Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:15, доклад
В русской философской мысли, как и в других западноевропейских странах, существовало множество философских течений. Следовательно, и основоположников, стоявших у истоков, и последователей, отстаивавших эти идеи было великое множество. Их имена вошли не только в историю России, но и стали известны всему миру.
В русской философской мысли, как и в других западноевропейских странах, существовало множество философских течений. Следовательно, и основоположников, стоявших у истоков, и последователей, отстаивавших эти идеи было великое множество. Их имена вошли не только в историю России, но и стали известны всему миру.
Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)
Авсенев Петр Семенович(впоследствии архимандрит Феофан) философ и психолог. Профессор Киевской Духовной Академии /1836-1850/, затем настоятель посольской церкви в Риме. Предметом особого интереса Авсенев были исключительные проявления душевной жизни человека /ясновидение, сомнабулизм и т.п./, рассматриваемые как сверхъестественные феномены. Авсенев разработал "план истории души", включая вопросы о ее происхождении, возрасте, состоянии после телесной смерти. Авсенев выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться мировая жизнь души (солнечная, лунная и земная); частные ее изменения (племенные,народные, половые), индивидуальные изменения (дарования, темперамент, характер). Во второй части должны были быть подвергнуты анализу безличные состояния человека, т.е. бессознательные состояния, которым шеллингианство придавало большое значение, наконец, к третьей части относил Авсенев вопросы о происхождении души, о возрасте и смерти и состоянии души после смерти. Авсенев был склонен ко всякого рода фантастике, поэтому темные стороны человеческой жизни, ее бессознательная сторона его особенно привлекала, и часто он уклонялся в область наукою вовсе непроверенную.
"Россия в отношении
к Западу представляет
"По отношению к догматике церковь наша сходствует с католическою, но чуждается католической помпы и более настаивает на духе и смысле. Законодательство наше основывается на том главном начале, чтобы уравновешены были права человека как члена общества - в необходимом его подчинении монарху. На Востоке господствует деспотизм; на Западе почти нет верховной власти; средину между деспотизмом и конституционною вольностью занимает наше с а м о д е р ж а в и е. В философском отношении мы - русские - еще не отличились ничем самостоятельно-оригинальным. Но можно заметить, что отвлеченные диалектические умозрения, подобные немецким, едва ли примутся на почве нашего духАвсенев Мы с трудом и понимаем этого рода философствование. Но, с другой стороны, у нас едва ли разовьется и чисто эмпирическая философия, подобная английской. Можно гадать, что философия у нас будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко укоренилась в нашем духе и вошла в самое существо его". Главное сочинение: "Из записок по психологии".
Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886)
Аксаков Иван Сергеевич- публицист, идеолог славянофильства. Закончил училище правоведения в Петербурге (1842). В 1849 - арестован за участие в двежение славянофилов, освобождён, но находился под негласным надзором полиции. В 1852 - редактор "Московского сборника", в 1858-1859 - "Русские беседы", газеты "Парус". В 60-е годы редактировал газеты "День" и "Москва", в 80-е - газету "Русь". По своим взглядам близок Хомякову и К.С.Аксакову. Критиковал западный рационализм. Доминантой мировоззрения Аксаков - идея народности - вера, община, народный быт. Предложил проект самоупразднения дворянства как сословия. Тесные отношения связывали Аксаков с Достоевским, Тютчевым, Соловьевым.
Более поздний славянофил, И.Аксаков, в отличие от Н.Данилевского, признавал идею общечеловеческой культуры. Но все они верили, что Россия не должна повторять путь Запада и что славяно-русский мир - мир будущего.
"Государство, конечно,
необходимо, но не следует верить
в него, как в единственную
цель и полнейшую норму
Отношение к
церкви было следующим: "Церковь,
вмешиваясь в дела
"Без свободы совести
немыслима и церковь, ибо в
духовной свободе человека
"Нельзя не поражаться
узкостью и ограниченностью
"И где общество? И
какие у общества православной
России церковные,
Главные сочинения: "И слово правды...", "Литературная критика", "И.С.Аксаков в его письмах".
Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860)
Аксаков Константин Сергеевич- философ-славянофил, историк, литератор, поэт. С 1832 по 1835 учился на филологическом факультете Московского университета. Входил в кружок Н.В. Станкевича. В 1847 защитил магистерскую диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Полагал, что западное христианство утратило "внутреннюю правду", ибо подчинило жизнь принуждению и юридическим нормам. Только славяне сохранили "истинное христианство" и общинный быт, но равновесие русского общества было нарушено Петром I. Православие и общинный строй приведут к устранению классовых и национальных противоречий. Использовал диалектику Гегеля для обоснования основных положений славянофильства, подвергал критике материализм за атеистические выводы. Обратился к Александру II с "Запиской о внутреннем состоянии России", в которой обвинял правительство в деспотизме и подавлении свободы. Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно.
