Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа
В зависимости от исторических условий роль денег у различных народов и в различные эпохи выполняли разные товары – скот, меха, шкуры и др. С течением времени роль денег перешла к благородным металлам, которые обладают однородностью, делимостью, сохраняемостью и портативностью, что делает их наиболее пригодными к выполнению денежных функций. И после их выделения из всех товаров деньги сохраняют товарную природу, так как обладают обоими свойствами товара – стоимостью и потребительной стоимостью.
введение
Деньги – это особый
товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Деньги являются товаром, прежде всего,
по своему происхождению: они стихийно
выделились из всей массы товаров
в результате развития обмена. В
зависимости от исторических условий
роль денег у различных народов и в различные эпохи
выполняли разные товары – скот, меха,
шкуры и др. С течением времени роль денег
перешла к благородным металлам, которые
обладают однородностью, делимостью, сохраняемостью
и портативностью, что делает их наиболее
пригодными к выполнению денежных функций.
И после их выделения из всех товаров деньги
сохраняют товарную природу, так как обладают
обоими свойствами товара – стоимостью
и потребительной стоимостью.
Но деньги – не обыкновенный товар; они
играют особую общественную роль, противостоя
всем прочим товарам.
С возникновением денежной формы стоимости
весь товарный мир разделился на два полюса
– товары и деньги. Каждый из обыкновенных
товаров непосредственно выступает только
как потребительная стоимость; стоимость
же находится в товарах в скрытом виде
и обнаруживается лишь посредством приравнивания
их к всеобщему эквиваленту – деньгам.
Деньги, в противоположность остальным
товарам, выступают в качестве всеобщего
и непосредственного воплощения стоимости.
Деньги – это товар особого рода, выполняющий
роль всеобщего эквивалента.
Наряду с капиталом деньги составляют
важную сторону современной экономической
жизни. Без денег современное разделение
труда оказалось бы немыслимым. Разумеется,
мы можем представить себе натуральный
обмен, при котором один товар непосредственно
обменивается на другой или так называемый
бартер. В примитивных цивилизациях обмен
продовольствия на оружие или оказание
помощи при строительстве дома в обмен
на помощь при расчистке поля отнюдь не
являлись необычным делом. Если свести
обмен к простейшим формам, очистив его
от затуманивающих наслоений, создаваемых
деньгами, то даже в наиболее развитых
индустриальных хозяйствах можно обнаружить,
что торговля между индивидуумами и нациями
во многом сводится к натуральному обмену,
то есть к обмену одних товаров на другие.
Во всех цивилизациях, за исключением
самых примитивных, люди прямо не обменивают
один товар на другой. Вместо этого они
продают свой товар за деньги, а затем
на вырученную: сумму покупают товар, который
им нужен.
Через деньги обнаруживается не только
то, нужен ли вообще товар обществу или
нет, но и то, в какой мере он нужен.
Если, например, определенный товар, нужный
обществу, произведен в излишнем количестве,
то при его продаже на рынке он будет приравнен
к меньшему количеству денег, чем это соответствует
его стоимости, и таким путем товаропроизводитель
обнаружит, что частично его труд был затрачен
впустую.
В рыночной экономике деньги выступают
в качестве власти над людьми. Итак, деньги
– это специфический товар, монопольно
выполняющий роль всеобщего эквивалента.
В таких условиях возникла идея о выпуске
бумажных денег, которые были бы обеспечены
каким-то неизменным достоянием страны.
Конечно, бумажные деньги менее долговечны,
чем металлические, но удобство и быстрота
их изготовления позволяют легко заменить
износившиеся купюры. Купюры намного удобнее
в обращении, чем монеты. Но упомянутые
выше удобство и быстрота являются одновременно
и особым недостатком бумажных денег,
так как возникает соблазн покрытия расходов
государства за счет дополнительной эмиссии.
Конечно, существовала практика выпуска
монет с пониженным содержанием ценных
металлов, но она не была столь масштабной.
