации, в том числе сертифицированными, что позволит согласовать ее использование с уже действующими стандартами безопасности. |
Системы электронного документооборота (СЭД) обеспечивают строго регламентированное и формально контролируемое движение документов внутри и вне организации на основе информационных и коммуникационных технологий.
07.11.2012
Информация о работе Механизация и автоматизация делопроизводческих процессов