О государстве он говорил
следующее:" Еще до христианства,
готовый к его принятию, предчувствуя
его великие истины, народ наш
образовал в себе жизнь общины,
освященную потом принятием
" Вне народа, вне общественной жизни может быть только лицо (individo). Одно только лицо может быть неограниченным правительством, только лицо освобождает народ от всякого вмешательства в правительство. Поэтому здесь необходим государь, монарх. Только власть монарха есть власть неограниченная. Только при неограниченной власти монархический народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нравственно - общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе народ русский. Сей взгляд русского человека есть взгляд человека свободного. Признавая государственную неограниченную власть, он удерживает за собой свою совершенную независимость духа, совести, мысли".
Цель народа заключается в следующем:"Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растлением; он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершил он и приемники его силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах. Доселе солдаты наши берутся из народа, доселе еще не вовсе исчезли русские начала и в преобразованных русских людях, подверженных иностранному влиянию. Итак, петровское государство побеждает с силами еще допетровской России; но силы эти слабеют, ибо петровское влияние растет в народе, несмотря на то, что правительство стало говорить о русском народе и даже требовать ее. Но для того, чтобы благое слово обратилось в благое дело, нужно понять дух России и стать на русские начала, отвергнутые со времен Петра.
Внешнее величие России
при императорах точно
" Современное состояние
России представляет
Социальная программа Аксакова: "Есть в России отдельные внутренние язвы, требующие особых усилий для исцеления. Таковы раскол, крепостное состояние, взяточничество. Я не предлагаю здесь о том своих мыслей, ибо это не было моею целью при сочинении этой записки. Я указываю здесь на самые основы внутреннего состояния России, на то, что составляет главный вопрос и имеет важнейшее общее действие на всю Россию. Скажу только, что истинные отношения, в которые станет государство к земле, что общественное мнение, которому дается ход, оживя весь организм России, подействует целительно и на эти язвы, в особенности же на взяточничество, для которого так страшна гласность общественного мнения. Сверх того, общественное мнение может указать на средства против зол народных и государственных, как и против всяких зол. Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею на прочном основании истинных коренных русских начал! Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу - полная свобода жизни и внешней и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, словАксаков Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!". Главные сочинения: Полное собрание сочинений, "О современном человеке", "Ранние славянофилы. А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы".
Алексеев Николай Николаевич (1879 - 1964)
Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Учился на юридическом факультете Московского университета, из которого исключен за участия в студенческих выступлениях. Вольнослушатель Дрезденского политехникума. Окончил Московский университет в 1906. Стажировался в Берлине, Гейдельберге, Париже. В 1912-1917 - профессор права в Москве. В 1922-1931 - преподавал в Праге и Берлине, в 1931-1948 - в Страсбурге и Белграде. В 1946 принял советское гражданство. Умер в Женеве. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми. Критиковал теорию "естественного права", противопоставляя ей идеал "государства-правды". Выступал за создание на территории России-Евразии хорошо организованного государства, сочетающего принципы аристократизма и демократизма. Сведя наивный реализм к четырем положениям, - а именно к тому, что видимые предметы не суть представления, что восприятие предмета не умножает числа предметов, что предметы таковы, каковыми они нам кажутся, и, наконец, что предметы существуют вне сознания, -Алексеев утверждает, что "ни одно из положений не верно вполне".
Чуткий современным философским направлениям, Алексеев первым в Европе попытался применить феноменологический метод в области философии права (до него А.Рейнах и Ф.Кауфман прилагали его лишь к решению частных вопросов.
Главные сочинения: "Основы
философии права Прага", "Идея
государства: Очерки истории
Андреев Даниил Леонидович (1906 - 1959)
Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. Окончил Высшие литературные курсы (в конце 20-х гг.). Участник Великой Отечественной войны. В 1947 арестован и осуждён на 25 лет за антисоветскую деятельность. Провёл в заключении 10 лет. Главные идеи развил в "Розе Мира", они получили поэтическое переложение в "Русских богах" и "Железной мистерии". Андреев - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным "символичеким языком". В центре воззрений Андреева - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона.