Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа
Всё управление зиждется на производстве и потреблении информации, потому качество информации определяет качество управления. Информация – связующая субстанция всех органов управления и субъектов делопроизводства.
Информация хранится в документах, придающих ей форму и выступающих её носителями. Документы и документная информация лежат в основе решений управления, обеспечивают их юридической силой, тем самым способствуя их исполнению.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Обзор вопроса. 6
2 Нормативно-правовая база. 9
3 Проблемы поиска и трансляции документированной информации. 12
4 Способы документирования различных типов информации. 15
4.1 Текстовое документирование. 15
4.2 Стенография. 17
4.3 Техническое документирование. 18
4.4 Фотодокументирование. 23
4.5 Кинодокументирование. Видеозапись. 24
4.6 Фонодокументирование, его особенности и области применения. 25
4.7 Документирование с применением электронно-вычислительной техники. 26
5 Эволюция средств документирования информации. 27
6 Эволюция материальных носителей документированной информации. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Презентация курсовой работе. 49
СОДЕРЖАНИЕ
Информация в обществе наших дней – это ресурс производства, важный элемент политической и социальной жизни.
Всё управление зиждется на производстве и потреблении информации, потому качество информации определяет качество управления. Информация – связующая субстанция всех органов управления и субъектов делопроизводства.
Информация
хранится в документах, придающих
ей форму и выступающих её носителями.
Документы и документная
Проблемы документирования деятельности организаций и управления документооборотом и документацией настолько же стары, насколько сами документы. В настоящее время эта проблема актуальна в силу стремительного развития новых информационных технологий и ускорения темпов информатизации общества.
История
документа и документации является
одной из интереснейших тем
Среди главных характеристик процесса эволюции документа можно назвать:
Напрашивается вывод, что документация и документы появляются как в силу общечеловеческих нужд и потребностей, так и в силу необходимости решения государственных задач. У всякого документа есть функции или их совокупности, обусловленные целью его создания.
К
сожалению, сегодня среди специалистов
в области документоведения, библиотековедении
и архивоведения нет единого понимания
термина «документ», несмотря на наличие
ряда определений (в т.ч. гостированных
и законодательных). Но, тем не менее, такая
неопределённость необходима для развития
теории документоведения и совершенствования
методик делопроизводства.
В эволюции документа в России можно выделить несколько исторических этапов:
I этап. Делопроизводство в древнерусском государстве (до XV века). В это время уже существовала некоторая культура создания документа. Появлялись формулярники — пособия по ведению документов. Основным носителем документа являлся пергамента. По форме документы представляли из себя свиток шириной 15-17 сантиметров.
II этап. В XV-XVIII веке развивалось приказное делопроизводство. Носителем документов были свитки или, реже, листок, сложенный вдвое.
III этап. Начало XUX века. Развивалось коллежское делопроизводство, вводилась гербовая бумага.
IV этап. XIX-XX век. Развивалось министерское делопроизводство, появился акт — документ, в котором излагались права и обязанности. В1857 г. в Санкт-Петербурге была издана книга Н. Воронцова «Делопроизводство или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству».
V этап. 1917-1945гг. Это был первый этап советского делопроизводства: уменьшались размеры бумаги, утвердился термин «документ».
VI этап, самый важный, вторая половина XX века. Именно в этом время началось развитие научной терминологии.
Особенности формирования термина документ: во-первых, данное понятие является междисциплинарным, во-вторых, достаточно длительный период используется в практической деятельности для обозначения конкретных объектов, в-третьих, выступает объектом правового регулирования. Исходя из этого, терминологическое развитие можно условно разделить на три самостоятельные сферы или области: документ как объект практической деятельности, документ как объект правового регулирования, документ как научное понятие [1].
