Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:09, курсовая работа
Как культурный феномен библиотека является результатом социальной деятельности людей, направленной на удовлетворение их информационных и знаниевых, образовательных и культурных потребностей. Поэтому все культурные процессы, в которых она участвует, являются актами деятельности, ориентированными на удовлетворение этих потребностей человека. Предлагаемая модель библиотеки организует формирование, хранение и трансляцию культурных текстов, аккумулирующих социальный опыт, имеющий конструктивные последствия для уровня социальной интегрированности и консолидированности общества.
Введение с.3
Концептуальная модель современной библиотеки с.5
Структура библиотеки инновационной модели с.13
Анализ существующих моделей современных библиотек с.16
Заключение с.29
Список литературы с.31
Содержание
Введение с.3
Концептуальная модель современной библиотеки с.5
Структура библиотеки инновационной модели с.13
Анализ существующих моделей современных
библиотек с.16
Заключение с.29
Список литературы с.31
Введение
Фундаментальные положения, на которых
базируется деятельность современных
библиотек, закреплены, прежде всего, в
международных и национальных нормативно-правовых
актах, регламентирующих деятельность
современных библиотек, решениях и рекомендациях
общественных, в том числе профессиональных
объединений и ассоциаций. Среди них -
Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках
(1994), Копенгагенская декларация о публичных
библиотеках (1999), Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО
для развития службы публичных библиотек
(2001), Манифест ИФЛА об Интернет (2002), Александрийский
манифест (2005), Материалы Всемирного саммита
по информационному обществу (2003, 2005).
В этих документах библиотека рассматривается
как основа развития главных ценностей
личности, гарант развития и процветания
общества, «…как животворный источник
образования, культуры и информации, как
важный инструмент укрепления в сознании
людей идей мира и духовного благосостояния».
В них подчеркивается особая роль библиотек
для обеспечения непрерывного обучения,
самостоятельного принятия решений и
культурного развития граждан и социальных
групп, расширения возможностей для широко
информированных граждан осуществлять
свои демократические права и играть активную
роль в обществе.
В этих документах определены основные
перспективные задачи деятельности библиотек
в условиях построения обществ знаний:
- обеспечение свободного и равноправного
доступа граждан ко всем видам общественно
значимой информации, идеям и творческим
работам на любом носителе и независимо
от границ;
- разработка контента и сохранение его
разнообразия, в том числе в цифровой форме,
в целях содействия неформальному и формальному
образованию, научно-исследовательской
и новаторской деятельности;
- сохранение культурного наследия и стимулирование
интереса к нему;
- оказание поддержки любым формам образования;
- создание условий для творческого развития
личности;
- развитие межкультурного диалога;
- содействие развитию информационной
культуры и грамотности.
В них провозглашается бесплатность библиотечных
услуг как основа общедоступности общественно
значимой информации и знания. Для укрепления
библиотечной координации и сотрудничества
рекомендуется в законодательстве и стратегических
планах предусматривать возможности для
создания национальных сетей библиотек
и участия в международных сетевых проектах.
Страны мира имеют разные возможности
и находятся на разных этапах на пути к
обществу знаний. Они разрабатывают собственные
стратегии построения этого общества.
В каждой из них сформировалось свое понимание
роли современной библиотеки, действуют
различные библиотечные модели. Однако
все они схожи в использовании подходов
к пониманию общественной роли современных
библиотек, предложенных на международном
уровне.
Концептуальная модель современной библиотеки
Модель современной библиотеки как социокультурного
института, отвечающего на общественные
потребности, возникающие в контексте
формирования общества знаний, предполагает
включение библиотеки в основные социокультурные
процессы.
Как культурный феномен библиотека является
результатом социальной деятельности
людей, направленной на удовлетворение
их информационных и знаниевых, образовательных
и культурных потребностей. Поэтому все
культурные процессы, в которых она участвует,
являются актами деятельности, ориентированными
на удовлетворение этих потребностей
человека. Предлагаемая модель библиотеки
организует формирование, хранение и трансляцию
культурных текстов, аккумулирующих социальный
опыт, имеющий конструктивные последствия
для уровня социальной интегрированности
и консолидированности общества.
В этой связи следует отметить, что информационные
потребности оказывают важное управляющее,
ориентирующее воздействие на протекание
процессов, связанных с созданием, сбором,
хранением, распространением и использованием
информации, обеспечивая способность
библиотеки на удовлетворение имеющихся
потребностей и соответствие сложившемуся
в обществе уровню деятельности и сформировавшемуся
информационному потенциалу субъектов.
Аккумуляция социально значимых знаний
и информации происходит путем накопления,
систематизации и сохранения документированного
знания и информации. Накопление информации
- это процесс, лежащий в основе создания
любой библиотеки, часто определяющий
ее возможности и судьбу как феномена
культуры. Любая библиотека позволяет
сконцентрировать в одной точке пространства
информацию и знания, зафиксированные
на документах различного вида, созданных
в разных местах, в разное время и разными
авторами, что намного увеличивает потенциальные
возможности человечества по передаче
информации не только современникам, но
и потомкам.
Библиотека описываемой модели, участвуя
в формировании распределенного библиотечно-информационного
ресурса, выходит на новый уровень аккумуляции
накопленного человечеством знания, когда
создается единая мировая библиотека,
способная обеспечить доступ к знанию,
хранящемуся в документированной форме
в любом месте планеты.
Для любой библиотеки процесс хранения
всегда носил противоречивый характер:
хранение для постоянного использования.
Библиотека инновационной модели по-новому
организует процесс хранения документированного
знания. Она обеспечивает сохранение уникального
знания путем его фиксации на другом носителе,
тем самым предотвращает прерывистость
процесса хранения, а значит, гарантирует
его устойчивость и постоянство. Создавая
новый документ или его копию, библиотека
включает его в число сохраняемых ею артефактов
и организует уже его хранение, обеспечивая
цикличность этого процесса.
Аккумулируя документированное знание,
библиотека кодирует, систематизирует
его с целью обеспечения результативного
поиска, а также возможности обращения
накопленного знания и его дальнейшего
воспроизводства. Используя традиционный
библиотечный инструментарий организации
знаний, модернизированный с помощью информационно-коммуникационных
технологий, современная библиотека активно
включается в процесс управления знаниями.
Библиотека инновационной модели расширяет
спектр создаваемых ею видов документов,
включая в него дайджесты, реферативные
сборники, электронные и мультимедийные
издания, веб-сайты и веб-порталы.
Библиотека инновационной модели организует
процесс социальной коммуникации как
в реальном, так и виртуальном пространстве,
прежде всего в сетевом информационном
пространстве (в т. ч. сети Интернет). При
этом она способствует освоению этого
пространства, оценке и включению его
объектов в культурную практику, обеспечивает
их сохранение.
Любая библиотека участвует в распространении
социально значимой информации и знания
через организацию доступа к ним. Библиотека
инновационной модели, преодолевая с помощью
информационно-коммуникационных технологий
собственные физические границы, способствует
ускорению процесса пространственной
диффузии документированного знания,
расширению числа субъектов его освоения.
Возможности библиотеки инновационной
модели как диффузного агента расширяются
с увеличением способов представления
знания. Она становится катализатором
образования междисциплинарных связей,
стимулирует обращение знания. Это помогает
ей включаться в разнородное информационное
окружение, чтобы организовать взаимодействие
в нем, тем самым наращивать социальный
познавательный фундамент формируемого
общества.
Библиотека предлагаемой модели является
инновационной площадкой для широкого
применения информационно-коммуникационных
технологий. Интегрируясь в систему непрерывного
образования, она способствует внедрению
в общественную практику современных
технологий и необходимых навыков поиска,
освоения, оценки и переработки документированного
знания.
Библиотека инновационной модели - активный
участник культурных событий международного,
национального, регионального и местного
масштаба, проводник культурной политики
отдельных государств и региональных
объединений. В рамках общественных акций
она способствует закреплению в общественной
практике лучших образцов культурного
наследия, превращению порожденных культурных
форм в нормы, стандарты, правила, обеспечивающие
устойчивое развитие общества, преодоление
последствий глобализации и технократизации
общественной жизни.
Реализация библиотекой инновационной
модели целого спектра социокультурных
процессов определяет ее полифункциональный
характер. Она относится к числу социальных
институтов, выполняющих множество социальных
функций. Моделируемой библиотеке присущи кумулятивная
и мемориальная, коммуникационная и информационная,
образовательная и социализирующая, культурная
и когнитивная функции. Все они носят
равнозначный характер.
Благодаря выполнению кумулятивной
функции библиотека инновационной
модели обеспечивает концентрацию в одном
месте знания, зафиксированного в разных
по форме документах, созданных в разное
время и в разных точках пространства
разными авторами. Она не стремиться собрать
все документы. Участвуя в формировании
распределенного библиотечно-информационного
ресурса, она отвечает за аккумуляцию
своего сегмента документированного знания,
специфика которого зависит от типа и
вида библиотеки, ее целевого и пользовательского
назначения.
Суть мемориальной
функции заключается в сохранении
совокупности документированного знания
с целью его передачи последующим поколениям.
Посредством выполнения мемориальнойфункции
библиотека обеспечивает распространение
накопленного человечеством знания во
времени. Реализация этой функции библиотекой
инновационной модели имеет принципиальные
отличия от библиотек предыдущих исторических
периодов, так как носит распределенный
характер: библиотека отвечает за сохранение
тех документов, которые создаются на
территории обслуживания, отражают историческое
и культурное развитие этой территории.
Библиотека инновационной модели решает
задачу сохранения, не ограничивая доступ
к документу, на котором зафиксировано
уникальное знание, а создавая новый документ,
позволяющий воспроизвести это знание
и обеспечить доступ к нему пользователей.
Моделируемая библиотека включает в зону
своей ответственности сохранение цифрового
наследия. Она становится гарантом стабильности
электронной среды, обеспечивая сохранение
культурных текстов, созданных в сети
Интернет.
Библиотека инновационной модели способствует
сохранению национальной и региональной
культуры, решая актуальную задачу построения
общества знаний по обеспечению культурного
разнообразия.
В рамках коммуникационной
функции она обеспечивает доступ пользователей
к документированному знанию независимо
от их социально-экономического статуса
и местонахождения. При этом обеспечение
доступности рассматривается в контексте
гарантии интеллектуальной свободы человека
и как непременное условие успешного образования
и самообразования.
Доступность выражается не только в возможности
физической доступности (близкое расположение)
библиотеки. Доступность - это удобный
для пользователей режим работы и хорошо
разработанная система ориентирования,
возможность эффективного поиска необходимых
пользователю информации и знаний (понятный
и обширный справочно-поисковый аппарат)
и лояльные для читателя правила пользования
информационными ресурсами библиотеки,
комфортные условия работы с документами
и благожелательный персонал.
