Банковская система РФ. Региональная банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеютсвои подсобные предприятия. Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (банковская система).docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)
 

 

 

 Введение.

 

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что  их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеютсвои подсобные предприятия. Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация. Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения, практического осмысления функционирования банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике.

  

  Банковская система РФ. Региональная банковская  система.

  

  Банковская система государства - это совокупность различных

финансово-кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая  в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период.

Основной целью банковской системы является обслуживание оборота  капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так  как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.

Основные задачи банковской системы любой страны:

§ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетовв народном хозяйстве;

§ аккумуляция временно свободных  ресурсов в стране;

§ кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.

 

Существует два основных типа построения банковской системы:

     ¾  одноуровневая;

     ¾  двухуровневая.

 

В рамках одноуровневой банковской системы все финансово-кредитные

институты, включая Центральный  банк (ЦБ), находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию  клиентуры. Подобные принципы построения характерны в основном как для стран сослаборазвитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными и административно-командными режимами управления.

 

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях - по горизонтали и по вертикали.

     I                                            Центральный банк

     II       Коммерческий банк         Коммерческий банк          Коммерческий банк

  

  По вертикали -  отношения подчинения между Центральным банком страны как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями, являющимися универсальными и специализированными коммерческими банками.

  

  По горизонтали -  отношения равноправного партнерства между различными  низовыми звеньями, коммерческими банками.

При этом происходит разделение административных функций и операционных  функций, связанных с обслуживанием народного хозяйства.

Банковская система России представляет собой двухуровневую  систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков.

 
   

1. Центральный банк РФ - единственный банк  России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег, который выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.

2. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального решения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные банковским законодательством.

3. Банк - кредитная

организация, которая имеет  исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение  указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

4. Небанковская кредитная организация- кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные банковским законодательством.

5.  Иностранный банк -  банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Говоря о формировании структуры банковской системы, необходимо отметить, что  история развития банковского дела в России наглядно показывает необходимость его организации по региональному принципу. До 1989 года в России организационная структура банковской системы была построена по ярко выраженному отраслевому принципу. Включала в себя Государственный банк страны, выполнявший функции координатора деятельности специализированных банков, и сами специализированные банки, обслуживающие крупные народнохозяйственные комплексы (Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР) или отдельные виды деятельности (Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР). Подобная организация банковского дела была направлена

на усиление связи банков с хозяйством, на усиление воздействия  денежно-

кредитных отношений на производство.

Однако закрепление клиентуры  за специализированными банками  в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение  ресурсов внутри банковской системы, ограничивало рост банков вследствие невозможности расширения клиентской базы, и не способствовало развитию рыночных отношений, предполагающих свободу выбора для всех субъектов экономики.

Тем не менее, подобная тенденция  сохранилась в России и большинство  банков созданных в 1992-1994 годах также сформировались как отраслевые банки. Однако для того, чтобы привлечь новых клиентов и расширить свою ресурсную базу банки стали осуществлять все виды банковских операций для организации деятельности предприятий всех отраслей экономики, расположенных на данной территории.

На 01.08.1995 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2579 коммерческих банков, а число их филиалов превышало 5,6 тыс. (без учета образующих особую подструктуру национальной банковской системы 40 тыс. отделений Сберегательного банка РФ).

Количество действующих  в России кредитных организаций (без Внешэкономбанка) за 1999 г. сократилось на 113 (с 1476 на начало года до 1363 на 1 декабря).

Совокупный капитал (без  учета Сбербанка России) уменьшился со 102 млрд руб. на 1.08.98 до 41,2 млрд. руб. на 1.03.99, или на 59,6%. Вместе с тем, с марта 1999 г. начался процесс роста капитала: за период с 1.03.99 по 1.09.99

совокупный капитал банков вырос на 44,8 млрд. руб. (т.е. более  чем в два

раза) и составил 86 млрд руб. (82% от предкризисного уровня). Причинами  роста капитала являлись рекапитализация действующих банков и отзыв лицензий у неплатежеспособных банков с отрицательным капиталом, обеспечившие

соответственно 76% и 24% прироста капитала банковской системы. В целом  активы  банковской системы увеличились за период с 1.01.99 по 1.09.99 на 341,6 млрд  руб., или на 33%. за тот же период депозиты физических лиц, размещенные в банковской системе, увеличились в рублях на 26,4%, в иностранной валюте (в  долларовом эквиваленте) - на 6,4%. Однако доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы еще не достигла предкризисного уровня, составив на 1.09.99  18,2% (на 1.08.98 - 25,4%).

Региональные банковские системы являются частью единой банковской системы  страны. Наряду с определяющими общими чертами и закономерностями развития  региональные банковские системы имеют в то же время и свои особенности, обусловленные состоянием экономической конъюнктуры рынка и местом в системе межрегиональных хозяйственных связей.

Применительно к региональной банковской системе можно утверждать, что она содержит следующие элементы:

- различные коммерческие  банки (мелкие, средние, крупные);

- кредитные учреждения;

- вспомогательные организации.

В последнее время вопросы  формирования и функционирования региональных банковских систем выходят на первый план. Процесс создания региональных банковских систем представляется в настоящее время как перспектива развития банковской системы страны в целом.

Ресурсы региональных банков в массе своей представляют собой  совокупные ресурсы банковской системы страны, закрепляя тем самым региональную структуру  банковской системы.

Банковская система представляет собой не случайный набор предприятий -

финансовых посредников. Среди множества финансовых институтов, осуществляющих  деятельность по перемещению средств от различных кредиторов к различным  заемщикам, банки занимают особое место в силу специфики своей деятельности и  особого статуса, свойственного только банкам. Возможность приобщения к банковскому сообществу получают только те финансовые посредники, которые осуществляют свою деятельность на основании специального разрешения

(лицензии) государственных  органов, определяющего круг специфических  операций банков.

Приобретая статус банка, и используя свои исключительные права проведения банковских операций, банки одновременно принимают на себя и исключительные обязательства перед обществом, которые выражаются в совокупности действий, направленных на достижение общих целей. В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", целью всех банков, действующих на территории РФ, является извлечение прибыли. Прибыль – это необходимое условие существования банка, определяющее стабильность его финансового положения на микроэкономическом уровне, а, следовательно, и  стабильность всей банковской системы страны на макроэкономическом уровне.

Получение прибыли является основной, но не единственной целью  деятельности  банков. С получением прибыли неразрывно связано достижение ликвидности и  платежеспособности, поскольку, привлекая ресурсы, банк принимает на себя  обязательства по своевременному и полному их возврату.

     Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Если банк

не выполнил своевременно свои обязательства перед вкладчиками, и об этом стало  известно, возникает лавинообразный отток депозитов и остатков на расчетных  счетах. Цель банковской деятельности состоит в поиске таких форм и способов  проведения операций, которые позволили бы банку правильно оценивать влияние  рисков на результаты своей деятельности и свести возможные потери к минимуму.

