Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:25, доклад
Необходимо отметить, что процессы дерегулирования в финансово-банковском секторе экономики Германии проходят в том же русле, что и в других развитых странах: отменяются ограничения на проведение тех или иных финансово-банковских операций различными финансовыми и банковскими институтами, унифицируются надзорные требования к банкам и финансовым компаниям, проходят процессы слияния банков, банков и финансовых компаний, происходит унификация национальных и международных норм регулирования и условий деятельности финансового сектора на основе рекомендаций Европейского центрального банка и Международного валютного фонда.
Банковская система Германии.
Как и во всех развитых странах, национальная банковская система Германии является двухуровневой. Первый уровень — центральный банк Федеративной Республики Германия (Немецкий Бундесбанк). Второй уровень представляют коммерческие банки. Необходимо отметить, что процессы дерегулирования в финансово-банковском секторе экономики Германии проходят в том же русле, что и в других развитых странах: отменяются ограничения на проведение тех или иных финансово-банковских операций различными финансовыми и банковскими институтами, унифицируются надзорные требования к банкам и финансовым компаниям, проходят процессы слияния банков, банков и финансовых компаний, происходит унификация национальных и международных норм регулирования и условий деятельности финансового сектора на основе рекомендаций Европейского центрального банка и Международного валютного фонда.
Немецкий Бундесбанк, центральный банк Федеративной Республики Германии, является составной частью Европейской системы центральных банков. Бундесбанк принимает участие в выполнении задач ЕСЦБ, связанных преимущественно с поддерживанием стабильности евро, и обеспечении четкого проведения внутренних и международных платежей.
Бундесбанк организован на децентрализованной основе и состоит из центрального управления (во Франкфурте-на-Майне), девяти офисов, называемых Центральными банками земель, и 126 отделений в наиболее крупных городах. Численность персонала в системе Федерального банка — около 16 000 человек, изниз 2600 человек работают в центральном управлении.
В соответствии с Законом Бундесбанк является Федеральной корпорацией. Уставный капитал банка полностью принадлежит Федеральному правительству. Бундесбанк является составной частью Европейской системы центральных банков и решает задачи ЕСЦБ прежде всего в поддержании стабильности цен и организации внутренних и международных платежей.
Органами управления Бундесбанком являются: Совет Центрального банка (Zentralbankrat), Совет директоров (Direktorium) и Правления Центральных банков земель (Vorstiinde).
Основной задачей Бундесбанка как центрального банка любой развитой страны является поддержание стабильности национальной валюты, регулирование денежного обращения и кредита. С введением евро задача поддержания стабильности валюты усложнилась — Бундесбанк решает ее совместно с Европейским Центральным банком и центральными банками других стран зоны евро.
Для регулирования используются следующие инструменты.
• установление процентных и дисконтных ставок по операциям Бундесбанка;
• операции на открытом рынке;
• резервные требования к кредитным учреждениям, которые обязаны держать минимальные резервы на счетах в Бундесбанке в размере, определяемом Бундесбанком;
• оказание услуг в качестве финансового агента Федерального правительства и правительств земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах определенных в законе лимитов, а эти государственные органы обязаны держать свои ликвидные средства на жиросчете в Бундесбанке. Банк может не выдавать кредиты и ссуды под ценные бумаги, за исключением кредитов институтам федеральной сферы.
Центральные банки федеральных земель наделены и дополнительными функциями: они обслуживают, прежде всего, соответствующие федеральные земли и выполняют задачи, поставленные перед ними властями. Например, Земельный банк Гамбурга призван проводить кредитную политику, способствующую росту экономической и инвестиционной привлекательности этого города. Таким образом, руководители банка являются одновременно предпринимателями и государственными чиновниками федеральной земли, что обусловливает особо строгий контроль за их деятельностью. Однако сочетание предпринимательства и государственного управления, как показывает мировой опыт, не всегда эффективно.
Положительная роль Центральных банков земель как инструмента государственной экономической политики отнюдь не бесспорна и отрицается сторонниками «чисто» рыночной экономики. Европейские коммерческие банки даже обращались с жалобами в Европейскую Комиссию в Брюсселе, указывая на недопустимые конкурентные преимущества, которыми пользуются Центробанки земель, поскольку в итоге их поручителем в отличие от любой частной компании являются налогоплательщики. Таким образом, они могут принимать на себя риски, не неся ответственности за возможные потери. Это отличие еще более очевидно, когда Центробанки земель вторгаются в традиционную сферу деятельности коммерческих банков, проводя, например, эмиссию акции. В то же время Центральные банки земель вынуждены заниматься торговлей ценными бумагами, поскольку клиенты сберегательных касс требуют предоставления им такой услуги. Наиболее доступный и вызывающий наибольшее одобрение вариант разрешения данного конфликта заключается в разделении Центральных банков земель на учреждения, занимающиеся оказанием услуг только для сберегательных касс (например, предоставлением им наличных средств или осуществлением переводов) и не проводящие при этом собственных банковских операции, и обычные кредитные институты без государственных гарантий. Основные операции Бундесбанка:
• операции с кредитными институтами
а) покупка и продажа векселей и чеков,
б) покупка и продажа казначейских векселей Федерального правительства,
в) выдача ломбардных кредитов на срок не более трех месяцев,
г) прием беспроцентных депозитов на жиросчета,
д) прием на хранение активов, прежде всего ценных бумаг,
е) прием чеков, векселей, платежных требований, ценных бумаг и процентных купонов для получения оплаты,
ж) выполнение других банковских операций в пользу третьей стороны после поступления покрытия,
з) покупка и продажа платежных документов в инвалютах, включая векселя и чеки, а также золота, серебра и платины,
и) проведение всех банковских операций с нерезидентами,
• операции с государственными органами Бундесбанк проводит для Федерального правительства, федеральных специальных фондов, местных орагнов власти операции г) — и). Для этих целей он вправе выдавать однодневные кредиты. Плата за проведение операций не взимается (за исключением Почтового банка и муниципалитетов),
• операции на открытом рынке используются для регулирования денежного рынка. В этих целях Бундесбанк покупает и продает по рыночным ценам долговые ценные бумаги Федерального правительства, правительств земель и муниципалитетов, собственные ценные бумаги. Все бумаги, выпущенные до 1999 г, номинированы в евро, а операции проводятся по согласованию с Европейским Центральным банком и Центральными банками других стран еврозоны.