Еще одним показателем доступности ресурсов
является возможность бесплатного предоставления
современных библиотечных услуг. В условиях
построения общества знаний, когда все
накопленные человечеством знания и информация
рассматриваются как общественное достояние,
свободный и равный доступ к нему является
обязательным условием преодоления цифрового
неравенства. Соблюдение принципа бесплатности
обеспечивает моделируемой библиотеке
право оставаться необходимым социальным
институтом, реализовать свою гуманистическую
миссию.
Библиотека инновационной модели становится
«окном» в мир информации и знания. Она
как структурный элемент глобальной мировой
библиотеки, не имеющей физических границ,
обеспечивает передачу информации о накопленном
человечеством знании любому человеку
без временных, географических и иных
ограничений. Моделируемая библиотека
расширяет круг пользователей, организуя
доступ к своим ресурсам в электронной
сетевой среде.
Информационная
функция библиотеки инновационной
модели, тесно связанная с обеспечением
доступа к мировым информационно-знаниевым
ресурсам, приобретает ориентирующий,
аналитический и оценочный характер. Она
- навигатор в огромном мире информации
и знаний, она помогает пользователю быстро
найти и получить необходимое знание в
традиционной книжной или электронной
среде.
Реализуя социализирующую функцию, моделируемая
библиотека помогает пользователю приобщиться
к миру знаний, вводит его в этот мир, знакомит
с его законами, учит ориентироваться
в нем, владеть инструментами поиска, систематизации
и хранения. Она способствует развитию
способностей человека к самообразованию,
к рефлексии, к оценке собственной компетентности,
к умению прокладывать путь от незнания
к знанию, становится «гигиенистом чтения».
Культурная
функция библиотеки инновационной
модели предполагает, прежде всего, распространение
культурных образцов, обеспечивающих
процесс инкультурации человека, введение
его в систему основных ценностно-смысловых
и нормативно-регулятивных установок
культуры, в том числе информационной,
критериев оценок и принципов отбора социально
приемлемых форм и способов осуществления
деятельности в формирующемся обществе
знаний. Она является важным звеном в системе
просвещения населения (правового, экологического,
художественного, краеведческого).
Реализация культурной функции, с одной
стороны, превращает моделируемую библиотеку
в социальный институт, гарантирующий
воспроизводство национальной и региональной
культуры, с другой - она становится местом
наиболее интенсивной межкультурной коммуникации,
где формируются стандарты понимания
иных культур с удержанием их специфики
и оригинальности. Другими словами, библиотека
инновационной модели обеспечивает существование
различных форм знания и коммуникаций.
Ее когнитивная
функция отражает участие в процессах
управления знаниями и производства нового
знания. Она предполагает деятельность
моделируемой библиотеки по структурированию
и систематизации интегрированного знания
(особенно в сетевой электронной среде),
а также его обработку и синтезирование.
Будучи не только организатором знания,
но и его творцом, моделируемая библиотека
участвует в формировании основного ресурса
нового общества знаний, а значит, становится
строителем этого нового общества.
В зависимости от приоритетности и степени
реализации перечисленных выше функций
можно определить принадлежность библиотеки
к тому или иному типу. Например, для любой
национальной библиотеки в большей степени
будет характерно выполнение кумулятивной,
мемориальной и когнитивной функции. Именно
она отвечает за полноту сбора и сохранение
материалов о своей стране и документов,
изданных на территории страны. Национальная
библиотека участвует в разработке национального
коммуникативного формата и национальных
классификаций, инициирует и координирует
деятельность по созданию сводных электронных
каталогов и национальной электронной
библиотеки, формирует национальную библиографию.
Для публичной муниципальной библиотеки,
ориентированной на обслуживание местного
сообщества, приоритетными будут социализирующая
и культурная функции. Она заботиться,
прежде всего, об удовлетворении социокультурных
потребностей своих пользователей, предоставлении
доступа к необходимой им социально значимой
информации и знаниям, просвещает своих
пользователей, способствует повышению
их культурного уровня, активно включается
в общественную жизнь обслуживаемой территории.
Для крупной научной отраслевой библиотеки
приоритетом будет реализация кумулятивной,
информационной и когнитивной функций.
Она будет аккумулировать, структурировать,
предоставлять доступ к знаниям, ориентируясь
на потребности, возникающие в ходе решения
актуальных задач науки, и выявляя еще
не существующее знание.
Библиотека учебного заведения будет
ориентирована на выполнение социализирующей
и образовательной функций. Ее главная
цель - в поддержке учебного процесса,
развитии навыков и умений учащихся работать
с информацией и знаниями, развитие их
творческих качеств.
Структура библиотеки инновационной
модели
В структурном отношении библиотека инновационной
модели представляет собой единство трех
взаимосвязанных компонентов: совокупности
документированного знания (библиотечно-информационный
ресурс), человека (библиотечный персонал),
материально-технических и технологических
возможностей для организации доступа
к библиотечно-информационному ресурсу
и обеспечения его сохранности (помещения,
оборудование и технические средства,
информационно-коммуникационные технологии).
То есть структуру данной модели составляют
три взаимосвязанных компонента: библиотечно-
Библиотечно-информационный
ресурс служит основой библиотеки
инновационной модели, ее фундаментом
в удовлетворении потребностей пользователей
в информации и знаниях. Он является общественным
достоянием, поэтому доступен любому жителю.
Обеспечивая доступ к информации и знаниям,
моделируемая библиотека сама создает
копии имеющихся в ее распоряжении документов
или новые документы и предоставляет их
пользователям.
Критерии формирования библиотечно-информационного
ресурса определяются с учетом типа библиотеки,
ее приоритетных функций, потребностей
целевых групп пользователей. Создаваемый
по сетевому принципу, он включает не только
документы на различных носителях, хранящиеся
в фонде одной библиотеки, но и электронные
ресурсы других информационных систем,
предоставляющих доступ к ним в сети Интернет.
Важная неотъемлемая часть библиотечно-информационного
ресурса библиотеки инновационной модели
- поисковый аппарат библиотеки, включающий
кроме традиционных каталогов, картотек,
библиографических изданий библиографические
базы данных, отражающие содержание ее
документного фонда, общедоступные каталоги
других библиотек, а также различные путеводители
по сетевым ресурсам Интернет.
Существенное отличие качественных характеристик
библиотечно-информационного ресурса
библиотеки инновационной модели от библиотек
предыдущих исторических периодов оказывает
значительное влияние на остальные элементы
данной модели. Материально-технические
и технологические возможности библиотеки
должны соответствовать современному
уровню развития информационно-коммуникационных
технологий, а библиотечный персонал должен
включать специалистов, обладающих специальными
знаниями, необходимыми для работы с ними.
Ни какая библиотека, даже электронная,
не в состоянии обойтись без библиотечного
персонала. Формирование библиотечно-информационного
ресурса, его структурирование и хранение,
предоставление доступа к нему и его использование
организует персонал библиотеки инновационной
модели. От него зависит, сможет ли пользователь
отыскать необходимое ему знание. Именно
библиотечный специалист с помощью своих
особых инструментов превращает «открытый»
поиск в условиях неопределенности в априорный,
исходящий из традиционной разметки пространства
знания. Именно он создает атмосферу, включающую
человека в «процесс интерпретации» культурных
смыслов представленной ему совокупности
текстов.
Библиотечный персонал моделируемой библиотеки
отличает высокий профессионализм в использовании
информационно-коммуникационных и библиотечных
технологий.
Материально-технические
и технологические возможности библиотеки инновационной
модели обеспечивают доступ к документу,
независимо от его местонахождения, позволяют
одновременный доступ к ряду удаленных
источников информации и взаимодействие
с другими людьми в сетевой среде. Только
технически интегрированная в информационное
пространство библиотека способна обеспечивать
обращение и развитие знаний.
Необходимость поиска дополнительных
источников финансирования и как следствие
коммерциализация библиотек может привести
к возникновению негативных тенденций
в сценарии построения открытого общества
знаний. Прежде всего, станет невозможным
обеспечение равного и свободного доступа
всех граждан к информации и знаниям, а
значит, возникнет угроза развитию демократии
и формированию гражданского общества.
С экономической точки зрения, в случае
негативного варианта развития будут
разрушены уже имеющиеся основы для построения
нового общества, потребуется еще больший
объем финансовых средств, необходимый
для разработки и внедрения новых структур
и механизмов, способных обеспечить выполнение
поставленных перед обществом задач.
Таким образом, применение описанной модели
позволит современной библиотеке участвовать
в реализации основных процессов, обеспечивающих
воспроизводство знаний: в аккумуляции
социально значимых знаний и управлении
ими, в организации социокультурных коммуникаций
и распространении культурных явлений,
в социально-историческом воспроизводстве
культурных форм и производстве нового
знания.
На основе этих процессов данная модель
превращает библиотеку в полифункциональный
социальный институт, обеспечивающий
не только воспроизводство культурных
форм нового общества, но и являющийся
его системообразующим фактором. В зависимости
от приоритета и степени реализации этих
функций определяется тип библиотеки.
Анализ существующих моделей современных
библиотек
Россия относится к числу стран, которые
находятся на начальных этапах формирования
общества знаний. На государственном уровне
разрабатываются и принимаются программные
документы, способствующие формированию
модели российского общественного развития.
Среди них - федеральные целевые программы
«Развитие единой образовательной информационной
среды» и «Электронная Россия», Концепция
использования информационных технологий
в деятельности федеральных органов государственной
власти до 2010 года (2004), Концепция региональной
информатизации до 2010 года (2006) и другие.
В России не существует единой национальной
библиотечной модели. Страна имеет огромную
территорию, отдельные регионы которой
разнятся по множеству параметров, в том
числе: уровнем социально-экономического
развития, социокультурными потребностями
жителей, отношением региональных властей
к культуре и библиотекам, их пониманием
роли библиотек в формировании общества
знаний. Поэтому отсутствие национальной
стратегии библиотечного развития, сопровождающееся
слабой финансовой поддержкой российских
библиотек со стороны государства и как
следствие усилением их коммерциализации,
негативно сказывается на библиотечном
развитии, снижая социальную значимость
российских библиотек.
Некоторые общие характерные черты российской
модели современной библиотеки находят
свое отражение в целом ряде законодательных
актов, а также документов, принятых профессиональным
сообществом. Среди них - Федеральные законы
«О библиотечном деле» (1994), «Об обязательном
экземпляре документов» (1994), «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» (2006); Модельный стандарт деятельности
публичных библиотек (2008) и другие. В них
отражаются главные цели и задачи библиотечного
развития, определены социальные функции
библиотеки.