Проблема поддержания  и регулирования ликвидности, по-прежнему остается  серьезной в особенности для региональных банков (55% межбанковских кредитов и  депозитов адсорбируются 30 крупнейшими банками).

Большая роль отводится банкам в обслуживании потребностей региональных бюджетов. Основные направления взаимодействия региональных банков с экономикой региона в самом общем виде определяются Федеральным законом от 25 сентября 1997 года №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым, региональные банки во взаимодействии с региональными властями выполняют функции по организации

финансов, как на территории соответствующего территориального образования, так и за ее пределами.

Начало девяностых годов  было временем становления банковской системы и

рыночных преобразований в экономике города. Наиболее интенсивным  появление новых банков в Санкт-Петербурге было в начале 90-х годов.

Наряду с созданиемсамостоятельных банков быстрыми темпами развивалась  филиальная сеть иногородних банков. В настоящее время банковская система Санкт-Петербурга представлена 41 кредитной организацией, в том числе двумя небанковскими кредитными организациями. По состоянию на 1.05.2000 в Санкт-Петербурге действовало 57 филиалов иногородних банков (из них 48 филиалов московских банков). Сегодня концентрация банковских учреждений в Санкт-Петербурге говорит о том, что город стал одним из крупнейших финансовых центров страны.

Учитывая, что банковская система РФ сформирована по территориальному

принципу, можно выделить как минимум два уровня управления банковской

системой:

- федеральный, на котором  осуществляется управление банковской  системой в масштабах страны;

- региональный, на котором  осуществляется управление банковской  системой вмасштабах региона.

Подобное деление уровней  управления получило и законодательное  закрепление в Федеральном законе РФ от 2 декабря 1990 года №394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому в структуру Банка России включаются территориальные учреждения Банка России, которые создаются по экономическим регионам, в том числе и объединяющим территории несколькихсубъектов РФ.

Если говорить о проблемах функционирования банковской системы РФ,

начать, очевидно, следует  с традиционных недостатков отечественной  банковской системы: низкая капитализация, высокая  стоимость ресурсов, недостаточная конкурентоспособность, непрозрачность структуры собственности, слабое корпоративное управление.

«Депозитная пирамида», свидетельствуя о частичном восстановлении доверия  к банкам, создает определенные угрозы для устойчивого функционирования банков -их ресурсная база не может быть устойчивой, если клиент вправе в любой момент изъять вклад.

Основная нерешенная проблема - несбалансированность по срокам и  стоимости ресурсной базы, нехватка долгосрочных и устойчивых пассивов: доля обязательств со сроком исполнения менее 1 месяца превышает 80%.

Достаточно серьезно обозначилась проблема неравномерного распределения

финансовых потоков между  региональным и федеральным уровнями бюджетной системы. На бюджеты субъектов Федерации ложится основная нагрузка по финансированию социальной сферы.

К сожалению, продолжают эволюционировать и противоречия, сложившиеся в банковском секторе еще в начале 90-х. Прежде всего – неравномерность распределения кредитных организаций по регионам страны: на Москву приходится почти половина всех действующих банков; почти половина всех филиалов коммерческих банков находится за пределами регионов расположения самих коммерческих банков.

Степень обеспеченности населения  банковскими услугами в столице  в 2,5 - 3

раза выше, чем в среднем  по регионам. Правда, филиальная сеть распределена по территории России значительно более равномерно.

Открытие банковских филиалов в нынешних условиях - дело достаточно хлопотное и дорогостоящее. Этому, казалось бы, естественному и закономерному процессу нередко препятствуют местные административные органы, а иногда и главные территориальные управления Центрального банка РФ. В ряде регионов местные органы допускают некомпетентное вмешательство в дела банков, разделяя их на своих и чужих, включая и распределение клиентуры. Это ведет к недобросовестной конкуренции.

Банковская статистика показывает сложность и неоднозначность  процессов в региональной структуре банковской системы, которые обусловлены как

общеэкономическими факторами, так и региональными особенностями  развития.

Основные причины уменьшения количества банков - преобразование мелких банков в филиалы более крупных и отзыв лицензий из-за неспособности банка выполнять операции.

Между тем, как показывает практика, создание в регионах новых  банков и

упрочение их позиций тормозятся такими факторами, как недостаточное  развитие средств связи, сложившиеся прочные отношения между крупными региональными банками и промышленными предприятиями, сопротивление местных властей, отсутствие квалифицированных кадров, финансовых и материальных ресурсов.

Такое положение объясняется  и нестабильностью денежного  обращения в России, что негативно сказывается на регионах, удаленных от концентрации бюджетных средств, корпоративного капитала и частных сбережений. К этому следует добавить боязнь конкуренции, хотя одна из задач реформирования банковской системы в стране состояла именно в том, чтобы создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития банков. Поэтому региональные банки нуждаются в повышенном внимании со стороны Правительства РФ и Банка России и требуют необходимой разработки эффективной государственной программы поддержки региональных банков.

Заметим, что нет общепринятой концепции развития банковской системы  в

масштабах страны, хотя попытки  ее создания предпринимались учеными  не раз.

Отсутствие четкого представления  о том, какую банковскую систему  необходимо формировать и иметь в перспективе, неизбежно порождает высокий риск для всех структурных звеньев системы. В настоящее время Правительство РФ совместно с ЦБР целенаправленно занимается разработкой комплекса мер по реструктуризации банковской системы в течение достаточно длительного периода времени, исходя из имеющихся у государства и Банка России реальных финансовых возможностей по

поддержке российских банков, опыта работы Банка России по нормализации

деятельности финансово  нестабильных банков, подходов, реализуемых  при

реструктуризации банковских систем зарубежных стран, а также  рекомендаций специалистов, в том числе из международных финансовых организаций. Основные направления реформирования банковской системы страны нашли свое отражение в Программе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", одобренной Советом директоров ЦБР и Президиумом Правительства РФ

17 и 21 ноября 1998 года.

   

Методы государственного регулирования банковской деятельности.

Центральный банк РФ (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Уставный капитал и  иное имущество ЦБ РФ являются федеральной  собственностью.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:

1.  Защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной

способности и курса по отношению к иностранным валютам.

2.  Развитие и укрепление  банковской системы РФ.

3.  Обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов.

ЦБ РФ подотчетен Государственной  Думе Федерального собрания РФ.

Подотчетность означает:

  назначение на должность  и освобождение от должности  Государственной Думой по представлению Президента РФ председателя ЦБ;

 назначение на должность  и освобождение от должности  Государственной Думой членов Совета директоров ЦБ;

 представление ЦБ Государственной  Думе на рассмотрение годового  отчета, а также аудиторского заключения;  определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения

аудиторской проверки ЦБ;

  доклад председателя  ЦБ Государственной Думе о  деятельности ЦБ, проведение

парламентских слушаний о  деятельности ЦБ с участием его представителей.

Центральный банк в пределах полномочий, представленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности.

Высшим органом ЦБ является Совет директоров - коллегиальный  орган,

определяющий основные направления  деятельности ЦБ и осуществляющий

руководство и управление ЦБ.

В Совет директоров входят председатель ЦБ и двенадцать членов Совета директоров.

ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства  РФ.

Председатель ЦБ или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ.

ЦБ и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение; координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. ЦБ, являясь органом банковского регулирования и надзора:

1.    Не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных  организаций, но устанавливает обязательные для кредитных организаций правила:

     ¾  проведения банковских операций;

     ¾  ведения бухгалтерского учета;

     ¾  составления и предоставления бухгалтерской и

статистической отчетности.

2.   Имеет право запрашивать  и получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности.

3.   Регистрирует кредитные  организации в Книге государственной  регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций и отзывает.

4.   Вправе предъявлять  квалификационные требования к  руководителям

исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

5.   Вправе запрашивать  и получать информацию о финансовом  положении и

деловой репутации участников (акционеров,  кредитной организации  в случае  приобретения ими более 20% акций кредитной организации) и в случае   неудовлетворительного положения приобретателям отказать.

6.   В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  может

устанавливать им обязательные нормативы.

7.   Устанавливает методики  определения:  собственных средств,  активов,

пассивов и размеров риска  для каждого из нормативов с учетом международных  стандартов и консультаций с банками и банковскими ассоциациями.

8.   Устанавливает минимальный  размер резервов, создаваемых под

Высоко рисковые активы и размер валютного, процентного и иных рисков.

9.   Регулирует размеры  и порядок учета открытой позиции  банков по валютным   операциям и операциям с драгоценными металлами.

ЦБ имеет право проводить  проверки кредитных организаций, направлять им

обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их

деятельности нарушений, применять санкции к нарушителям, предусмотренные законом, получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций.

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных

организаций ЦБ РФ принял Инструкцию №59 «О применении к кредитным

организациям мер воздействия  за нарушения пруденциальных норм деятельности»  № 02-139 от 31.03.97.

При территориальных учреждениях  ЦБ создаются Надзорные органы, основной  задачей которых является регулирование деятельности кредитных организаций в  целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми  действующим банковским законодательством и ЦБ.

Надзорные органы применяют  к кредитным организациям меры воздействия  двух  типов:  предупредительные и принудительные.

     Банковское обслуживание физических и юридических лиц.

     Банковская деятельность - банковские операции, а также другие

сделки, разрешенные действующим  законодательством, для проведения кредитными  организациями помимо банковских операций.

     Банковские операции - сделки, являющиеся в соответствии с

законодательством исключительным предметом деятельности кредитной  организации  на основании выданной им лицензии, к ним относятся:

1.      Привлечение  денежных средств физических  и юридических лиц во вклады.

2.      Размещение  этих привлеченных средств от  своего имени и за свой счет.

3.      Открытие  и ведение счетов физических  и юридических лиц.

4.      Осуществление  расчетов по поручению физических  и юридических лиц, в  том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

5.      Инкассация  денежных средств, векселей, платежных  и расчетных

документов и кассовое обслуживание физических и юридических  лиц.

6.      Купля  - продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах.

7.      Привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов.

8.      Выдача  банковских гарантий.

Осуществление переводов  иностранной валюты по поручению  физических лиц без  открытия счета.

Помимо перечисленных, кредитная  организация вправе осуществлять следующие  сделки:

1.      Выдачу  поручительств за третьих лиц,  предусматривающих исполнение  обязательств в денежной форме.

2.      Приобретение  права требования от третьих  лиц исполнения обязательств  в денежной форме.

3.      Доверительное  управление денежными средствами  и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.

4.      Предоставление  в аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений или нахождение в них сейфов для хранения документов и  ценностей.

5.      Лизинговые  операции.

6.      Оказание  консультационных и информационных  услуг и т.д.

Кредитной организации запрещается  заниматься производственной, торговой и  страховой (кроме рисков) деятельностью.

Для реализации своих функций  банк:

1.   осуществляет разнообразные  операции и сделки, разрешенные  банковским  законодательством;

2.   использует различные  финансовые инструменты, отличающиеся  друг от друга  условиями, формой, сферой применения и т.д.

Все многообразие банковских операций и сделок можно разделить  на следующие  основные группы в зависимости от их содержания и ресурсов, задействованных  при их осуществлении:

Пассивные операции - операции, посредством которых банки

формируют и аккумулируют собственные и привлеченные финансовые ресурсы.

 Активные операции - операции банка по размещению от своего

имени  за свой счет привлеченных и собственных средств с целью  получения

дохода.

 Комиссионно-посреднические операции - операции, выполняемые

банками по поручению клиентов, за их счет и за определенную плату

(комиссионные), т.е. операции, дающие возможность банку получать  доход без использования собственных и привлеченных ресурсов.

     Пассивные операции являются исходными в деятельности

коммерческого банка, поскольку  банк сначала формирует свои ресурсы, а затем

размещает их среди заемщиков  на различных условиях. Это:

¾  формирование и увеличение собственного капитала банка

          акционерный капитал - уставный фонд;

        резервный капитал - служит для покрытия

возможных убытков и не предусмотренных в планах банков расходов;

         фонд накопления - используется для дальнейшего развития банка;

        специальные фонды и резервы;

¾  депозитные операции

 депозиты до востребования - денежные

средства, вносимые в кредитные  организации без указания срока  хранения, которые

в любое время могут  быть востребованы полностью или  частично;           срочные вклады - денежные средства, хранящиеся на счетах в течение определенного срока (до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти месяцев, от 6-ти до 9-ти месяцев, более года);

Существуют следующие  разновидности депозитов:

       сберегательные вклады - служат для накопления или вложения денежных средств. Используют различные формы вкладов:

·    выигрышные;

·    срочные;

·    на предъявителя;

·    рождественские;

·    до востребования и т.д

 сертификат - письменное свидетельство

банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право  вкладчика

(бенефициара) или его  правопреемника на получение  по истечении установленного

срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему;

 межбанковские депозиты - срочные вклады и

вклады до востребования, которые банки держат друг у друга, как правило

короткое время для:

·    осуществления  своих расчетов;

·    регулирования  уровня ликвидности банка;

·    получения дополнительных ресурсов;

 средства, зарезервированные на счетах для их расчетов, такие как:

·    аккредитивы;

·    лимитированные чековые книжки;

·    пластиковые  карточки и т.д.;

¾                    открытие расчетных,

текущих и иных счетов юридическим  и физическим лицам;

¾                    межбанковские кредиты

(ссуды, получаемые у  других банков);

Основные группы активных операций:

¾                    кредитные операции

- самая доходная статья банковского бизнеса, за счет которой формируется

основная часть прибыли  банка.  Кредитные операции можно  классифицировать следующим образом:  по срокам (онкольные - до востребования;

срочные - до 1 года, от 1 до 3 лет, свыше 3 лет)

по характеру обеспечения (необеспеченные

- бланковые или персональные; обеспеченные - выдающиеся под залог либо

имеющие гарантию оплаты);

 по размерам ссуды (мелкий кредит, средний, крупный);

 по категориям заемщиков и кредитов:

·    межбанковский кредит - предоставляется одним банком другому;

·    банковский кредит - ссуды торгово-промышленным предприятиям;

·    потребительский кредит - ссуда частным лицам;

·    муниципальный кредит - предоставленный органам местного самоуправления;

·    государственный кредит - финансирование за счет федерального бюджета;

·    международный кредит - предоставляется субъектом-резидентом

одного государства другому, являющемуся нерезидентом (фирменный, банковский, государственный);

  в зависимости от целей кредитования:

·     ссуды на капитальные вложения - производственные основные фонды;

·    ссуды на временное пополнение недостатка средств - оборотные средства;

·    ссуды на потребительские цели;

·    ссуды на фондовые операции - для участников бирж с ценными бумагами;

  по способу взимания процентов:

·    проценты удерживаются в момент предоставления ссуды;

·    проценты удерживаются в момент погашения кредита;

·    проценты выплачиваются равномерными взносами на протяжении всего

срока кредита;

·    плавающая процентная ставка (ролловерный кредит);

·    прогрессивная ставка;

·    регрессивная ставка;

                       Этапы выдачи кредита.                      

     Заявка и интервью с клиентом.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, отчет о движении кассовых поступлений, прогноз

финансирования, налоговые  декларации, бизнес-планы. Заявка поступает  к

кредитному работнику, который  проводит беседу с руководством предприятия. Он

должен точно определить уровень руководства и порядок  ведения дел, обговорить

тонкости выполнения обязательств.

     Изучение кредитоспособности и оценка риска.

Если после интервью решено продолжить работу с клиентом, то документы

передаются в отдел  по анализу кредитоспособности. Там  проводится углубленное

и тщательное обследование финансового положения  компании-заемщика, при этом

экспертам предоставляются  очень широкие полномочия.

     Подготовка к заключению договора.

Этот этап называется структурированием  ссуды, на котором  определяются

основные характеристики ссуды: вид кредита, сумма,  срок,  способ погашения,

обеспечение, цена кредита.

     Кредитный мониторинг.

Контроль над ходом  погашения ссуды и выплатой. Он заключается в периодическом

анализе кредитного досье  заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка,

оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

¾                 депозитные операции с Банком

России и коммерческими  банками;

¾                 факторинговые операции

коммерческих банков (факторинг - это переуступка факторинговому

отделу банка неоплаченных долговых обязательств, возникающих  между

контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого

кредита в сочетании с  элементами бухгалтерского, информационного, страхового, юридического и другого обслуживания клиента):

 внутренний;  внешний; открытый; закрытый ;с правом регресса; без права регресса; без кредитования; с кредитованием;

¾      лизинговые операции коммерческих

банков ( лизинг - это вид инвестиционной деятельности по

приобретению имущества  и передачи его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем):

        оперативный лизинг (с неполной окупаемостью);

         финансовый лизинг (с полной окупаемостью);

         возвратный лизинг;

         прямой лизинг;

         лизинг по остаточной стоимости;

        чистый лизинг;

         мокрый лизинг;

         раздельный лизинг;

¾                 фондовые активные операции банков.

Основные операции комиссионно-посреднических операций:

¾   расчетно-кассовоеи обслуживание клиентов - операции, выполняемые банками при выдаче (внесении) денежных средств со счетов (на счета) клиентов из кассы банка;

¾   безналичные расчеты по поручению клиентов:

  расчеты платежными поручениями - поручение клиента своему

банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя; расчеты платежными требованиями-поручениями -  требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в его адрес расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставляемой по договору продукции, выполняемых работ, услуг; расчеты аккредитивами (аккредитив - вид банковского счета,используемый для расчетов между предприятиями за счет специально забронированных ими средств) - покупатель поручает своему банку произвести за

счет собственных средств, депонированных в банке, или ссуды  банка оплату счетов за товары, услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

Виды аккредитивов:

·  с точки зрения возможности  изменения - отзывной, безотзывной;

·  с точки зрения их использования в расчетах с поставщиками - простые,

переводные;

·  с точки зрения возможности  возобновления аккредитива - невозобновляемый, возобновляемый;

·   точки зрения покрытия валютой - непокрытые, покрытые;

·  с точки зрения обусловленности  выплаты - документарный или

гарантированный, денежный;

 расчеты чеками - владелец чека (чекодатель) дает письменное

распоряжение своему банку  перечислить определенную сумму  денег, указанную в

чеке, получателю средств (чекодержателю). Различают следующие чеки:

именные; ордерные; предъявительские;  инкассовая форма расчетов инкассо - банковская

операция, при которой  банк поставщика-экспортера по поручение  своего клиента и на основании полученных от него инструкций (инкассового поручения) получает платеж или подтверждение (акцепт) о том, что денежная сумма будет выплачена в

установленный срок, и зачисляет  ее на счет поставщика). Применяется  в двухформах:

чистое инкассо - оплата товара финансовыми

документами (векселя, чеки ПП и т.д.) без предоставления от

поставщика-экспортера коммерческих документов (счет-фактура, отгрузочные  и т.д.)документарное инкассо - оплата товара производится

финансовыми инструментами  только против коммерческих;

¾   посреднические операции с имуществом клиентов:

брокерская деятельность - в качестве

финансового брокера на рынке  ценных бумаг  выполнение банком посреднических функций при купле - продаже ценных бумаг за счет и по поручительству клиента на основании договора комиссии или договора-поручения;

 клиринговая деятельность -

деятельность, включающая сбор, сверку, корректировку информации, подготовку бухгалтерских документов по сделкам с ценными бумагами и их зачету по поставкам ценных бумаг  и расчетам по ним;

 доверительная деятельность;  депозитарная и др.;

¾  выдача условных обязательств (банковских гарантий, аваль, векселей и т.д.)

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой - важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему. Реформа кредитной системы 1987 - 1990-х годов вызвала к жизни новые коммерческие банки и внесла элементы конкуренции в банковскую сферу.

Известно, что ведущие  коммерческие банки стремятся выполнять  широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Эффективная гибкая система  банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

На ряду с выполнением  традиционных банковских услуг населению  – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения - современные банковские институты в нашей стране выполняют также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

Значение активизации  роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.

Для нашей страны в условиях общей экономической нестабильности, инфляции, огромного бюджетного дефицита создание множества банков, реорганизация банковской системы и т.д. со всей остротой встает вопрос страхования банковской деятельности, обеспечение интересов клиентов банков.

Система депозитного страхования - это комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов от их потери владельцем в случае банкротства коммерческого банка.

Система в той или иной форме существует практически во всех странах рыночной экономики и стала неотъемлемой частью их банковской системы.

С учетом отечественной специфики  создание системы страхования депозитов призвано решать следующие основные задачи:

1. Создание гарантий, главным  образом, мелким вкладчикам;

2. Формирование на этой  основе реального механизма предотвращения  кризиса банковской ликвидности и массового изъятия средств с депозитных счетов в случае неблагоприятной конъюнктуры и банкротств банков.

Немаловажное значение могут  иметь также "сопутствующие" результаты введения СДС. Прежде всего, большая надежность банковской системы положительно влияет на общее состояние экономики. Появление в системе депозитных отношений третьего участника, берущего на себя долю риска и, следовательно, имеющего основания проявлять интерес к организации банковской деятельности, создает дополнительные возможности для регулирования банков и для более сбалансированного распределения риска между ними и клиентами. А это значит, что страхование способствует абсолютному и относительному росту депозитов. А их рост относительно общей величины денежной массы приводит к росту денежного

мультипликатора, что повышает эффективность воздействия регулирующих решений ЦБ на функционирование денежно-кредитной сферы.

Современные приемы и методы страхования работы банков, использование

гарантий, поручительств  не всегда могут быть реализованы  в полном объеме, в связи, с чем возникает вопрос необходимости серьезного изучения передового зарубежного опыта и внедрение наиболее ценного в банковскую практику.

Надежность коммерческих банков является одним из решающих элементом их деятельности.

Одной из важных мер по обеспечению  надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами.

Наиболее значимый государственный  институт, предоставляющий подобного  рода услуги - это Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), которая страхует каждого вкладчика коммерческого банка или ссудно-сберегательной ассоциации. Все коммерческие банки и сберегательные институты за редким исключением делают взносы в ФКСД.

За счет этих средств и  осуществляется выплаты вкладчикам обанкротившихся банков. В настоящее время значение ФКСД заключается в том, что эта организация придает уверенность вкладчикам в стабильности банковской системы и устраняет возможность цепочки банковских банкротств, что в свою очередь, могло бы негативно сказаться на состоянии денежного обращения, в частности вызвав неконтролируемые колебания массы денег в обращении.

Принимая вклады и "осуществляя  тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам.

Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.

Известно, например, что бухгалтерскую  помощь, консультации, различные

посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать

специальные предприятия  и агентства. Поэтому можно также  заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции- операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.

Такое положение связано  с тем, что на рынке банковских услуг в условиях

рыночного хозяйства возникает  серьезная конкуренция.

Появление на рынке новых  продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источники доходов. Именно поэтому, особенно быстро за последние годы с предъявлением новых требований к работе, банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент, а также развивать не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для

банка услуги.

     Предоставление банковских услуг частным  лицам  на примере Альфа-Банка.

Альфа-Банк - крупнейший частный  банк России, успешно работающий с 1990 года.

В настоящее время Альфа-Банк является высокотехнологичным универсальным банком, предоставляющим полный комплекс услуг корпоративным и частным клиентам. Банк входит в число самых надежных и диверсифицированных финансовых структур России.  Альфа-Банк входит в пятерку крупнейших финансовых структур России по величине активов и собственного капитала. Альфа-Банк предоставляет частным лицам и компаниям малого бизнеса следующие услуги:

  1        открытие и ведение личных банковских счетов в рублях и валюте;

     2        срочные вклады в рублях и  валюте;

     3        проведение расчетов в рублях  и твердых валютах;

     4        выдача и обслуживание пластиковых  карт международных платежных

систем Visa и MasterCard;

     5        осуществление переводов без  открытия счета;

     6        проведение валютно-обменных операций;

     7        операции с банковскими чеками;

     8        операции с международными дорожными  чеками Visa, Thomas Cook,

American Express;

     9        перевод денег с помощью Western Union;

     10   прием  средств физических лиц под  простые векселя Банка;

     11   брокерское  обслуживание и трастовое управление  ценными бумагами;

     12   депозитарные  услуги;

     13   хранение  ценностей в индивидуальных сейфах  с гарантией безопасности и

полной конфиденциальности;

     14   начисление  и выплата заработной платы  с использованием пластиковых  карт;

     15   оплата  коммунальных платежей;

     16   оплата  услуг сотовой сети «БИЛАЙН»;

     17   индивидуальные  сейфы;

     18   пенсионные  программы.

    

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных  хозяйственных укладов. До революции  и во времена НЭПа банковская система  России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем  наступил период огосударствления собственности  всех хозяйствующих субъектов, централизации  управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие  изменения.

В связи с проведением экономических  реформ рыночного типа в конце 80-х  годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков. Как грибы после дождя начинают появляться новые коммерческие банки.

За  период 1990-1993 годов число коммерческих банков на территории России возросло более чем в 18 раз. В последнее  время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности  экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с  тем, что более жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются минимальные размеры  уставного фонда, денежно-кредитный  рынок насыщается традиционными  банковскими услугами, возрастает конкуренция  в банковской сфере, ограничителем  для создания новых банков выступает  и нехватка высококвалифицированных  специалистов. Главным же в дальнейшем развитии банковской системы все  больше будет становиться ее качественное совершенствование.

Катастрофы банков - неизбежная реальность во всем мире. Не успела отшуметь история с банкротством британского инвестиционного банка Barings PLC, как во Франции были обнародованы подробности финансового кризиса  широко известного банка Credit Lionnais. Главная  причина, приводящая банки к катастрофам, - это, говоря языком медицины, развитие их внутренних болезней. Ими поражены и многие банки России, где в  силу сочетания ряда условий складывается особенно неблагоприятная ситуация. В 1994 году в рамках полномочий по надзору  Центральный банк отозвал лицензии у 65 коммерческих

банков, а в 1995 году ( по состоянию на середину марта) - уже  у 41 банка. Тучи продолжают сгущаться - и не только над мелкими банковскими  учреждениями. Рассмотрим кратко неблагоприятные  условия, в которых работают отечественные  банки.

Во-первых, коммерческий банк относиться к наиболее сложному типу организационно-экономических  и социальных систем. С одной стороны, это -специфическое кредитно-финансовое учреждение, которое должно постоянно  обновлять используемые информационные технологии для повышения качества выполнения операций на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на массовое обслуживание клиентов. В этой системе важно уже не только качество услуг, которое благодаря современным технологиям можно сделать очень высоким, но также трудоемкость и себестоимость выполнения основных операций. От качества функционирования этой системы зависит прибыль и другие результаты.

Функционирование  обеих систем обеспечивает еще одна - социальная. Банк - живой организм, который состоит из отдельных  работников, свойства и качества которых, как казалось бы, должны суммироваться  в некий общий результат. Однако результат деятельности банка на самом деле - это далеко не сумма  свойств и качества его работников. Социальная система, вбирая в себя элементы, приобретает и новые свойства, возникающие в процессе взаимодействия его элементов. А эти свойства могут быть направлены и не на пользу банку, хотя никто из работников в  отдельности или его руководителей  зла своему банку не желает.

