Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 22:43, реферат
Отличительная черта 2001 года - закрепление тенденции позитивного развития архивного дела. Практическим результатом этого стало выполнение Основных направлений развития архивного дела в Российской Федерации на 2000 г., реализация в целом плановых заданий федеральными архивами и абсолютным большинством архивных учреждений субъектов Российской Федерации. Объем Архивного фонда Российской Федерации существенно возрос и составил около 540 млн. единиц хранения.
Введение…………………………………………………………………….….……….…..3
1. Государственное регулирование………………………………………………………..3
2. Обеспечение сохранности Архивного фонда Российской Федерации………...…….9
3. Комплектование государственных и муниципальных архивов……………………..12
4. Использование документов……………………………………………………………16
5. Развитие научно-справочного аппарата………………………………………………20
6. Применение информационных технологий в архивном деле…………………….…21
7. Научные исследования………………………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………
Российский Государственный архив научно-технической документации
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Государственное
регулирование……………………………………………
2. Обеспечение сохранности Архивного фонда Российской Федерации………...…….9
3. Комплектование государственных и муниципальных архивов……………………..12
4. Использование
документов……………………………………………………
5. Развитие научно-справочного аппарата………………………………………………20
6. Применение информационных технологий в архивном деле…………………….…21
7. Научные исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Отличительная черта 2001 года - закрепление тенденции позитивного развития архивного дела. Практическим результатом этого стало выполнение Основных направлений развития архивного дела в Российской Федерации на 2000 г., реализация в целом плановых заданий федеральными архивами и абсолютным большинством архивных учреждений субъектов Российской Федерации. Объем Архивного фонда Российской Федерации существенно возрос и составил около 540 млн. единиц хранения.
Работа выполнена но основе Отчета о выполнении "Основных направлений развития архивного дела в Российской Федерации на 2001 г."
Государственное регулирование архивного дела осуществлялось при поддержке его властными структурами, наиболее ощутимой в укреплении финансового, правового и социально-экономического обеспечения. Значимую роль в переориентации отрасли на стратегию развития выполняла подпрограмма "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
В соответствии с разработанным Росархивом пакетом нормативных документов по ее реализации из заключенных 145 государственных контрактов (НИОКР и "прочие нужды") на общую сумму 51613,6 тыс. рублей с 16 федеральными архивными учреждениями и 17 архивными органами субъектов Российской Федерации полностью выполнено 136 проектов на сумму 45808,7 тыс. рублей. Оставшиеся 9 будут завершены в первом полугодии 2002 г. Инвестиционная часть программы - 38800,0 тыс. рублей (140,8 % к объему финансирования в 2000 г.) - выполнена полностью. Большая часть мероприятий осуществлена в установленные сроки и с соблюдением предъявленных требований. Однако, в отдельных случаях имели место нарушения условий государственных контрактов (замена поставщиков, состава и марок оборудования, несоблюдение календарных планов и несвоевременная отчетность). Субъекты Российской Федерации не всегда выполняли взятые на себя финансовые обязательства, даже подтвержденные гарантийными письмами.
Целевые программы и долгосрочные комплексные планы развития архивного дела все более активно используются в практике регионов. Изучение опыта программно-целевого управления архивным делом на местах (в Удмуртии, Новгородской и Курганской областях) подтверждает целесообразность его повсеместного внедрения. Распространение программно-целевого метода на муниципальное звено архивных учреждений (Удмуртии, Хакасии, Хабаровский край, Брянская, Ивановская, Курская, Магаданская, Саратовская, Тюменская области др.) становится инструментом координации их деятельности.
В целом реализация программ положительно сказалась на укреплении финансового положения в федеральных и многих региональных архивных учреждениях. Федеральным бюджетом Российской Федерации в 2001 году на текущее содержание федеральных архивных учреждений было выделено 135950,9 тыс. рублей (100% бюджетных назначений по всем видам расходов и 121,8 % к уровню 2000 г.). Во многих регионах (Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Хабаровский край, Астраханская, Волгоградская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Ульяновская области, Чукотский автономный округ) архивные учреждения профинансированы на 100 % и выше от сметных назначений; в Мордовии, Удмуртии, Нижегородской, Оренбургской и Тверской областях - более 90 %. Однако, в некоторых регионах имелись серьезные проблемы: так, в Магаданской области архивным учреждениям было выделено всего 14 % предусмотренных бюджетом средств.
Внебюджетные поступления федеральных архивных учреждений, по предварительным оценкам, составили 109698,2 тыс. рублей или 80,7 % к бюджетному финансированию против 104 % в предыдущем году. Заметную активность в привлечении внебюджетных источников финансирования проявили субъекты Российской Федерации. По отчетным данным, доходы от платных услуг в пределах 90 - 100 тыс. руб. получили архивные учреждения в Псковской, Рязанской областях, Чукотском автономном округе; от 100 до 300 тыс. руб. - Карачаево-Черкескии, Мордовии, Архангельской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Орловской, Оренбургской, Пермской, Смоленской областях; от 400 до 700 тыс. руб. - в Вологодской, Воронежской, Кировской, Курской, Липецкой, Пензенской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областях; от 800 до 1000 тыс. руб. - в Алтайском и Хабаровском краях, Саратовской, Тамбовской областях; от 1 до 3 млн. руб. - в Карелии, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Астраханской, Нижегородской, Омской, Самарской, Тверской, Челябинской областях. В Московской области доходы составили 16 млн. руб.
В сочетании с мерами по экономии государственных средств это позволило в целом успешно справляться с научно-производственными задачами, а также покрыть расходы по оплате потребляемых топливно-энергетических ресурсов, содержание вневедомственной охраны, решить неотложные задачи по текущему ремонту зданий и помещений.
В целях улучшения правового обеспечения отрасли в минувшем году разработаны концепция и техническое задание по проекту федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", который включен в План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) и, в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Российской Федерации, в сентябре планируется к внесению в Правительство Российской Федерации. Подготовлены проекты федеральных законов "Об аудиовизуальной наследии" (направлен на согласование в заинтересованные ведомства), "О документации".
Разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты нормативных актов, в т. ч. постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении сохранности, учета, отбора и передачи на государственное хранение аудиовизуальной документации". Подготовлен и издан Сборник законодательных и нормативных правовых актов об архивном деле.
Законодательные акты о региональных архивных фондах приняты в Хакасии, Алтайском крае, г. Москве, Кировской, Курганской, Нижегородской, Саратовской областях; об административной ответственности за нарушение архивного законодательства - в Калмыкии, Татарстане, Тюменской области; о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере архивного дела - в Тамбовской области. Разработка законопроектов велась в Карелии, Мордовии, Красноярском и Хабаровском краях, Волгоградской, Читинской, Ярославской областях.
Примерами деятельной правоприменительной практики стали привлечение к административной ответственности должностных лиц, нарушивших архивное законодательство, в Курской, Омской, Саратовской областях. В Хабаровском крае в судебном порядке решен вопрос передаче в упорядоченном состоянии документов по личному составу ликвидированной негосударственной организации в объединенный межведомственный архив одного из муниципальных образований. В отдельных субъектах Российской Федерации (Татарстан, Томская область) решался вопрос о создании при архивных службах органов, контролирующих соблюдение архивного законодательства.
По инициативе архивных служб на местах органами государственной власти и местного самоуправления принимались решения по актуальным вопросам, в т.ч. нормативного и организационно-правового обеспечения (16 регионов), состоянии и перспектив развития архивного дела (8), сохранности и государственного учета документов (18), улучшения комплектования, ведомственного хранения и документационного обеспечения управления (5), использования документов (7), организации хранения документов по личному составу (10), укрепления материально-технической базы архивов (5), повышения социальной защищенности архивистов (14).
Росархив взаимодействовал с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Направлено более 40 обращений их руководству по вопросам государственной поддержки развития архивного дела, проблемам материально-технической базы архивных учреждений, социальной защищенности архивистов и др. Возобновлена практика проведения комплексных проверок работы архивных учреждений (Мордовия, декабрь 2001 г.), состоялись командировки работников Росархива в архивные учреждения 24 субъектов Российской Федерации.
