Структура и функции служб документационного обеспечения управлении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:18, доклад
Краткое описание
Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Делопроизводство охватывает весь комплекс работ по созданию и оформлению документов, их исполнению и контролю сроков исполнения, по учету документов, формированию дел из исполненных документов, хранению и использованию текущих дел, подготовке их к сдаче в архив.
Содержание
1 Понятие и назначение службы ДОУ 2. Основные задачи и функции службы ДОУ 3. Нормативная регламентация службы ДОУ 4. Структура служб ДОУ. Основные функции служб ДОУ Список используемой литературы
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(ИМСИТ)
Факультет маркетинга, туризма и международного
бизнеса
Кафедра социально - гуманитарных дисциплин
и сервиса
ДОКЛАД
на тему:
«Структура
и функции служб документационного обеспечения
управлении »
Студентки 2 курса,
Мкртчян Карине Эдуардовна
группы 12-УП-01,
Преподаватель
Салменкова Мария Владимировна
– к.п.н., доцент
Краснодар,2014
Содержание
1 Понятие и назначение
службы ДОУ
2. Основные задачи и
функции службы ДОУ
3. Нормативная регламентация
службы ДОУ
4. Структура служб ДОУ.
Основные функции служб ДОУ
Список используемой литературы
1 Понятие и
назначение службы ДОУ
Делопроизводство – отрасль
деятельности, обеспечивающая документирование
и организацию работы с официальными документами.
Делопроизводство охватывает
весь комплекс работ по созданию и оформлению
документов, их исполнению и контролю
сроков исполнения, по учету документов,
формированию дел из исполненных документов,
хранению и использованию текущих дел,
подготовке их к сдаче в архив.
В настоящее время термин «делопроизводство»
чаще звучит как «документационное обеспечение
управления» (ДОУ).
Документационное обеспечение
управления выполняет специальная служба,
действующая на правах самостоятельного
структурного подразделения. Это может
быть: управление делами, общий отдел,
канцелярия или секретариат.
В небольших организациях, где
объем обрабатываемых документов невелик
и создание такой службы нецелесообразно,
всю работу по документационному обеспечению
управления выполняет секретарь руководителя
или специально выделенный для проведения
этой работы сотрудник.
Документационное обеспечение
управленческой деятельности организации
– важнейшая обслуживающая функция управления,
от рациональной организации которой
зависят скорость и качество принятия
управленческих решений, эффективность
работы организации в целом.
Выбор организационной форма
службы ДОУ зависит от решения руководства
и самой службы ДОУ. Регламентация выбранной
формы работы с документами закрепляется
в инструкции по делопроизводству.
2. Основные задачи
и функции службы ДОУ
В современных условиях, когда
работа с управленческой документацией
во многих учреждениях основывается на
компьютерных технологиях, функции службы
ДОУ не ограничиваются только организацией
документооборота учреждения, учетом
документов и контролем за их исполнением.
Служба ДОУ принимает непосредственное
участие в постановке задач при разработке
автоматизированных информационных систем
для работы с документами, в обеспечении
режима доступа к информации и защите
информации, в совершенствовании работы
с документами.
Таким образом, служба ДОУ решает
три основных комплекса задач:
1) обеспечение документирования
управленческой деятельности;
2) организация работы
с документами в учреждении;
совершенствование форм и методов
работы с документами.
Задачи, стоящие перед службой
ДОУ, определяют ее функции.
1. Задачи обеспечения
документирования управленческой
деятельности могут быть решены
с помощью выполнения следующих
функций:
разработка и проектирование
бланков, обеспечения их изготовления;
обеспечение изготовления документов,
копирования и тиражирования;
контроль качества подготовки
и оформления документов, соблюдение установленной
процедуры согласования и и удостоверение
документов.
2. Задачи организации
работы с документами в учреждении
решаются выполнением следующих
функций:
Установление единого порядка
прохождения документов (документооборота
учреждения);
Экспедиционная обработка входящих
и исходящих документов;
Регистрация и учет поступающих,
отправляемых и внутренних документов;
Контроль за исполнением документов;
Систематизация документов,
обеспечение их хранение и использование;
организация работы с обращениями граждан.
Обеспечение защиты информации.
3. Задачи совершенствования
форм и методов работы с
документами включают в себя
выполнение следующих функций:
разработку и переработку нормативных,
инструктивных, методических документов
и доведение их до сведения работников
организации;
методическое руководство и
контроль за соблюдением установленных
правил работы с документами в структурных
подразделениях организации;
повышение квалификации работников
организации и их консультирование по
вопросам работы с документами;
упорядочение документации
организации, проведение работ по унификации
документов, разработка Табеля и Альбома
форм документов, применяемых в деятельности
организации;
разработку и внедрение новых
форм и методов работы с документами, совершенствование
документооборота организации, повышение
исполнительной дисциплины;
постановку задач разработки
и совершенствования автоматизированных
информационных систем и баз данных для
работы с документами.
3. Нормативная
регламентация службы ДОУ
Для успешной работы и благоприятных
перспектив развития службы ДОУ необходима
нормативная регламентация самой службы
ДОУ.
Структура, функции, задачи
службы ДОУ и ее работников, технология
работы с документами закрепляется в ряде
внутренних документов: положении, инструкциях
и правилах.
В регламентации деятельности
делопроизводственной службы значительную
роль играет Устав организации – правовой
акт, определяющий порядок образования,
компетенцию организации, ее функции,
задачи, порядок работы. Разработка устава
влияет на общую постановку делопроизводства.
Заложенное в уставе организационное
построение дает возможность определить
комплексы документов, которые будут использоваться
в управленческой деятельности.
Рассмотрим основные нормативные
документы, регламентирующие деятельность
службы ДОУ организации.