Лидерами банковского бизнеса
в Германии являются четыре крупнейших
банка. «Дойче Банк», «БайеришеХюпо-ундФерайнсбанк»,
«Дрезднер Банк» и «Коммерцбанк». Это
наиболее известные и крупные банки, чья
деятельность началась еще во второй половине
XIX в. (за исключением «БайеришеХюпо-ундФерайнсбанк»)
Эти четыре банка — типичные универсальные банки, выполняющие весь диапазон банковских операций. Их совокупные активы составляют более 10% всех банковских активов Германии. Они играют ключевую роль в финансировании внешней торговли, эмиссионно-учредительской деятельности и трастовых операциях клиентов. Имея сеть из более 4000 филиалов по всей территории Германии, в общей сложности они обслуживают около 20 млн. клиентов.
Региональные банки различаются по организационно-правовой форме (акционерные общества, AG; акционерные коммандитные общества, KGA, общества с ограниченной ответственностью, GmbH), по размерам активов Наиболее крупные банки этой группы также являются универсальными и имеют филиалы внутри страны и за рубежом.
К этой же группе банков относятся и интернет-банки (Direkt-banken), которых на начало 2002 г. в Германии насчитывалось 19.
Крупнейшим банком Германии и одним из крупнейших банков мира является «Дойче Банк». В настоящее время он представляет собой международную корпорацию — группу «Дойче Банк». В банке насчитывается более 98 000 сотрудников, услугами банка пользуются свыше 12 млн. клиентов более чем в 70 странах мира. Почти 50% штата банка работают за пределами Германии.
Сильные позиции банка на европейском рынке основаны на его глобальной активности, помимо Германии «Дойче Банк» имеет собственные филиалы в Италии, Испании, Франции, Бельгии и Польше.
По составу акционеров банк по сути интернациональный: более Головины акций размещены за пределами Германии. Общее число акционеров банка превышает 500 000, общее количество зарегистрированных акций составляет 616,5 млн. единиц.
Система сберегательных учреждений представляет собой сегодня самую крупную группу финансовых учреждений, осуществляющих кредитные операции в Германии. Более 60% всего населения имеют счета в сберегательных кассах. Основное отличие Германии от других развитых стран заключается в том, что наиболее широко распространенные и доступные финансовые институты являются не частными, а государственными учреждениями, основная цель деятельности которых заключается не в получении прибыли и увеличении стоимости акционерного капитала, а «во всеобщем благе». В этом же и основной недостаток германской банковской системы. В настоящее время финансовое состояние более чем 30% сберегательных учреждений Германии вызывает беспокойство. Сберегательные банки кредитуют преимущественно средний класс — малый бизнес, подверженный наибольшим рискам. За 2001 г. «плохие кредиты» в Германии возросли на 28 млрд. евро, в том числе выданные сберегательными учреждениями — на 20 млрд. евро. Это свидетельство серьезного кризиса всей системы сберегательных учреждений страны. Выход из сложившейся ситуации специалисты видят в слиянии сберегательных учреждений, прежде всего на региональном уровне, и этот процесс уже начался.
В Германии действует более 1600 кооперативных банков (городские кооперативные банки называют Фольксбанк, а сельские — Рейф-файзенбанк). Это сравнительно небольшие кредитные учреждения, количество которых в последние годы постоянно уменьшается в связи с их слиянием. Членами кредитных кооперативов являются почти 15 млн. частных лиц. Совладельцем кооперативного банка может стать каждый, кто приобретет в нем хотя бы один пай. Тем самым он получает и право голоса для определения целей деятельности и управления. У каждого совладельца только один голос независимо от количества паев. Этим гарантируется равномерное распределение влияния совладельцев на деятельность банка.
Сегодня кооперативные банки предлагают своим клиентам универсальный ассортимент услуг, несмотря на то, что их деятельность сосредоточена преимущественно на сберегательных вкладах и вкладах до востребования и на выдаче краткосрочных и среднесрочных кредитов своим членам. Надо отметить, что постоянно растет объем долгосрочных кредитов.
Список литературы:
1. Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Октябрь 2005 года
2.Тосунян Г. А. Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США. — М., 2004