Изменения в сети архивных учреждений характеризовались повышением правового статуса архивных органов в ряде субъектов Российской Федерации, в т.ч. Астраханской, Нижегородской, Читинской, Ярославской областях, Коми-Пермяцком, Эвенкийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Государственные архивы документов по личному составу созданы в Калмыкии, Архангельской, Нижегородской областях, архивные отделы органов местного самоуправления - в муниципальных образованиях Алтайского края, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Липецкой областей. Продолжалась проработка вопроса о создании федерального государственного архива документов по социально-правовой защите граждан. В РГАЭ создано профильное структурное подразделение, на базе которого предполагается организация этого архива. Реорганизация государственных архивов путем слияния проведена в Карелии, Волгоградской, Пермской областях.
Вместе с тем, в муниципальном звене не преодолены проблемы правового статуса архивных учреждений. Так, ликвидированы архивные отделы в нескольких муниципальных образованиях Томской области. В Кемеровской области, наряду с созданием архивного органа в администрации одного из городов, в другом - проведено преобразование его в муниципальный архив и наметилась тенденции к их ликвидации в ряде муниципальных образований области. В целях оказания организационно-методической помощи и совершенствования нормативного обеспечения деятельности архивных учреждений Росархивом разработано и утверждено Примерное положение об архивном отделе органа местного самоуправления. Внедрение его на местах разворачивается медленно, по отчетным данным, оно начато лишь в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Кемеровской областях и некоторых других регионах.
Кадровый потенциал отрасли в 2001 г. (13297 человек) увеличился по сравнению с 1998 г. почти на 6 %. Однако при возрастании общего образовательного уровня работников, заметно усугубилась проблема "старения" трудовых коллективов. Так, в целом по отрасли удельный вес сотрудников старше 50 лет составляет примерно 27 %, в региональных архивных учреждениях - 30 %, в федеральных - более 39 %.
Принимались меры по повышению социальной защищенности архивистов. На основе внесенных Росархивом предложений Правительство Российской Федерации приняло постановление от 23.01.2002 № 43 "Об оплате труда работников федеральных государственных архивов", предусматривающее увеличение их должностных окладов на 30 - 50 %. Повысилась заработная плата в архивных учреждениях Удмуртии, Хабаровского края, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Тюменской, Ульяновской областей. Вместе с тем, имели место задержки в выплате денежного содержания в Кировской, Калужской и некоторых других областях.
Активно применялись меры морального поощрения работников отрасли: 16 человек награждены государственными, 492 - ведомственными наградами, в т.ч. 88 - знаком "Почетный архивист". В Курской области организован региональный конкурс профессионального мастерства.
Уделялось внимание вопросам оценки труда, рациональной расстановки и профессионального роста кадров. Росархивом утверждены Методические рекомендации по аттестации работников архивных учреждений. Аттестация различных категорий архивных работников проведена в Красноярском крае, Кемеровской и Читинской областях.
В решении задачи повышения профессионализма трудовых коллективов ряд региональных архивных служб успешно сотрудничал с вузами (Алтайский и Хабаровский края, Астраханская, Иркутская, Кемеровская области и др.). В Отраслевом центре повышения квалификации ВНИИДАД прошли обучение 394 архивиста.
В области международного сотрудничества успешно развивались связи с Международным советом архивов. Российские делегации участвовали в VI Европейской конференции архивов и XXXV Международной конференции Круглого стола архивов. Начата работа Евроазиатского регионального отделения МСА (ЕВРАЗИКА), состоялась вторая Общая конференция отделения (Москва, ноябрь 2001 г.). В рамках деятельности созданного Европейского регионального отделения МСА (ЕРБИКА) проведены 2 конференции с участием российских архивистов.
Продолжено сотрудничество с архивными учреждениями стран СНГ, состоялось очередное консультативное совещание руководителей архивных служб государств-участников СНГ. Особенно активно развивалось взаимодействие с архивистами Белоруссии на основе Плана совместных действий Росархива и Госкомархива Беларуси. В июне 2001 г. организовано очередное совместное заседание коллегий Росархива и Госкомархива Республики Беларусь. РГАНИ к 15-летию Чернобыльской катастрофы провел выявление и копирование документов для белорусских коллег. Успешно сотрудничали ВНИИДАД и БелНИИДАД. Оказывалось информационное содействие Республикам Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Армения, Казахстан, Киргизия и др.
Информация о работе Российский Государственный архив научно-технической документации