«Модельный стандарт деятельности публичной
библиотеки», принят на XIII Ежегодной сессии
Конференцией Российской библиотечной
ассоциации 22 мая 2008 г.
Документ носит рекомендательный характер.
Российская библиотечная ассоциация рекомендует
публичным библиотекам, органам государственного
управления и местного самоуправления
руководствоваться в своей деятельности
принципами и нормативами, изложенными
в настоящем документе. При этом органы
региональной власти и местного самоуправления
вправе разрабатывать и принимать собственные
нормативы, отражающие потребности в библиотечно-информационном
обслуживании, материальные и иные возможности
местного сообщества.
Законодательные акты Российской Федерации
гарантируют гражданам право на информацию,
образование и культуру посредством общедоступных
библиотек, запрещают государственную
или иную цензуру, ограничивающую свободный
доступ пользователей к документам из
фондов библиотек. Библиотека определяется
как «информационное, культурное, образовательное
учреждение», чем подтверждается ее полифункциональный
характер; рассматривается как элемент
современной информационной инфраструктуры
общества.
Важнейшей задачей, поставленной перед
библиотеками, является обеспечение пользователям
свободного доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям. Тем самым
библиотека содействует непрерывному
образованию всех уровней и самообразованию,
приобщает к культурному наследию, помогает
восприятию новых идей, научных достижений,
современного искусства и литературы.
Посредством информационного обслуживания,
направленного на удовлетворение местных
потребностей, библиотеки должны участвовать
в экономическом и социальном развитии
своих поселений, заботиться о развитии
подрастающего поколения и о людях, нуждающихся
в социокультурной поддержке. Именно библиотека
должна играть активную роль в формировании
информационных потребностей и информационной
культуры населения.
Библиотека отнесена к числу информационных
систем, доступ к информационным ресурсам
которых не может быть ограничен. Библиотечная
сеть России рассматривается как государственная
информационная система, имеющая межведомственный
универсальный характер. Однако государство
гарантирует бесплатность только получения
«информации о наличии в библиотечных
фондах конкретного документа, …о составе
библиотечных фондов, …консультационную
помощь в поиске и выборе источников информации».
Этим существенно сужаются возможности
библиотек в предоставлении непосредственного
доступа к общественно значимой информации
и знаниям.
Социальный институт библиотеки поставлен
в один ряд с культурными институтами,
обеспечивающими сохранение культурного
наследия. Так, национальный библиотечно-информационный
фонд документов рассматривается не только
как информационный ресурс России, а и
как ценнейший исторический источник,
часть мирового культурного наследия».
Обеспечение его сохранности является
«глобальной проблемой, от которой зависит
сохранение памяти нации, доступность
обществу новой информации, идей, знаний».
Библиотеки призваны заниматься созданием
контента, собирать, структурировать,
продвигать и сохранять информацию о своей
территории, формировать метаинформацию
краеведческого характера. На российские
библиотеки традиционно возлагается «миссия
просветительства», направленного на
воспитание любви к своему краю, чувства
принадлежности к национальной и местной
культуре.
Особая роль отведена российским библиотекам
в процессе становления гражданского
общества. Через обеспечение «доступа
к местным библиотечным ресурсам - документам
и информации они помогают активизировать
общественную и культурную жизнь местных
сообществ».
Успешную реализацию возложенных на современные
библиотеки социальных функций предполагается
обеспечить путем внедрения современных
информационных технологий, а также созданием
библиотечных сетей.
В России сетевое библиотечное взаимодействие
закреплено только в документах, разработанных
и принятых профессиональным сообществом.
Изменение российского законодательства
привело к разрушению имеющихся сетевых
структур, действующих по иерархическому
принципу в жестких рамках административного
формата, и стимулировало поиск новых
для библиотечной сферы механизмов построения
библиотечных сетей, предполагающих свободу
выбора партнеров и добровольность участия
в создании и использовании информационных
ресурсов.
В современной практике российских библиотек
можно выделить несколько инновационных
моделей. Одна из них - библиотека как информационный
Интеллект-центр. Модель, реализуемая
в г. Москве, представляет собой библиотеку
нового типа, сочетающую традиционные
библиотечные формы работы с широким предоставлением
электронных информационных услуг.
Цель деятельности такой библиотеки -
создание информационной, культурной
и образовательной среды для интеллектуального
развития населения города, особенно молодежи,
через обеспечение свободного доступа
населения к информации и знаниям.
Деятельность Интеллект-центров предполагает:
- предоставление комплексного информационного
обслуживания на основе свободного доступа
к знаниям и общественно значимой информации;
- расширение доступа к культурному наследию
и информационным ресурсам для различных
возрастных групп и категорий населения;
- продвижение книги и чтения;
- содействие решению проблем самореализации
и социальной адаптации, москвичей, и особенно
молодежи;
- формирование единого библиотечно-информационного
пространства мегаполиса путем создания
единых информационных ресурсов библиотек
отрасли культуры г. Москвы.
Интеллект-центр предлагает своим пользователям
как традиционные библиотечные услуги,
обеспечивающие поиск и предоставление
доступа к общественно значимой информации
и необходимым пользователям знаниям,
так и услуги специализированных служб
(психологической, правовой, библиотерапевтической
и др.), способствующих коррекции поведения
детей и молодежи, а также развитию их
интеллекта, речи, навыков общения, их
информационной культуры. В работе Интеллект-центров
используются также элементы психофизической
разгрузки, релаксации, творческой, интеллектуальной
деятельности, которые воздействуют на
эмоциональную, чувственную сферу человека.
Интеллект-центр организует свою деятельность
с учетом интересов приоритетных возрастных
или социальных групп пользователей (дети,
юношество, семья, предприниматели, инвалиды
и др.), проживающих на территории обслуживания.
Выбор специализации Интеллект-центра
может быть сделан и по тематическому
принципу, например: библиотека - центр
русской словесности и культуры или центр
муниципальной, правовой и деловой информации,
компьютерная библиотека или центр экологической
информации.
Это является существенным недостатком
модели, так как может ущемлять интересы
пользователей, оказавшихся вне особого
внимания работников библиотеки. Для обеспечения
равных прав пользователей библиотеки
организуют обслуживание в режиме удаленного
доступа (через Интернет) с помощью информационно-коммуникационных
технологий, обеспечивающих режим удаленного
обслуживания и сетевого взаимодействия.
Кроме информационного обслуживания библиотеки
г. Москвы ведут большую просветительскую
и образовательную деятельность, организуя
многочисленные клубы, студии, кружки,
лектории, консультационные центры и даже
музеи.
В перечне функций данной модели отсутствует
мемориальная функция. Однако в условиях
г. Москвы, крупного культурного центра,
на территории которого действует целая
сеть организаций, обеспечивающих сохранение
культурного достояния нашей страны, отказ
от реализации этой функции правомерен.
Реализация этой модели усиливает социализирующую
функцию института библиотеки. Активно
реагируя на возрастающую потребность
общества в творческих и интеллектуально
развитых личностях, она повышает значение
библиотеки в интеллектуализации современного
общества, способствует его ускоренной
трансформации.
Другая модель носит условное название
«коммуникационной, или плюралистической»
библиотеки. Она реализуется на базе Всероссийской
государственной библиотеки иностранной
литературы им. М.И. Рудомино. Цель данной
модели - содействовать познанию и пониманию
различных культур, способствовать развитию
плюрализма и толерантности. Она также
представляет собой библиотеку гибридного
типа, сочетающую традиционное библиотечное
обслуживание и услуги, организованные
с помощью новых информационных технологий,
обеспечивающую доступ к информации и
знаниям в печатной и электронной форме.
На территории библиотеки формируется
система культурных центров, обеспечивающих
включение пользователя в свой культурный
контекст через организацию доступа к
соответствующим культурным и информационным
ресурсам, специальное оформление внутреннего
пространства, используя своеобразие
культурной символики, эстетики, дизайна,
привлечение носителей данной культуры
в качестве обслуживающего персонала.
Создание плюралистического пространства
и многоаспектного временнóго континуума
в библиотеке достигается наличием и распределением
потоков информации. Они формируются тремя
основными каналами: каналом невербальной
коммуникации, письменным документным
каналом (использование фонда) и каналом
устной коммуникации (культурной «тусовки»)
- многочисленными совместными «действами»
и диалогическими мероприятиями библиотеки.
Со средствами невербальной коммуникации
пользователь сталкивается, главным образом,
воспринимая физическое пространство
библиотеки: «путешествуя» по нему. Библиотека
«говорит» с пользователем через символы,
используя язык дизайна, пространственных
форм, запахов, звуков и цветовой гаммы.
Документный канал представлен не только
документами на традиционных носителях
(книгами и периодикой), значительную роль
в нем играют электронные документы, а
также всевозможные смешанные, гибридные
формы, создаваемые за счет использования
различных технических средств (мультимедиа,
телевидение, радио). Кроме того, библиотека
использует для обслуживания пользователей
ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Однако самый мощный поток информации,
доступный в коммуникационной библиотеке,
- это коммуникация устная, представленная
в межличностном общении. К ней относится
вся деятельность, связанная с организацией
мероприятий, в которой организуется активное
диалогическое взаимодействие всех ее
участников.
Диалогичность является необходимым инструментом
создания плюралистического пространства
в библиотеке. Библиотека выступает организатором
многогранного диалога «всех со всеми»:
пользователь взаимодействует с автором
книги - через время и пространство; библиотекарь
с пользователем, пользователи друг с
другом, с приглашенными в библиотеку
интересными собеседниками. Библиотека
становится площадкой, где возникает диалог
различных слоев общества, региональных
и местных властных структур, общественных
организаций, этнических культур, субкультур.
В «коммуникационной» библиотеке «роли»
не закреплены жестко, персонажи могут
меняться местами и взаимно влияют друг
на друга, их отношения не подчинены ценностной
иерархии. Подобный вид взаимодействия
возникает тогда, когда его участники
принадлежат к совершенно различным социальным
группам, руководствуются разными целями
и ценностями. «Сплотить» - хотя бы на время
- такой разнородный коллектив возможно
только путем создания условных ролей,
которые отдельные индивиды принимают
на себя «на время действа». В мире плюралистических
ценностей это - действенный способ равноправного
общения, которое не навязывает его участникам
мнения, но лишь организует «ситуацию»
диалога. Основное правило этого диалога
- уважение к иным смыслам, иным языкам,
иным точкам зрения.
Создавая во многом утопичное, воображаемое
общество, обеспечивающее «поликультурное
единство», «коммуникационная» библиотека
способствует выработке поведенческих
навыков, необходимых для жизни в многополярном,
глобализированном, мозаичном пространстве
современной действительности.
Недостатком данной модели является возможность
ее реализации только в крупной библиотеке,
обладающей значительными ресурсами (в
том числе, просторными помещениями, многочисленным
персоналом, включающим специалистов
различных профессий). Стремясь представить
пользователю многогранную панораму культурного
разнообразия, библиотека не обеспечивает
ему возможности получения целостного
знания. Предоставляя пользователю полную
свободу выбора, она снимает с себя функцию
проводника и эксперта в бескрайнем информационном
мире.
На территории России реализуется еще
одна модель - инновационная модель современной
сельской библиотеки. Сельские библиотеки
составляют почти 90% от всех публичных
библиотек страны. Сельские библиотеки,
обладающие небольшими ресурсными возможностями,
являются порой единственными социальными
институтами, удовлетворяющими культурные,
образовательные и информационные потребности
жителей труднодоступных удаленных территорий.
Данная модель представляет собой библиотеку
как многофункциональный информационно-культурный,
образовательный и просветительский центр,
по своим функциям, содержанию и оснащению
отвечающий международным и отечественным
библиотечным стандартам.
Роль муниципальных библиотек, большинство
из которых сельские, в условиях децентрализации
и регионализации всех сфер жизни резко
возрастает. Выполняя информационную,
культурно-просветительскую, образовательную,
историко-краеведческую, мемориальную,
досуговую и другие функции, муниципальные
библиотеки обеспечивают формирование
единого информационного и культурного
пространства России.
Модернизация муниципальных сельских
библиотек предусматривает усиление их
материально-технической базы; компьютеризацию
и техническое оснащение; обновление и
пополнение фондов документами различных
видов, в том числе на нетрадиционных носителях;
повышение информационной культуры пользователей;
специальную подготовку библиотечного
персонала.
Основополагающий документ, регламентирующий
процесс модернизации библиотек, - «Модельный
стандарт публичной библиотеки» разработан
группой специалистов под руководством
Л. В. Куликовой (Российская национальная
библиотека) и принят на VI Ежегодной сессии
Конференции Российской библиотечной
ассоциации 24 мая 2001 г. в Саратове. В нем
нашли отражение богатый опыт российских
библиотек и основные принципы деятельности
зарубежных, учтены основные тенденции
развития публичных библиотек в мире;
сформулированы требования к размещению
библиотек, библиотечным фондам, организации
внутрибиблиотечного пространства, уровню
подготовки библиотекаря.
Реальное воплощение модельный стандарт
получил в федеральном проекте «Создание
модельных публичных библиотек на селе»
в 2002 г. Организаторами проекта выступили
Министерство культуры Российской Федерации,
Межрегиональная ассоциация деловых библиотек
и Региональная общественная организация
«Открытая Россия». Цель проекта - обеспечение
распространения и популяризация знаний
в области гуманитарных, социально-экономических,
естественных и технических наук, а также
культуры и искусства среди сельских жителей
путем предоставления в их свободное пользование
новейших изданий на традиционных и электронных
носителях. В проекте участвовали пять
сельских библиотек Белгородской, Рязанской,
Самарской и Тверской областей. Финансировали
проект Региональная общественная организация
«Открытая Россия», Министерство культуры
Российской Федерации и другие, а также
муниципальные образования, на территории
которых располагались библиотеки - участницы
проекта.
Каждая из библиотек была модернизирована:
оснащена компьютерной и оргтехникой,
средствами связи. Фонды обновлены и увеличены
благодаря приобретению новых книжных
и мультимедийных изданий, а также электронных
книг. Библиотеки получили возможность
выходить в Интернет. Здания и помещения
отремонтированы в соответствии с современными
требованиями к интерьеру, оснащены пожарной
и охранной сигнализациями; прилегающие
к библиотеке территории благоустроены.
Библиотекари повысили квалификацию на
специальных курсах.
Опыт создания модельных библиотек в вышеназванных
областях получил распространение в других
регионах. При этом в каждом из них деятельность
модельных библиотек была сориентирована
на интересы местного сообщества. Модельный
стандарт носил рекомендательный характер,
и органы региональной власти и местного
самоуправления были вправе разрабатывать
и принимать собственные нормативы.
В Пермской области в 2003 г. утвержден «Модельный
стандарт деятельности муниципальной
публичной библиотеки Пермской области».
В 2003-2008 гг. при поддержке некоммерческого
фонда «Пушкинская библиотека» в рамках
программы «Сельская библиотека» открыты
модельные библиотеки в республиках Марий
Эл, Башкортостан, Коми, Чувашия, в Алтайском
крае и Ростовской области. В Калужской
и Ульяновской областях модельные сельские
библиотеки начали работать в 2007 г. в рамках
Федеральной целевой программы «Культура
России» (2006-2010 гг.). В Свердловской области
в 2006 г. стартовал областной проект создания
модельных библиотек на селе. В Курской
области к началу 2009 г. открыты 36 модельных
библиотек.
Серьезные социально-экономические и
демографические изменения в стране, широкое
внедрение информационно-коммуникативных
технологий потребовали переоценки роли
публичной библиотеки в обеспечении и
защите прав граждан на доступ к информации
и культуре. В декабре 2007 г. на Всероссийском
форуме публичных библиотек в Санкт-Петербурге
состоялось представление и обсуждение
«Модельного стандарта деятельности публичной
библиотеки» в редакции 2007 г. В мае 2008 г.