1. Первое появление денег
в Китае
Бумажные деньги[1] появились в Китае в
VIII в. н. э. (бумага там впервые была произведена
приблизительно в 100 г. н. э.). Наиболее ранний
тип бумажных денег в Китае представлял
собой особые расписки, выпускаемые либо
под ценности, сдаваемые на хранение в
специальные лавки, либо в качестве свидетельств
об уплаченных налогах, хранящихся на
счетах в центрах провинций, а не в столице.
Бумажные деньги производили большое
впечатление на путешественников, посещавших
Китай в VII–VIII вв. Марко Поло писал, что
выпуск бумажных денег – это новый способ
достижения той цели, к которой так давно
стремились алхимики[2]. В XIII в. правительство
Чингиз-Хана свободно обменивало бумажные
денежные знаки на золото, поэтому подделка
бумажных денег приносила большие доходы
и считалась страшным преступлением. К
1500 г. китайское правительство было вынуждено
прекратить выпуск бумажных денег из-за
трудностей, связанных с избыточным выпуском
и инфляцией, но уже существовавшие тогда
в Китае частные банки продолжали эмиссию
бумажных денег.
Первыми бумажными деньгами,
выпускаемыми правительством США, были
банкноты Соединенные Штатов. Первоначально
они предназначались для
Выпуск банкнот Соединенных Штатов –
пример того, как правительство может финансировать
свои операции с помощью печатного станка.
В период с начала Гражданской войны в
1861 г. до ее окончания в 1865 г., налоговыми
поступлениями обеспечивался лишь 21% расходов
федерального правительства. Все остальные
средства были получены от займов и эмиссии
банкнот. С 1861 по 1865 гг. на Севере США произошло
удвоение денежной массы и имел место
двухкратный рост цен. Когда война окончилась,
банкноты Соединенных Штатов составляли
почти половину общего объема находившихся
в обращении наличных денег, причем количество
этих банкнот в 1865 г. практически не отличалось
от того количества, которое было выпущено
за годы войны. Значение банкнот Соединенных
Штатов постепенно снижалось по мере того,
как появлялись новые типы бумажных денег,
удовлетворяющих растущие потребности
расширяющейся экономической системы
США.
Банкноты Соединенных Штатов – известны
как «гринбэки» – первый тип бумажных
денег, выпускавшихся в обращение федеральным
правительством США. Казначейство США
начало выпуск этих денег во время Гражданской
войны.
Во время Гражданской войны Юг сталкивался
примерно с такими же финансовыми проблемами,
что и Север. Налоговые поступления были
еще меньше, чем на Севере, и конфедератам
также приходилось выпускать большие
количества бумажных денег, чтобы финансировать
деятельность правительства. С января
1861 г. по январь 1864 г. количество денег, находящихся
в обращении на Юге, выросло почти в 12 раз,
а цены выросли в 28 раз. Несмотря на то,
что Конфедерация провела в феврале 1864 г.
денежную реформу, обменяв старые наличные
деньги на меньшее количество новых денег,
расширение предложения денег продолжалось,
и инфляция ускорилась. К концу войны деньги
конфедератов обесценились и полностью
исчезли из обращения.
Политика, связанная с «гринбэками». На
протяжении почти двух десятилетий после
Гражданской войны «гринбэки» были одним
из главных политических вопросов. Первоначально,
когда Казначейство США выпускало банкноты
Соединенных Штатов, они не погашались
золотом ни самим Казначейством, ни банками.
После Гражданской войны прозвучали выступления
в поддержку того, чтобы сделать эти банкноты
погашаемыми, утверждая, что для достижения
этой цели количество банкнот должно быть
уменьшено. В 1866 г. Конгресс США принял
решение об изъятии «гринбэков» из обращения
в количестве 10 млн. долларов ежемесячно
в течение первых шести месяцев, а затем
– в количестве 4 млн. долларов ежемесячно.