Толкование термина документ получило наибольшее развитие в области практического использования, в первую очередь в сфере делопроизводства и архивного дела. Содержательная сторона термина документ, зафиксированная в стандартах по делопроизводству, призвана обеспечить его идентификацию в конкретной области практической деятельности с целью последующего регулирования технологий его создания и использования в практической деятельности. В силу своей функциональной заданности терминологический стандарт не отражает многозначности терминов и не содержит синонимов, искусственно ограничивая содержание термина локальной областью практической деятельности. Таким образом, внутреннее развитие содержания стандартизованного термина подчинено и задано нуждами областей практической деятельности: в делопроизводственных стандартах — сферой делопроизводства и архивного дела; в информационно-библиотечных — сферой информационной деятельности, библиотечного дела и библиографии [2].
В
правовой области и в первую очередь
в законодательных актах
Развитие понятия документ в научной сфере начато К.Г. Митяевым. По нему4, документ — результат сознательного запечатления информации о явлениях объективной действительности различными способами в целях надежной передачи этой информации во времени и на расстоянии при обязательной идентификации запечатленного на языке слов. [4]
Неоднозначность толкования понятия электронный документ является причиной ограниченности сферы применения законов. Кроме того, различие в сфере применения электронного документа присуще разным странам и приводит к различному его определению в законодательных актах этих стран. Так, в одних странах правовое регулирование сферы использования электронного документа ограничено электронной коммерцией, в других — сфера четко не определена, в третьих — сфера ограничена государственными учреждениями. [5]
Вывод:
в настоящее время важно разбираться в
истории понятия «документ» и эволюции
его функций, во всех его особенностях.
Это важно для понимания основных принципов
делопроизводства, для эффективного документооборота.
В настоящее время существует множество
понятий документа, некоторые из них спорны
и подвергаются критике, так как не соответствуют
реалиям. Естественно, никто не запрещает
использовать определения, данные в государственных
стандартах, правовых актах, в научной
сфере, если их содержание отвечает требованиям
исследования.
2 Нормативно-правовая база.
В 70-80-е гг. — создаются ГОСТы, в которых даётся определение понятия «документ»:
ГОСТ 16487-70: документ — средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека [6].
ГОСТ 16487-83: документ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи в пространстве и во времени [7].
В 1998 году был опубликован новый ГОСТ Р 51141-98.
По нему, документ; документированная информация — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [8].
Так же даются определения видам документов и носителям:
“5 носитель документированной информации: Материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде
6 изобразительный документ: Документ, содержащий информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта
7 графический документ: Изобразительный документ, в котором изображение объекта получено посредством линий, штрихов, светотени
8 аудиовизуальный документ: Документ, содержащий изобразительную и звуковую информацию
9 кинодокумент: Изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом
10 фотодокумент: Изобразительный документ, созданный фотографическим способом
11 иконографический документ: Документ, содержащий преимущественно изображение произведения искусства, специальной или художественной фотографии
12 фонодокумент: Документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи
13 текстовой документ: Документ, содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи
14 письменный документ: Текстовой документ, информация которого зафиксирована любым типом письма
15 рукописный документ: Письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки
16 машинописный документ: Письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами
17 документ на машинном носителе: Документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной
18 видеограмма документа: Изображение документа на экране электронно-лучевой трубки
19 беловой документ: Рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений
20 черновой документ: Рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом” [8].
В законе «Об обязательном экземпляре документов» дано определение документа, предназначеное для идентификации на практике тех категорий или видов документов, обязательные экземпляры которых подлежат передаче государству [3].
Кроме того, в работе мы используем определения из закона «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об электронной цифровой подписи».
11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель; [9]
1)
информация - сведения (сообщения, данные)
независимо от формы их представления;
[9]
Важнейшими свойствами документированной информации являются своевременность, доступность, полнота и новизна. С этими свойствами связана реализация коммуникативной функции документа – трансляция информации.
Документированная информация чаще всего не используется в месте своего создания (и в момент создания). Более того, информация вообще не существует ни как субстанция, ни как функция состояния. Она реальна, объективна только как процесс, состоящий из различных стадий. Важную роль в этом процессе играет поиск и сбор нужной информации.
Информация о работе Эволюция понятия "документ" и его функций