«Модельный стандарт деятельности публичной
библиотеки» принят на XIII Ежегодной сессии
Конференции РБА в Ульяновске. Стандарт
определяет роль публичной библиотеки
в жизни местного сообщества, основные
направления ее деятельности, особенности
обслуживания пользователей; содержит
подробное описание библиотечно-информационных
ресурсов библиотеки, в том числе электронных,
требования к размещению библиотеки и
организации ее пространства; основные
требования к персоналу библиотеки: штатная
численность в зависимости от нормативной
потребности, повышение квалификации
работников.
В соответствии с модельным стандартом
руководство библиотеки и ее учредитель
обязаны обеспечивать реализацию программ
непрерывного образования библиотечного
персонала. Базовое образование библиотекарей
осуществляется на основе федеральных
государственных образовательных стандартов
высшего и среднего профессионального
образования. Дополнительное обучение
должно быть организовано в соответствии
со специальными программами, содержащими
вопросы по различным направлениям библиотечной
деятельности. Повышение квалификации
персонала предусмотрено с периодичностью
один раз в три года.
Учитывая неразвитость современных коммуникаций
в сельских районах российской провинции,
современная модель сельской библиотеки
в обслуживании пользователей ориентируется,
прежде всего, на информационные ресурсы,
представленные в собственном библиотечном
фонде. Однако любая сторона содержательного
развития сельской модельной библиотеки:
будь то краеведческая деятельность с
элементами поисковой, архивной, музейной
работы или культуротворческая составляющая,
- в качестве обязательного компонента
включает использование нетрадиционных
носителей информации.
Организационно-технологический формат
модели позволяет иметь каждой библиотеке
«собственное лицо», отличающееся от других
ресурсной базой, приоритетными направлениями
работы, что помогает ей поддерживать
высокий статус у местного сообщества.
Оснащенная компьютерной техникой, имеющая
доступ к электронным ресурсам сети Интернет,
модельная сельская библиотека продолжает
оставаться пропагандистом книжной культуры.
Она позиционирует себя в глазах жителей
как социальный институт, развивающий
традиции российского просветительства,
в основе которого всегда лежало Слово,
напечатанное или произнесенное вслух.
При этом книгу не противопоставляют новым
информационным технологиям, а умело их
сочетают и дополняют. Например, библиотеки
организуют выставки с одновременным
использованием книжно-иллюстративного
ряда, компьютера и видеомагнитофона,
составляют краткие рекомендательные
списки литературы (закладки) с указанием
адресов Интернет-сайтов и т. д. Этот ненавязчивый
и потому воспринимаемый пользователем
с доверием метод позволяет «подключить»
пользователей к образцам «высокой» культуры,
соединить различные средства получения
относительно целостного знания.
Наиболее распространенным вариантом
модели сельской библиотеки становится
многопрофильная модель, представляющая
библиотеку, одинаково эффективно выполняющую
различные социальные роли. Такая библиотека
становится центром жизни местного сообщества.
Она обслуживает различные категории
местного населения, отдавая приоритет
местным органам власти, специалистам,
учащимся, пожилым и больным людям, организует
доступ к правовой, деловой, муниципальной
и другой информации. Для такой библиотеки
свойственен размах краеведческой работы
(включая создание историко-этнографических
музеев), не говоря уже о традиционной
культуротворческой деятельности, в том
числе в ее досуговых формах.
Одним из социальных эффектов внедрения
этой модели становится деятельное партнерство
с местными муниципальными властями. Инновационная,
модернизированная в соответствии с реалиями
XXI века, библиотека в их глазах становится
главным элементом социально-культурной
инфраструктуры села, способным привлечь
внешние ресурсы, задать импульс процессов
социальных преобразований на селе.
Заключение
Таким образом, можно констатировать,
что в целом ряде законодательных и концептуальных
документов находят отражение отдельные
элементы современной модели библиотеки.
В рамках этих моделей библиотеки продолжают
развиваться как наиболее демократический
институт современного общества, предоставляющий
право на доступ к информации, являющейся
общественным достоянием.
В анализируемых документах зафиксированы
основные социальные функции современной
библиотеки (мемориальная, информационная,
социализирующая, образовательная и культурная).
Современные библиотеки, с одной стороны,
- это хранилища знаний и богатейшего культурного
наследия, с другой - источники необходимой
социальной информации. Благодаря современным
технологиям они открывают перед человеком
мир информации, помогают ориентироваться
в нем, и в то же время являются продолжателями
и проводниками традиций «эпохи Гутенберга».
В настоящее время существует множество
зарубежных и российских моделей библиотечного
развития, которые отличаются степенью
развитости библиотечных функций, наполнением
их конкретным содержанием, механизмами
реализации, а также государственными
гарантиями практического воплощения
этих моделей.
В России отсутствует хорошо разработанная
единая национальная стратегия библиотечного
развития. Для существующих моделей российских
библиотек характерна гиперболизация
информационной функции, связанная с необходимостью
технической и технологической модернизации,
которая в некоторой степени уравновешивается
большей, чем у зарубежных библиотек, просветительской
направленностью деятельности.
На основании проведенного анализа можно
заключить, что необходимость поиска новых
моделей библиотечного развития, обеспечивающих
жизнеспособность социального института
библиотеки в контексте построения открытого
общества знаний, остается актуальной.
Список литературы
|