Многие фермеры и другие слои населения,
которые могли пострадать от дефляционных
эффектов, выступали против подобной политики,
и через два года изъятие «гринбэков»
было приостановлено. В последующие годы,
особенно в периоды кризисов, секретари
Казначейства США временно производили
повторные выпуски дополнительных банкнот,
утверждая, что для этого использовались
резервы. Противоречия и споры по этому
вопросу, а также по вопросу о том, имеет
ли Конгресс законное право обязать кредиторов
принимать «гринбэки» в уплату за долги,
продолжали нарастать. В результате множилось
число судебных разбирательств и предложений
о принятии новых законов.
Банкноты Соединенных Штатов оставались
непогашаемыми до 1879 г., когда Закон о возобновлении
обмена бумажных денег на драгоценные
металлы (Specie Resumption Acf), принятый в 1875 г.,
наделил Казначейство США правом погашать
эти банкноты золотом. Закон 1875 г. обязал
Казначейство снова уменьшить количество
«гринбэков», находившихся в обращении,
в этот раз из расчета 4 доллара, приходящихся
на каждое увеличение объема национальных
банкнот на 5 долларов. Эта политика снова
вызвала мощный подъем активности оппозиции;
в результате ее проведение прекратилось
три года спустя, когда вновь образовавшаяся
«Партия гринбэк» завоевала 10% голосов
на выборах и полу чипа 14 мест в Конгрессе.
«Гринбэки» и валютные курсы. Когда банкноты
Соединенных Штатов стали погашаемыми,
США практически перешли от бумажного
стандарта к золотому. При бумажном стандарте
цена унции золота, выраженная в «гринбэках»,
изменялась. Поскольку золото обменивалось
на иностранную валюту для покупки товаров
у других стран, обменный курс тоже изменялся.
В этот период обменные курсы были гибкими
и неконтролируемыми. После 1879 г. цена одной
тройской унции золота была зафиксирована
на уровне 20,67 доллара, и Казначейство
было готово к обмену банкнот Соединенных
Штатов или других типов наличных денег
на золото по этой цене; период гибких
обменных курсов завершился.
Серебряные сертификаты. Закон Блэнда-Аллисона
(Bland-Allison Act) 1878 г. дал Казначейству США право
выпускать так называемые серебряные
сертификаты, которые оставались важным
типом бумажных денег вплоть до 1968 г. Как
эмиссия серебряных сертификатов, так
и осуществление закупок серебра были
связаны с многочисленными политическими
противоречиями, существовавшими в денежной
сфере в последние три десятилетия XIX в.
Закон о Чеканке Монет (Coinage Act) 1873 г. демонетизировал
серебро, заменив биметаллический стандарт
золотым стандартом. В соответствии с
этим законом, должны были чеканиться
не стандартные серебряные доллары с содержанием
металла стоимостью в 1 доллар, а так называемые
«торговые» доллары, с таким же серебряным
содержанием, как в монетах по полдоллара,
двадцать пять и десять центов. Таким образом,
серебро предназначалось для изготовления
разменной монеты, и оно уже не выполняло
роли стандарта стоимости. Поначалу производители
серебра не возражали против этого, однако
вскоре они поменяли свое мнение, поскольку
цены на серебро упали в результате роста
добычи и уменьшения спора, связанного
с переходом многих стран к золотому стандарту.
Чеканка разменной монеты требовала весьма
незначительных количеств серебра, и в
этот период некоторые группы людей развернули
компанию за свободный и неограниченный
выпуск серебряных монет. Они заявляли,
что Закон 1873 г. – это результат заговора,
и даже называли его «преступлением –
73». С помощью подобных лозунгов, разного
рода интриг среди законодателей на Западе
и поддержки со стороны общественного
мнения, которую получали любые меры, способные
повернуть вспять происходящее в тот период
снижение цен. Конгресс сумел принять
несколько биллей о закупках серебра.
В соответствии с Законом Блэнда-Аллисона
1878 г. Казначейство США было обязано покупать
серебро на 2 млн. долларов ежемесячно
по рыночной цене; часть приобретенного
серебра предназначалось для обеспечения
резервных требований по серебряным сертификатам,
а часть шла на производство серебряных
монет. Избыточное количество приобретенного
серебра, не идущее ни на одну из этих целей,
называлось «свободным серебром», и оставлялось
на хранении.
Закон Шермана о Закупках Серебра 1890 г.
обязывал Казначейство США ежемесячно
покупать определенное количество унций
серебра, а не любое количество, соответствующее
стоимости в 2 млн. долларов, что первоначально
привело к росту доходов производителей
серебра. Для оплаты серебра, покупаемого
согласно этому Закону, Конгресс США наделил
Казначейство США правом выпускать специальные
«Казначейские векселя 1890 года», причем
они должны были обязательно обмениваться
как на золото, так и на серебро. Ввиду
опасного истощения золотых запасов и
других финансовых трудностей, связанных
с финансовой паникой 1893 г., этот Закон
в 1893 г. был аннулирован. После этого «Казначейские
векселя 1890 года» были изъяты из обращения
и заменены серебряными сертификатами.
Банкноты ФРС (Federal Reserve Notes). Закон о Федеральной
Резервной Системе (Federal Reserve Act) 1913 г. санкционировал
эмиссию банкнот ФРС, сегодня являющихся
основной формой бумажных наличных денег
в США. Эти банкноты являются обязательствами
двенадцати Федеральных Резервных банков,
составляющих Федеральную Резервную Систему.
Маленькая эмблема, изображенная слева
от портрета на каждой из таких купюр,
показывает, который из банков выпустил
банкноту в обращение. В практических
целях, однако, все банкноты обладают взаимозаменяемостью
и могут рассматриваться как обязательства
ФРС в целом.
На протяжении почти
всего ХVIII в. Российская империя вела
многочисленные военные кампании, которые
требовали значительных расходов. Обычно
для этих целей использовались серебряные
деньги, ценившиеся на европейских рынках
и являвшиеся средством международных
расчетов. Однако российская казна испытывала
постоянный дефицит серебра. Интенсивный
выпуск медных денег в период правления
императрицы Елизаветы Петровны не смог
удовлетворить запросы государства и
насытить казну серебром. Поэтому генерал-прокурор
Сената Я. П. Шаховской предложил правительству
вариант, связанный с хождением бумажных
денег – «цидул» (искаженное от немецкого
Zettel – названия бумажных денег, обращавшихся
в южных областях Германии).
Когда к власти пришла императрица Екатерина II,
принятое еще в 1762 г. решение об учреждении
Государственного банка, который по образцу
Банка Англии имел бы право выпуска банковских
билетов, было отложено на несколько лет.
Но разгоравшаяся русско-турецкая война
и хронический дефицит государственного
бюджета вновь пробудили интерес к идее
выпуска бумажных денег. В 1768 г. императрице
была подана записка, обосновывавшая выгоды
хождения бумажных денег. Автором ее был
граф К. Е. Сиверс – гофмаршал и действительный
камергер при дворе.
В записке К. Е. Сиверса оговаривались меры,
которые могли быть приняты для ускорения
и облегчения денежного обращения и тем
самым для лучшего развития торговли.
Специально созданный банк должен был
выпускать «цеттели» – ассигнации, которые
могли свободно обмениваться на звонкую
монету и приниматься как законное платежное
средство.
29 декабря 1768 г. был обнародован манифест
об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве
государственных банков для обмена ассигнаций.
Причиной введения бумажных денег объявлялась
«тягость медной монеты», затруднявшая
ее обращение. Однако подлинную причину
введения государственных ассигнаций
еще до открытия банков назвал князь А. А. Вяземский:
они, по его мнению, должны были покрыть
расходы, связанные с русско-турецкой
войной.
В манифесте говорилось, что ассигнации
имеют хождение наравне с монетой и «являющимся
людям с теми ассигнациями выдавать за
оные денег, сколько надлежит, немедленно».