Во-вторых, объективные  условия для возникновения болезней российских банков создал их стремительный  рост. В реальной жизни (и не только в живой природе) наблюдается  обратная зависимость между скоростью  роста системы и ее качеством, выражающимися, например, в надежности или прочности конструкции. Правда, медленно развивающиеся системы  необязательно оказываются качественными, но это уже иной вопрос. Самым  старым нашим коммерческим банкам лишь несколько лет от роду, а размеры  многих из них впечатляют. Но ведь 3,4 или 6 лет - это не 30-50, и у многих российских банков не может быть настоящего прочного фундамента. Даже те коммерческие банки, которые возникли на месте  бывших государственных, сегодня являются молодыми рыночными структурами. Причем в новую экономику они принесли с собой не

только полезные старые связи и возможности, но и  некоторый старый багаж трудностей, от которых не всегда просто избавиться. Так что все наши коммерческие банки - молодые рыночные структуры  независимо от истории их создания, и нам предстоит еще быть свидетелями  внезапного падения не одного их них. Однако неожиданным такое падение  будет лишь для публики и некоторых  работников этих банков. На самом деле в скрытых формах движение к таким  катастрофам уже идет, непрерывно ускоряясь. Такова плата за быстрое  и некачественное строительство.

Есть и третья причина, о которой неприятно  говорить, носящая типично российских характер. Это-неблагоприятная атмосфера, создаваемая нашим слишком сильным  в административном отношении государством вокруг коммерческих банков. Но если две  первые указанные выше следует признать результатом объективных трудностей, то к третьей это отнести нельзя. Очевиден парадокс: государство, объявившее о своей приверженности курсу  рыночных реформ, всеми путями сдерживает развитие важнейшего рыночного механизма -банков, который, несмотря ни на что, является сегодня наиболее ценным достижением  россиян на пути к реальным рыночным отношениям. Борьба государства против коммерческих банков противоречит национальным интересам России и в перспективе  выиграна им быть не может, хотя и способна усугубить и без того немалые  проблемы банков.

Если вернуться  к первой проблеме, то очевидно, что  ее одной вполне достаточно для возникновения  многих болезней коммерческих банков, поскольку болезни - естественный спутник  любой действующей системы. Специалистам известен ряд общих болезней, преследующих фирмы и компании, независимо от специфики их деятельности и национальной принадлежности. Например, болезнь, названная "синдромом большого бизнеса", поражает крупнейшие компании в США, Западной Европе и в Японии. Она возникает всегда, как только масштабы бизнеса перестают соответствовать применяемым компаниями системам управления и, в частности, внутренним структурам, методам организации бизнеса в целом. Ведь неслучайно такие крупные банки, как упоминавшийся Credit Lionnais, начинают стремительно и порой неразборчиво обрастать сомнительными активами.

Кроме общемировых  болезней, описанных в литературе наряду с накопленным опытом их лечения, есть типично российские Среды. Это, в частности, похищение средств  с помощью поддельных чеков, как  это произошло,

например, недавно  в Международном Московском банке  на сумму 660тыс.$ Такое можно осуществить  только при вполне определенном состоянии  банковской системы. Здесь диагностикой и лечением надо заниматься, опираясь лишь на российскую практику. Запад  нам ничем не поможет и вряд и чему научит. Там подобных болезней в российском варианте просто нет. Что  же касается ссылок на аналогии со странами, в чем-то схожими с сегодняшней  Россией, то здесь следует проявлять  осторожность. Ведь нет ничего опаснее, чем применение типовых решений, разработанных для других условий  и не адаптированных для России.

Помимо названных, есть еще специфические банковские болезни. Они обусловлены особенностями  банков, взаимодействием внутренних систем и структур банков, применяемых  ими методов управления и даже имиджем и положением банков в  российском обществе

Названные выше три  группы болезней образуют достаточно мощный букет. Можно утверждать, что  абсолютно здоровых банков нет и  быть не может. Вместе с тем, из таких  болезней не стоит делать трагедию. Надо смотреть правде в глаза, а значит, постоянно или периодически заниматься диагностикой и вовремя проводить  квалифицированное лечение. Конечно, здесь есть проблема - кому ми как  лечить? Правильно ее понять - значит сделать важный шаг к излечению.

Не надо строить  иллюзий насчет того, что любой  опытный банкир способен разобраться  во всех болезнях своего банка и  вылечить его. Никакой природный  ум, даже хорошо развитый в процессе учебы в престижном специальном  учебном заведении, не может предложить нечто, заменяющее знания и опыт, накопленные  другими людьми в специфической  области. Ведь квалификация - понятие  относительное, и все мы в чем-то профессионалы, а в чем-то - дилетанты. Не приходит же нам в голову при  возникновении проблем с собственным  здоровьем самим делать себе медицинские  анализы. Правда, самолечением все же многие в какой-то мере занимаются, но, как правило, - по результатам  диагностики, выполненной профессионалами. Точно так же диагностикой и лечением банковских болезней должны заниматься специалисты, а дело руководителей  банков - создавать для этого условия.

Стоит лет приглашать для лечения банков зарубежных специалистов? Что касается точной диагностики, то они вряд и смогут помочь. Ряд  общемировых болезней бизнеса они  действительно могут знать, а  вот знают ли они специфику  протекания таких болезней в российских условиях - это большой вопрос. Банкирам следует учитывать, что западные специалисты обычно смело берутся

помогать (за хорошие  деньги), даже когда и не знакомы  с нашей спецификой. Логика здесь бывает часто проста: раз российский бизнесмен приглашает для проведения такой работы и хорошо за это платит, то почему бы и не поучиться специфике работы в российских условиях. Глядишь - через какое-то время это постигнешь. Тогда и в своей стране можно прослыть экспертом по России, что сейчас модно и прибыльно.

Иностранные специалисты  могут быть полезны лишь тогда, когда  уже точно известно, о какой  болезни идет речь, какие структуры  в банке, элементы или технологии надо изменить и какое зарубежное средство здесь полезно применить. Это могут быть как отдельные  технические и программные средства, так и целые банковские технологии. Однако нужный результат должен быть продуман и просчитан заранее, а  в контракте с зарубежной фирмой следует четко оговорить не только установку в банке рекомендуемой  ею системы, но также ее внедрение  и выведение на необходимый уровень  эффективности в реальных рабочих  условиях.

Возможно, некоторым  крупным банкам хотелось бы иметь  собственную службу, которая занималась бы оздоровлением банковского организма. В принципе - это возможный путь, но тут надо учитывать, что самые  квалифицированные специалисты  в штаты таких служб не придут. Дело в том, что сильным профессионалам нужны определенная Среда и условия. Им необходимо быть независимыми от руководства  банка ( в смысле своего должностного положения). Только тогда они могут  говорить правду, а не только то, что  руководители хотели бы слышать. Нужна  также постоянная и разнообразная  практика, чтобы иметь хорошую  базу сравнения различных ситуаций. Так что собственных специалистов иметь можно, но для серьезной  диагностики обязательно следует  привлекать независимых профессионалов.