Положение о службе ДОУ – это
правовой акт, определяющий порядок образования,
обязанности и организацию работы данного
подразделения, а также правовой статус
и компетенцию должностных лиц, осуществляющих
работу в службе ДОУ.
Утвержденное с соблюдением
установленного порядка и соответствующее
действующим нормативным документам,
положение имеетобязательную юридическую
силу.
Положение о службе ДОУ, как
и положение о структурном подразделении,
имеет обязательную силу при рассмотрении
споров в судах, при проведении проверок
контролирующими органами и аудиторами.
Положение о службе ДОУ разрабатывает
и подписывает и подписывает руководитель
службы, утверждает руководитель организации.
Согласуется Положение с руководителями
тех структурных подразделений, с которыми
в нем закреплены взаимосвязи.
Должностная инструкция – это
основной организационный документ, регламентирующий
разграничения обязанностей и прав между
сотрудниками, служащий основой для устранения
параллелизма и дублирования в выполнении
отдельных операций.
Источниками для разработки
должностных инструкций являются:
1. Квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов
и других служащих, который содержит
регламентированный перечень требований
к квалификации специалистов
различных категорий.
2. Унифицированная система
ОРД (УСОРД), Государственная система
ДОУ (ГСДОУ) и другие нормативные
документы, в которых закреплены
формуляр и структура текста
должностной инструкции.
3. Типовые долностные инструкции.
Они разработаны для отдельных категорий
служащих однотипных учреждений или структурных
подразделений. Типовые инструкции не
могут заменить индивидуальные.
4. Положение о структурном
подразделении организации. Положение
и должностные инструкции –
это взаимосвязанные и взаимозаменяемые
документы, т. к. обязанности каждого
работника устанавливаются исходя
из всего комплекса функций, выполняемых
службой ДОУ.
Поскольку должностные инструкции
являются документом, регламентирующим
организационно-правовое положение работника,
то необходимо их составление для каждой
должности, предусмотренной штатным расписанием.
Должностная инструкция подписывается
руководителем службы ДОУ, утверждается
руководителем организации. Кроме того,
работник обязан ознакомиться с должностной
инструкцией под расписку. Отметка об
ознакомлении располагается ниже подписи
руководителя службы ДОУ (разработчика
должностной инструкции) и состоит из
слов «С инструкцией ознакомлен(а)",
подписи работника, его инициалов, фамилии
и даты.
Инструкция по делопроизводству
– это основной нормативный документ,
регламентирующий правила, приемы, процессы
создания документов, технологию работы
с документами. Иными словами, инструкция
закрепляет систему делопроизводства,
сложившуюся в организации. Для эффективной
работы службы ДОУ и всех подразделений
организации, для четкого понимания и
представления всех этапов работы с документами
в каждой организации должна быть составлена
инструкция по делопроизводству с учетом
специфики ее деятельности.
Источниками для составления
инструкции по делопроизводству организации
служат:
Типовая инструкция по делопроизводству
в Федеральных органах исполнительной
власти. М.: Росархив, 2004;
ГСДОУ. Основные положения.
Общие требования к документам и службам
документационного обеспечения. М.: Главархив
СССР, 1991;
Основные правила работы архивов
организаций. М.: Росархив, 2002.
Инструкция должна включать
общие положения, тематические разделы,
приложения.
В целом, инструкция должна
отражать весь процесс работы с документами,
все технологические операции в их логической
последовательности.
Подготовку инструкции осуществляет
служба ДОУ при участии архива, юридической
службы. Подписанная руководителем службы
делопроизводства инструкция утверждается
руководителем организации и вводится
в действие его приказом, после чего копируется
и рассылается во все структурные подразделения
для использования в работе.
Табель форм документов по типовым
управленческим ситуациям. Табель – это
перечень унифицированных форм документов,
необходимых и достаточных для реализации
документационного обеспечения функций
и задач, решаемых компанией. Он содержит
характеристику каждого документа, его
юридического статуса и этапов документирования.
Табель является способом нормативного
закрепления как состава применяющихся
в аппарате документов, так и процедуры
их подготовки.
Использование Табеля в работе
делопроизводственных служб позволяет
установить единую классификацию документов
организации в соответствии с управленческими
функциями и задачами. Это, в свою очередь,
позволяет исключить возможность неоправданного
создания новых форм документов. И, наконец,
с помощью Табеля имеется возможность
учесть количество видов и форм документов.
Структура Табеля должна отражать
наиболее удобную для дальнейшего использования
систематизацию форм документов.
После завершения работ по составлению
Табеля он подлежит согласованию с руководителями
структурных подразделений, сотрудники
которых будут работать в соответствии
с правилами, установленными Табелем.
После утверждения руководителем организации
Табель становится средством нормативного
закрепления этапов подготовки документов.
Альбом форм документов организации.
Наряду с Табелем форм документов, любая
организация должна иметь Альбом форм
документов, который является сборником
эталонов форм документов, включенных
в Табель.
Унифицированные формы документов
располагаются в Альбоме в порядке, предусмотренном
Табелем.
Альбом согласовывается и утверждается
аналогично Табелю. Подписывает его также
руководитель службы ДОУ. Как правило,
Альбом создается в виде подлинника, на
бумаге, а также в электронном виде.
4. Структура служб
ДОУ. Основные функции служб ДОУ
На сегодняшний день различают
четыре основных организационных структуры
службы ДОУ:
1. Управление делами.
2. Канцелярия.
3. Общий отдел.
4. Секретарь.
Управление делами создаётся
в министерствах и ведомствах как структура,
в которой выполняется работа с документами,
и как орган контроля и координации делопроизводства
в центральном аппарате отрасли. Являясь,
по сути, структурным подразделением организации,
управление делами, в свою очередь, подразделяется
на следующие структурные типовые подразделения: