Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:11, доклад
На настоящий момент в банковской системе Китая существует четыре разновидности кредитных организаций: политические банки (Эскпортно-импортный банк, Банк Развития Китая и Сельскохозяйственный банк развития Китая)государственные банки или банки «большой четверки» ( Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая),акционерные банки (ChinaEverbrightBank,MingshengBankingCorporation,ChinaMerchantsBank и др.),а такжегородские и сельские кредитные кооперативы. Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системы является Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковской деятельностью.
Структура банковской системы Китая
На настоящий
момент в банковской системе Китая существует четыре
разновидности кредитных организаций:
политические банки (Эскпортно-импортный
банк, Банк Развития Китая и Сельскохозяйственный
банк развития Китая)государственные
банки или банки «большой четверки» ( Банк
Китая, Торгово-промышленный банк Китая,
Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный
банк Китая),акционерные банки (ChinaEverbrightBank,
1) Народный банк
Китая, выполняющий функции
2) 29 национальных банка, а также 179 операционных филиалов иностранных банков;
3) 88 городских
кооперативных банка, 3200 городских
и 44000 сельских кредитных
Большинство финансовых учреждений Китая принадлежат и управляются государством,при этом 98% банковских активов также принадлежат государству. В процессе реформирования банковско-финансового сектора в КНР на сегодняшний момент сформирована следующая система управления банковским сектором.
Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (КРБД)-- центральный орган надзора за финансовыми услугами КНР. Комиссия была создана в апреле 2003 г., в соответствии с Решением «О выполнении функций регулирования и надзора Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая вместо Народного банка Китая». В соответствии с Законом КНР «О банковском регулировании и надзоре» от декабря2003 г., Комиссия ответственна за регулирование и надзор финансовых институтов, принимающих вклады, выдающих кредиты, проводящих расчеты по счетам и осуществляющих другую деятельность в соответствии с Законом КНР «О коммерческой банковской деятельности» и Законом КНР «О Компании».
При выполнении функций в области надзора за банками и инвестиционными компаниями КРБД тесно сотрудничает с Народным банком Китая.
-Народный Банк
Китая - НБК (People'sBankofChina- PBC) действует
под руководством
НБКвыполняет многие функции центрального и коммерческих банков. НБК выпускает валюту, контролирует циркуляцию денежных средств, и играет важную роль в выплате бюджетных расходов. Кроме того, он управляет счетами, платежами и поступлениями от государственных организаций и других органов, что позволяет осуществлять полный контроль над их финансовой и общей деятельностью, участвует в рассмотрении экономических планов правительства. НБК также отвечает за международную торговлю и другие зарубежные операции.Квота кредитования НБК на 2010 год составляла 7,5 трлн. юаней.
Денежные поступления от зарубежных китайцев находятся под управлением Банка Китая(BankofChina - BOC), который имеет ряд филиалов в нескольких странах.
Другие ключевые финансовые учреждения Китая включают в себя:
- Китайский банк развития (ChinaDevelopmentBank - CDB), который финансирует экономическое развитие и прямые иностранные инвестиции;
- Сельскохозяйственный
банк Китая (
- Строительный
банк
- Торгово-промышленный
банк Китая (
До середины
80-х годов в КНР сохранялась
государственная монополия
Началом строительства многоуровневой кредитной системы в КНР принято считать сентябрь 1983 г., когда в рамках реформы финансовой системы Госсовет КНР принял решение об изменении статуса Народного банка Китая (НБК), согласно которому НБК стал выполнять функции центрального банка и прекратил кредитование торговых и промышленных предприятий. Здесь необходимо отметить, что в 1970 г. НБК, по сути, был упразднен как отдельное учреждение и включен в систему Министерства финансов КНР. После восстановления НБК, как и ранее, был поставлен в непосредственное подчинение Госсовету КНР.
В настоящее время НБК наделён полномочиями в сфере формирования банковской и финансовой политики Китая, координации и ревизии деятельности специализированных банков и других финансовых учреждений. Госсовет КНР и предоставил ему право издавать подзаконные акты, осуществлять контроль за состоянием национальных золотовалютных резервов, регулировать рынок ценных бумаг. Утверждение Госсовета теперь необходимо только при изменении плана годового объема денежной эмиссии, базовых процентных ставок и обменного курса юаня. Что же касается различных инструментов кредитной политики, то они находятся в ведении самого банка.
Естественным продолжением реформы банковской системы стало создание законодательной базы в этой сфере - принятие «Закона о Народном банке Китая» и «Закона о коммерческих банках КНР». Первый из них был принят 18 марта 1995 г. и вступил в силу со дня принятия. Закон включает 51 статью, сгруппированную в 8 разделов. Это первый со времени основания КНР закон о центральном банке. Закон усиливает позиции центрального банка в перестройке экономики Китая, он разработан с учетом опыта центральных банков развитых стран и при содействии МВФ, но в то же время и с учетом реальностей Китая. В соответствии с Законом НБК выполняет следующие функции:
l разработка и осуществление в соответствии с законом денежной политики;
l эмиссия жэньминьби
и управление обращением
l ревизия, контроль
и управление кредитно-
l контроль и
управление кредитно-денежным
l публикация
приказов и инструкций по
l хранение, управление,
хозяйственное распоряжение
l ведение государственного казначейства;
l обеспечение
нормального функционирования
l осуществление
статистического учета,
l участие в международной
кредитно-денежной
l исполнение других функций в соответствии с указаниями Госсовета.
В течение многих лет на НБК оказывалось давление со стороны различных ведомств и местных правительств в вопросах кредитной политики, поскольку местные правительства иногда имели больше влияния, чем центральный офис НБК в Пекине. Одним из мероприятий направленных на преодоление сложившегося положения с филиалами НБК в 1998-99 гг. стала реорганизация провинциальных филиалов банка. Вместо прежних 31 (по числу провинций КНР) создано 9 региональных филиалов Народного банка Китая. Такая мера была призвана снизить вмешательство местных правительств в работу главного банка страны.
Важным шагом реформы банковской системы стало создание коммерческих банков. Сфера деятельности определяется уставом каждого коммерческого банка и утверждается Народным банком Китая. Коммерческие банки Китая в соответствии с действующим законодательством могут частично или полностью заниматься следующими видами операций:
- привлекать общественные депозиты;
- предоставлять кратко-, средне- и долгосрочные кредиты;
- осуществлять расчеты внутри и вне страны;
- осуществлять учет векселей;
- эмитировать денежно-кредитные облигации;
- осуществлять поручительскую эмиссию, поручительскую оплату и сбыт на условиях подряда правительственных облигаций;
- заниматься куплей-продажей правительственных облигаций;
- заниматься краткосрочным межфилиальным кредитованием;
- заниматься самостоятельной
и поручительской куплей-
- предоставлять обслуживание и поручительство по аккредитивам;
- осуществлять на
- предоставлять сберегательные сейфы;
- осуществлять другие
операции по утверждению
Опыт России, Китая и других стран свидетельствует, что основная проблема в преобразовании государственных банков в коммерческие заключается в предоставлении ими не погашаемых в срок и трудно получаемых обратно кредитов, связанных с кредитованием проводимой государством экономической политики, кредитованием убыточного государственного сектора экономики. Именно для решения этой проблемы в 1994 г. в КНР и были созданы три так называемых «политических» банка.
Политические банки были учреждены в КНР для того, чтобы отделить функции проведения политического курса государства от коммерческого кредитования. С этой целью почти одновременно в 1994 г. в Китае были образованы три: политических банкаГосударственный банк развития, Экспортно-импортный банк Китаяи Банк развитиясельского хозяйства Китая (последний был выделен из Сельскохозяйственного банка Китая).
В большинстве
случаев политические банки имеют
уставной капитал, полностью предоставленный
правительством, есть также банки, в
которых правительственный
Политические банки обычно не привлекают средства населения, источником финансовых средств политических банков, главным образом, являются бюджетные ассигнования. Это как раз и является их основным отличием от коммерческих банков и других небанковских финансовых организаций. Одним из представителей «политических» банков Китая является Государственный банк развития. Определяющим правом выбора объектов кредитования этим банком владеет Госплан КНР, мнение самого банка учитывается при определении вопроса о времени кредитования. Хотя получение прибыли банком не является определяющим, тем не менее, чистая ежегодная прибыль банка составляет около 816 млн. юаней
Экспортно-импортный
банк Китая находится под
Основным источником средств ЭИБК является выпуск облигаций, как в Китае, так и за границей, а также кредиты Народного банка Китая. Банк осуществляет смешанное кредитование, а также страхование экспортных кредитов и предоставление гарантий.
Ежегодно в общем объеме кредитования ЭИБК на комплектное оборудование приходится 19%, флот, суда - 25%, обычные электромеханические изделия - 21%, на простейшие механизмы - 28%, на техническое обслуживание - 7%. Экспортно-импортный банк Китая также осуществляет кредитование при коммерческих запусках иностранных спутников китайскими ракетоносителями.
Банк развития сельского хозяйства Китая в 1994 г. был выделен из Сельскохозяйственного банка Китая в качестве самостоятельного банка, что позволило создать условия для превращения Сельскохозяйственного банка в государственный коммерческий банк. Развитие банка шло ускоренными темпами, через три года после создания общий капитал банка составлял - 923,3 млрд. юаней (для сравнения: государственный бюджет КНР составлял тогда около 900 млрд. юаней).
Основным источником
средств для этого банка
Важным шагом реформы банковской системы КНР стала реорганизация восстановленных или уже существовавших четырех специализированных государственных банков (Промторгбанка, Стройбанка, Сельхозбанка и Банка Китая) в коммерческие банки, что предполагало приближение этих банков к мировой практике в организационном и функциональном отношениях.
Эти банки остались государственными, но контроль правительства за управлением ими осуществляется не непосредственно, а косвенно (например, через совет наблюдателей), и правительство не вмешивается в их текущую деятельность.
Что касаетсяТоргово-промышленного банка Китая, то он был создан - решением Госсовета КНР, принятым в сентябре 1983 г., которым предполагалось, что общегосударственная сеть отделений центрального банка Китая - Народного банка Китая была преобразована в новыйПромышленно-торговый банк Китая (Промторгбанк), а права головного офиса банка в Пекине значительно расширены.
Вновь созданный
Промторгбанк стал специализированным
банком по операциям с государственной
и кооперативной
Вторым из четырех государственных банков Китая является Народный строительный банк Китая, который осуществляет управление основными инвестиционными фондами государства, специализируется на финансировании капитального строительства за счет средств государственного бюджета, на кредитовании объектов капитального строительства. Он находится в непосредственном подчинении Министерства финансов КНР и Народного банка Китая и поэтому выполняет двойные функции по финансированию и предоставлению кредитов. Его операции преимущественно заключаются в регулировании ассигнований и займов для капитального строительства.