Могут возразить, что  привлекать со стороны людей, которым  придется показывать банк изнутри, опасно. Это резонно. Незнакомых людей допускать  к подобным делам не стоит. Здесь  следует руководствоваться двумя  правилами. Первое - искать действительно  профессионалов, имеющих за плечами  по крайней мере десятилетний опыт такой или аналогичной работы. Полезно выяснить, какие серьезные  работы выполнялись ими в прошлом, какова их репутация в своей профессиональной среде, какие результаты своей работы публиковали и с какими идеями выступали среди коллег. После  такого анализа риск неприятных последствий  от привлечения незнакомого специалиста  резко уменьшится. И второе правило: надо начинать с малого, постепенно присматриваясь и привыкая

к специалисту. Полезно  стараться не терять его из поля зрения, периодически поручая хотя бы небольшую работу. Иначе говоря, такие специалисты как врачи, адвокаты и представители некоторых  других профессий, нужные бизнесменам, должны постоянно находиться в поле зрения банкира, заботящегося о здоровье своего банка.

  РЕШЕНИЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ-ПУТЬ  К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ БАНКОВ

Развитие  банка должно опираться на решение  и других чрезвычайно важных проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:

1) взаимоотношения между банками  и государственной властью:

2) антимонопольная политика и развитие  конкуренции в банковской сфере;

3) банк и собственность;

4) взаимодействие коммерческих банков  с Центральным банком;

5) направления банковской политики;

6) кадровый потенциал банков;

7) научные основы банковской деятельности. Что может и что должно сделать  государство для развития банковской  деятельности, каковы должны быть  обязательства банков по отношению  к государству? Согласно закону  а банках они "не отвечают  по обязательствам государства,  государство не отвечает по  обязательствам банков, кроме случаев,  предусмотренных законами РСФСР". Это, однако, не означает, что государство  и банки разделены "китайской  стеной". Напротив, они тесно взаимодействуют.

Прежде  всего во всяком государстве создаются  правовые основы банковской деятельности, задача государства состоит при  этом в том, чтобы законы "работали". В жизни, однако, эти законы реализуются  не полностью: Центральный банк не выполняет  свою главную задачу по обеспечению  устойчивости рубля (как уже отмечалось, государство, по существу, вопреки закону встало на инфляционный путь); коммерческие банки в нарушение закона зависимы от органов власти в части принятия ими решений, связанных с проведением  банковских операций. Законодательная  и правоохранительная функции государства  должны соблюдаться в полной мере, иначе зачем обществу нужны законы, которые не реализуются на практике. Собственно, нормально банки могут  развиваться только тогда, когда  в стране создано прочное денежное обращение и функционирует стабильная политическая государственная власть, юридически и экономически не ущемляющая интересы хозяйства и банков.

Коммерческие  банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но и главным  образом экономическая. Как известно, в настоящее время коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся  им по "наследству". Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении, существуют, как известно, слабые хозяйства, с  низким уровнем кредитоспособности. Кредитные отношения с такого рода хозяйственными организациями  ненадежны, сопряжены с повышенным риском. Словом, с позиции банка  как предприятия - это малопривлекательная  клиентура. С позиции народного  хозяйства, однако, ряд структур является жизненно необходимым, без их функционирования общество не может нормально существовать, поэтому нуждается в банковской поддержке. Где же выход из этого противоречия? Выход, бесспорно, есть, и традиционно такая дилемма разрешается не за счет коммерческого банка, его принуждения кредитовать клиента или выполнять те или иные операции, как говорят, "себе в убыток", а при поддержке государства. Государство, заинтересованное к примеру, в развитии производства продуктов питания, легкой промышленности, сельского хозяйства, берет на себя дополнительное, в их взаимодействии с банками, материальные гарантии. Их может быть несколько. Прежде всего есть категория дешевых кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий банк кредитует предприятия по сниженной процентной ставке, а государство (бюджет) компенсирует ему разницу, между тем, низким уровнем процента, который могут платить предприятия, и ссудным процентом, который складывается на рынке. Возможен и другой вариант, когда бюджет передает коммерческому банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих случаев речь идет о специально утверждаемой государством программе (национальной или региональной), которая финансируется банками, получающими соответствующую правительственную поддержку. Никто не остается в накладе: народное хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно необходимых отраслей, коммерческие банки не только не теряют своего коммерческом интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии государства, с большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами.

В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции) банки осторожно относятся к  потребностям бюджета, ограниченно  участвуют в кредитовании его  расходов. Банковское содействие государственным  программам развития экономики страны осуществляется не путем огульного  кредитования большей части расходов государственного бюджета и его  колоссального дефицита, а посредством  приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а также  на основе кредита, его срочности  и платности, изыскивая, как уже  отмечалось, источники для компенсации  снижения доходности коммерческого  банка.

Важным  инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась также  налоговая политика. В целом она  должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.

Рациональной  в этой связи была бы дифференциация ставок налогообложения применительно  к отдельным банкам, особенно на первоначальном этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли, направляемой на расширение деятельности, приобретение оборудования, инвестиций в производство, пересмотра положений, регламентирующих перечень расходов, относимых на издержки банка. В условиях резкого обострения проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.

Наконец, в переходный период банки особенно нуждаются в прямых государственных  инновационных программах, предусматривающих  развитие банковского дела, в том  числе посредством разработки и  внедрения в практику новых научных  рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка на отдельных этапах его функционирования.

Разумеется, банки несут свою ответственность  перед государством. Их вкладом в  экономику является ускорение производства посредством денежно-кредитных инструментов. Перед законом банки отвечают при этом прежде всего по двум направлениям: во-первых, они должны держать обязательные резервы в Банке России, иметь  свой страховой и резервный фонды, соблюдать установленные экономические  нормативы, и, во-вторых, хранить тайну  по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Здесь не должно быть иллюзий: во всем мире за банками организован довольно жесткий контроль.

Важно, однако, чтобы центральные банки  не мешали коммерческим учреждениям, обслуживающим  народное хозяйство, выполнять свои операции, не вмешивались административно. По свидетельству коммерческих банков, выступивших в сентябре 1991 года на Ассамблее российских коммерческих банков, попытка командовать ими  не изжила себя. Разумеется, речь здесь  не идет о той мелочной опеке, которая  исходит от Центральном банка (коммерческие банки жалуются, к примеру, на то, что при их регистрации выдвигаются  все новые и новые мелочные требования, установлена унизительная процедура и проч.). При всей важности этих замечаний, не в них дело, а  в том, что эмиссионные банки  довольно часто меняют свои экономиче  ские нормативы, что существенно  отражается на финансовой стороне банковской деятельности. Неустойчивость поведения  центрального банка, частая смена его  важнейших экономических нормативов приводят к финансовым потерям коммерческих банков, делают неуверенной их денежно-кредитную  политику. Коммерческие банки нуждаются  в равных условиях при покупке  централизованных ресурсов посредством  создания системы кредитования.

