Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 04:48, курсовая работа
Каждое уважающее себя общество уделяет огромное внимание подрастающему поколению. Одной из главных задач перед нашим обществом ставится формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Введение 3
1 Теоретические основы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
1.1 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема
1.2 Социально-педагогический и психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
1.3 Научно-практические подходы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2 Социально-педагогическое исследование профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2.1 Задачи, методы, этапы исследования профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2.2 Особенности несовершеннолетних правонарушителей
2.3 Характеристика профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Амурский государственный университет
(ФГОБУ ВПО «АмГУ»)
Кафедра Психологии и педагогики
Специальность 050711 – Социальная педагогика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
по дисциплине Социальная педагогика
Исполнитель
студент группы 062С2
Руководитель Т.В. Третьякова
ст. преподаватель
Нормоконтроль Т.В. Третьякова
Благовещенск-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы профилактики несовершеннолетних
правонарушителей в ПДН
1.1 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема
1.2 Социально-педагогический и психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
1.3 Научно-практические подходы профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2 Социально-педагогическое исследование профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2.1 Задачи, методы, этапы исследования профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
2.2 Особенности несовершеннолетних правонарушителей
2.3 Характеристика профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Каждое уважающее себя общество уделяет огромное внимание подрастающему поколению. Одной из главных задач перед нашим обществом ставится формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Но сейчас, когда утрачены многие ценности, разрушены социальные институты, которые занимались воспитанием подрастающего поколения, остро встал вопрос профилактики детской преступности.
В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Опираясь на общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, пьянством и алкоголизмом, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
Ликвидация преступности несовершеннолетних, ее причин – одна из программных задач Российского государства на современном этапе.
Решающие значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют мероприятия по коренному улучшению всей воспитательной работы, по повышению ответственности родителей и школ за воспитание подростков, усиление роли общественных и детских организаций, а также специальные, профилактические меры государственных и общественных организаций. Вопросы предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимают одно из достойных мест в российской педагогической и психологической науке.
Проблеме детской преступности посвящены многие работы в юридической, педагогической и психологической литературе (Серых Н.А., Беличева С.А., Долгова А.И., Булыгина В.В.).
Однако проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних относится к недостаточно разработанной в юридической и педагогической литературе. Значимость и не разработанность этой проблемы определили выбор темы для курсовой работы.
Объектом данной курсовой работы является процесс профилактики несовершеннолетних правонарушителей.
Предметом является процесс профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН.
Цель курсовой работы – выявить особенности профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ПДН.
Задачи:
Методы:
1. Анализ научной психолого-педагогической и правовой литературы, нормативных актов по защите детства, дел по правонарушениям несовершеннолетних;
2. Изучение и обобщение существующего опыта ПДН по профилактике преступлений несовершеннолетних.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В ПДН
1.1 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема
Профилактика правонарушений в подростковой среде является «вечной» проблемой криминологии, педагогике, психологии и других общественных наук. Возрастающая социальная значимость проблемы защиты детства и преступности несовершеннолетних указывает на необходимость разработки социальной программы правовых, социально-экономических, образовательных и здравоохранительных мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и придания этой программе приоритетного статуса.
Профилактика
правонарушений среди
Совокупность малозначительных правонарушений – явление, которое должно изучаться и учитываться статистикой, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того, такого рода негативное поведение должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности.
Профилактика несовершеннолетних правонарушителей – процесс государственно-общественный, основная направленность которого – устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. В ней концентрируется деятельность целых институтов и отдельных людей. Она всегда, так или иначе, связана с окружающей жизнью, отражает ее требования.
Профилактика
– это своего рода
Большинство криминологов, педагогов и психологов главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте формируется личность человека, его интересы, характер, наклонности и ценностные ориентации.
Несовершеннолетние – это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой – предпосылку и неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.
Профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель – не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека.
Итак, профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних – это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению преступлений, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.
1.2 Социально-педагогический
и психологический портрет
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирования идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность, нечуткость.
Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбие – являются типичными для подростка-правонарушителя.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок.
Стремление
к достижению успехов в
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируется ослабления чувства стыда, равнодушное отношение к переживанием других, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритики.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданием других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для подростков-правонарушителей следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерно:
1. постоянная
демонстрация пренебрежения к
нормам общепринятого
2. бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
3. следование отрицательным обычаем и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам;
4. ранние половые связи, половая распущенность;
5.
виновное создание конфликтных
ситуаций, постоянные ссоры в
семье, терроризирование