Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 03:49, курсовая работа
Библиотеки высших учебных заведений играют важную роль в обеспечении учебного процесса. Библиотека сегодня является активным экономическим агентом, производя закупку литературы исходя из потребностей ВУЗа. Одним из аспектов функционирования библиотек является эффективное управление библиотечным фондом, то есть регулирование его состава, объема и структуры в соответствии с задачами библиотеки и потребностями пользователей [1]. Обычно в ВУЗовских библиотеках заказы на покупку определенных объемов литературы, обеспечивающей учебный процесс, исходят от кафедр. О
Книгообеспеченность
учебного процесса.
Два подхода к расчету коэффициентов книгообеспеченности
Тимонина Л. С.
Библиотека Международного университета
природы, общества и человека "Дубна",
Дубна, Россия
Библиотеки высших учебных заведений играют важную роль в обеспечении учебного процесса. Библиотека сегодня является активным экономическим агентом, производя закупку литературы исходя из потребностей ВУЗа. Одним из аспектов функционирования библиотек является эффективное управление библиотечным фондом, то есть регулирование его состава, объема и структуры в соответствии с задачами библиотеки и потребностями пользователей [1]. Обычно в ВУЗовских библиотеках заказы на покупку определенных объемов литературы, обеспечивающей учебный процесс, исходят от кафедр. Однако ситуация, при которой кафедры отслеживают наличие, актуальность и соответствие требованиям по аккредитации и лицензированию рекомендованной по всем своим дисциплинам основной и дополнительной литературы, это идеальный вариант взаимодействия подразделений ВУЗа, практически неисполнимый на практике. Поэтому платформой для принятия решений ответственным за комплектование фондов лицом о покупке определенных наименований учебной литературы в определенном количестве, наряду с заказами кафедр, служат коэффициенты книгообеспеченности для отдельных дисциплин и блоков дисциплин. Книгообеспеченность как понятие –– это определение числа экземпляров книг, отобранных по разным критериям, в расчете на одного студента, по направлениям и специальностям, по циклам дисциплин, по конкретным дисциплинам, по видам и формам обучения, по уровню компонента (федеральный, региональный), по видам учебной литературы и т.д. НИИ высшего образования в качестве основного предлагает показатель книгообеспеченности конкретной дисциплины и определяет его как частное от деления количества экземпляров учебной литературы, имеющейся в библиотеке по данной дисциплине, на число студентов, ее изучающих [2].
Значения коэффициентов
книгообеспеченности по типам для
дополнительной литературы по специальностям,
а также сведения об обеспеченности
обучающихся учебной и учебно-
Итак, коэффициенты книгообеспеченности
важны как для анализа
Исторически среди работников
библиотек существует две точки
зрения относительно того, что представляет
собой коэффициент
, |
(1) |
где ККО д –– коэффициент книгообеспеченности дисциплины; n –– количество наименований в списке основной рекомендуемой литературы по дисциплине; U i –– соответствующие количества экземпляров из списка основной литературы, рекомендованной для дисциплины; S –– количество студентов, изучающих дисциплину.
Получаемый при расчетах
результат может принимать
Согласно второму подходу , коэффициент книгообеспеченности –– это степень, полнота обеспеченности книгой (или книгами) того контингента учащихся, для которых это издание (или издания) предназначено. Можно сказать, что коэффициент обеспеченности выражает степень удовлетворения библиотекой потребности читателя в учебной литературе. Он определяется как соотношение имеющегося к необходимому, ресурса к потребности [4]. При этом подходе суммарный коэффициент книгообеспеченности по дисциплине рассчитывается как среднее от обеспеченностей каждым изданием из списка основной литературы данной дисциплины по формуле:
, |
(2) |
где ККО д –– коэффициент книгообеспеченности дисциплины; n –– количество наименований в списке основной рекомендуемой литературы по дисциплине; U i –– соответствующие количества экземпляров из списка основной литературы, рекомендованной для дисциплины; S –– количество студентов, изучающих дисциплину.
Причем, при таком подходе на каждое из слагаемых в формуле (2) накладывается ограничение:
0 < ? 1 |
( 3 ) |
Это ограничение следует из принимаемого во втором подходе определения коэффициента книгообеспеченности и здравого смысла. Так как речь идет о ВУЗовской библиотеке, то рекомендуемая литература по дисциплине должна быть в наличии в фонде, пусть даже в малых количествах, что определяет нижний предел ограничения.
Обычная практика библиотек
ВУЗов при расчете коэффициента
книгообеспеченности
Верхняя граница в формуле (3) составляет 1, то есть 100% обеспеченности данным наименованием указанного количества студентов S . Это ограничение следует из практических соображений, так как даже если в библиотечном фонде в наличии большее количество экземпляров, чем количество студентов, то здравый смысл подсказывает, что студент не будет брать для обучения более одного экземпляра. Следовательно, остаток литературы фактически не участвует в процессе обеспечения студентов и не должен приниматься во внимание при расчете коэффициента книгообеспеченности [4].
Таким образом формула (2) с учетом ограничений (3) будет имеет следующий вид:
, где . |
(4) |
Отметим, что результат расчета коэффициента книгообеспеченности по формуле (4) будет удовлетворять условию:
.
Полученное в результате расчета по формуле (4) значение коэффициента книгообеспеченности может быть представлено в различных внутренних и общих министерских формах отчетности библиотеки ВУЗа.
В дополнение к методикам
расчета коэффициентов
Для первого подхода модификация
методики расчета коэффициента книгообеспеченности
заключается в учете
KI = PS / S пр , |
(5) |
где KI –– коэффициент информатизации; PS –– количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций; S пр –– приведенный контингент студентов.
Приведенный контингент студентов определяется по формуле [8]:
S пр = S 1 + 0,25•S 2 + 0,1•S 3 , |
(6) |
где S пр –– приведенный контингент студентов, чел.; S1 –– количество студентов дневной формы обучения.; S2 –– количество студентов очно-заочной формы обучения; S3 –– количество студентов заочной формы обучения; 0,25 –– коэффициент приведения контингента студентов очно-заочной формы обучения к дневной; 0,1 –– коэффициент приведения контингента студентов заочной формы обучения к дневной.
Тогда формула (1) будет иметь вид:
, |
( 7 ) |
где KKO дэ –– коэффициент книгообеспеченности дисциплины с учетом в списке рекомендуемой литературы электронных учебников; U i –– соответствующие количества экземпляров из списка основной литературы, рекомендованной для дисциплины в печатном виде; S –– количество студентов, изучающих дисциплину; KI –– коэффициент информатизации вуза; m –– количество электронных учебников в списке основной рекомендуемой литературы по дисциплине.
При втором подходе предполагается, что обеспеченность дисциплины электронным учебником принимается равным 1, это означает, что на данном уровне развития информатизации ВУЗов и практически стопроцентном наличии персональных компьютеров у студентов, каждый читатель библиотеки может пользоваться электронной версией учебников. Тогда формула (4) примет вид:
, где . |
(8) |
где KKO дэ –– коэффициент книгообеспеченности дисциплины с учетом в списке рекомендуемой литературы электронных учебников; U i –– соответствующие количества экземпляров из списка основной литературы, рекомендованной для дисциплины в печатном виде; S –– количество студентов, изучающих дисциплину; m –– количество электронных учебников в списке основной рекомендуемой литературы по дисциплине.
Можно заметить, что по формуле
(8) результат расчета коэффициента
книгообеспеченности как и
.
В идеале при расчете показателя
книгообеспеченности
В заключение отметим, что
на практике расчет коэффициентов обеспеченности
основной и дополнительной литературой
дисциплин, циклов дисциплин, кафедр и
учебных групп вручную
Сегодня на рынке представлено
большое количество специальных
программных средств, а также
автоматизированных информационных библиотечных
систем, декларирующих наличие
Список литературы