Неуверенность Центрального банка проявляется  не только на уровне взаимоотношений  с деловыми банками, но и на макроуровне, его денежная (эмиссионная) политика грозит свести на нет все усилия по преодолению торможения общественного развития еще больше дестабилизировать экономику. За все годы, прошедшие с начала реконструкции наших производственных отношений, общество так и не увидело жесткой линии государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало слова протеста против "затратной" политики государства, оказываемого на него политического давления как эмиссионного центра, призванного укреплять денежное обращение. Создается впечатление, что наш эмиссионный банк так и не освободился от своего положения младшего брата, которому можно в любой момент приказать выполнять политику центра, даже если она не соответствует интересам укрепления денежного обращения.

Не  исключено поэтому, что обществу придется обсудить идею надзора за банками, более обстоятельно поработать над банковским законодательством.

Вторая  проблема, которая заслуживает обстоятельного анализа, это антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере. В условиях переходного периода  важнейшим элементом экономической  политики должно быть дальнейшее разрушение монополизма, разгосударствление собственности  на банковский капитал. Несмотря на мероприятия, проведенные в течение двух этапов банковской реформы, реорганизация  банковской системы в полной степени  не завершена. Необходимо и далее  реформировать банки-гиганты с  централизацией управления, слабой хозрасчетной самостоятельностью низовых кредитных  учреждений, сдерживающих банковский прогресс, в конечном счете упраздняющих конкуренцию в банковском деле; целесообразно  было бы преобразовать такие банки- гиганты в специальные структуры, действующие в виде специальных  государственных фондов поддержки  хозяйств в переходный период. Не выступая против крупных банковских структур вообще, важно здесь заметить, что  их существование возможно только при  условии полной хозрасчетной самостоятельности  их подразделений. Наиболее емкими по степени регулирования денежного  оборота должны выступать средние  банки, обладающие равными возможностями  при формировании материальной базы, покупке ресурсов в долг и т.п.

Необходимо  иметь в виду, что по своей природе  банки как элементы рыночной структуры - это конкурирующие предприятия. Их сеть поэтому должна быть существенно  расширена. В районах целесообразно  запретить деятельность только одного банка, законодательно в них должно функционировать несколько банков. В интересах конкуренции важно  и еще одно условие.

Рыночная  экономика может развиваться  в полной мере на основе многообразных  по своей деятельности банков (деловых, сберегательных, ипотечных, обществ  взаимного кредита, кредитной кооперации и пр.). В перспективе банки в интересах повышения эффективности своей деятельности, с другой стороны, могут функционировать как группы, объединяющие страховые, аудиторские, информационные общества, биржи, лизинговые и факторинговые компании.

Во  всех этих случаях представляется, что сфера государственного участия  в банковском деле должна быть сохранена, однако в основном она должна концентрироваться  на формировании банковских структур, обеспечивающих реализацию государственных  программ.

В целом принципиально важно, чтобы  банк как коммерческое предприятие  функционировал на базе разнообразных  форм собственности, где каждая из них  равноправна по отношению друг к  другу как на стадии открытия кредитных  учреждений, так и в процессе их функционирования. С позиции собственности  в банковской сфере в стране поэтому  могут развиваться самые разнообразные  типы банков; акционирование их капитала, однако, должно пойти более высокими темпами, создавая большую заинтересованность в повышении результатов банковской деятельности. Концептуально важно  также, чтобы были созданы экономические  условия для привлечения иностранного банковского капитала, совместных банковских структур, формирования свободных банковских зон, которые не только содействуют  развитию регионов, но и снижают  бремя государственных расходов, создают стабильный канал валютных поступлений, расширяют ссудный  фонд.

Существенной  задачей является дальнейшее развитие структуры собственности в банковском деле. Видимо, в перспективе необходимо пойти по пути снижения доли государственной  собственности (в прямой и скрытой  форме), дальнейшей диверсификации форм собственности (образование коммунальных, частных банков и др.), формирования смешанной формы собственности  республик на банковский капитал  и, что немаловажно, - повышение доли мелких акционеров в уставных фондах.

Важно, чтобы с учетом развития конкуренции  и в интересах своей большей  стабильности банки признали целесообразным на консолидированной основе создать  фонды поддержки как на уровне экономического региона, так и в  целом. Перспективными на данном этапе  становятся банковские союзы, лига коммерческих банков России, координирующие деятельность по реализации программ общебанковском характера, исследующие перспективу  развития банковского продукта.

Важно, однако, чтобы создание банковских объединений, союзов не приводило к  усилению монополистических тенденций  в банковской сфере, в большей  степени содействовало объединению  усилий для сохранения единства экономики  страны по созданию благоприятных условий  для развития предпринимательства. Можно согласиться с тем, что  банковские союзы во многом могли бы способствовать решению крупных проблем развития банковского дела, в том числе приданию ему современном облика и интеграции в мировое сообщество.

Определенные  изменения необходимо осуществить  и в банковской (кредитной) политике. К сожалению, современная кредитная  политика не выполняет своего стабилизирующего воздействия на денежное обращение, она в значительной мере направлена на поддержание расходов бюджета  и его огромного дефицита. На сегодняшний  день продолжатся бюджетная эмиссия, насыщающая хозяйственный оборот излишними  деньгами, не имеющими материального  обеспечения. Печатный станок включен  на полную мощность, и если мы не приостановим его работу, то это в конечном счете может привести к возникновению  новых диспропорций в общественном развитии.

 

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют  положение в банковском секторе  России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а  наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие  к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной  экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие  банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики. Повысился интерес крупных  банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и  конкурентноспособные на мировом уровне производства.

Важнейшими  направлениями развития банковского  сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с  банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское  дело затрагивает в конечном счете  ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в  современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет  на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная  из составляющих той основы, на которой  сохраняются и приумножаются  средства Акционеров и Клиентов.

 Список литературы

1.       Банковское  дело: Учеб. пособие. - СПб.: СПБГИЭА, 2000.

2.       Банковское  дело: Учебник / Под ред. О. И.  Лаврушина, М.: "Финансы и

статистика", 2001.

3.                 «Банковское дело», Москва, Банковский  и биржевой научно-

консультационный центр, 1993.

4.                 Банковское дело в Москве №12 (48), 1998.

5.                 Банковское дело в Москве №4 (100), 2003.

6.       «Бизнес  и банки», Москва, Банковская газета, №2, 2000.

7.                 «Бизнес и банки», Москва, Банковская  газета, №12, 1998.

8.                 «Вопросы экономики» № 9, 1989.

9.                 Симановский А.Ю. " Финансово-банковский  сектор российской

экономики. " гл. 2, Москва, 1995.

10.             Усоскин В. М. Современный коммерческий  банк: Управление и

операции. М., 1994.

    


 


Информация о работе Банковская система РФ. Региональная банковская система