Было установлено, что выпуск бумажных
денег не должен превышать наличную сумму
звонкой монеты, находящейся в банке. Изначальный
капитал Ассигнационного банка составлял
1 млн. рублей медных денег – по 0,5 млн. рублей
Петербургской и Московской конторам,
– которые было рекомендовано взять из
сумм упраздненного Медного банка. Этот
металлический фонд полностью обеспечивал
эмиссию бумажных денег, лимит которой
был определен в 1 млн. рублей.
продолжение
Вместо пяти номиналов,
которые были предусмотрены указом
Петра III от 25 мая 1762 г. о выпуске «банковских
нот», Екатерина II оставила только четыре – 25; 50; 75 и 100 рублей.
Вскоре их осталось три «из-за непреодолимого
соблазна для грамотеев переправлять
на совершенно одинаковых белых бумажках
двойку на семерку». Казне пришлось выкупить
все 75–рублевые ассигнации и отменить
их.
Петербургская контора Ассигнационного
банка получила для проведения операций
364 525 рублей ассигнациями и 17 461 100 рублей
монетой; Московская – 192 549 и 8 763 550 рублей
соответственно.
Выпуск ассигнаций стал очень прибыльным
делом. Себестоимость их была мизерной
по сравнению с серебряной и медной монетой.
Автор проекта введения «цеттелей» граф
К. Е. Сиверс не упустил и личную выгоду.
Ассигнационная бумага изготавливалась
на принадлежавшей ему Красносельской
бумажной фабрике. С 1 марта по 8 декабря
1772 г. на ней было изготовлено 93,6 тыс. ассигнационных
листов, а в 1775 г. – 48,0 тыс. ассигнационных
листов. За эту бумагу, на которой печатным
станом прокатывались крупные номиналы,
Сенат платил по две копейки за лист. Подлинность
бумажных денег удостоверялась подписями
сенаторов, ставившимися на купюрах, и
лишь с 1787 г. – подписями чиновников банка.
Сохранившиеся балансы Ассигнационного
банка в 1770–е гг. показывают, что в действительности
конторы банка имели достаточные запасы
медной, серебряной и золотой монеты, но
серебряную и золотую монету государство
использовало главным образом для оплаты
внешних расходов и займов. Так, в конце
1774 г. в Петербургской конторе находилось
на 366 850 рублей ассигнаций и на 13 481 550 рублей
монеты. В Московской конторе в конце 1775 г.
было 331 325 рублей ассигнациями и 5 872 075 рублей
монетой.
Год от года количество ассигнаций увеличивалось
– правительство пыталось покрыть дополнительными
не обеспеченными металлическим фондом
выпусками бумажных денег бюджетный дефицит.
Однако эти меры не принесли ощутимого
результата. В государственном бюджете
на 1810 г. превышение расходов над доходами
составило 105 млн. рублей, а государственный
долг достиг 577 млн. рублей. Известный реформатор
М. М. Сперанский – автор плана оздоровления
финансовой системы страны, представленного
императору Александру I в том же году,
в качестве одного из преобразований предлагал
изъять из обращения ассигнации. М. М. Сперанский
назвал ассигнации государственным долгом
и предложил организовать специальный
фонд для их погашения, составленный из
средств, полученных за счет распродажи
государственного имущества в частную
собственность. В разработанном им проекте
«О монетном обращении» предусматривались
введение кредитных билетов и их обмен
на серебряные рубли. Этот обмен, по замыслу
М. М. Сперанского, следовало проводить
по «общему курсу», то есть на основе равенства
курсов металлических и бумажных денег.
Деятельность Ассигнационного банка на
протяжении всего периода его существования
следует признать достаточно эффективной,
так как она в той или иной степени позволяла
казне покрывать бюджетные дефициты. Таким
образом, цель создания Ассигнационного
банка была достигнута – государство
получило возможность в течение длительного
времени расплачиваться за различные
товары и услуги внутри страны денежными
суррогатами, курс которых был заведомо
более низким, чем курс серебряного рубля.
Первые советские бумажные
деньги появились в марте 1919 г. Это
были расчетные знаки РСФСР