Выявление и разрешения коллизий норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение полноты и качества правового регулирования общественных отношений, является одним из приоритетов государственно-правового развития страны в современном российском законодательстве. По этой причине активно меняется содержание нормативных правовых актов, их формы и соотношение с другими источниками права. Вследствие этого в системе права появляются разнородные противоречия, несогласованности и дефекты, так называемые коллизии.

Вложенные файлы: 1 файл

Коллизии в праве.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

Запивалов Дмитрий Александрович,

старший преподаватель  кафедры 

государственно-правовых дисциплин,

 Пермского института  ФСИН России

кандидат юридических  наук

 

Мезенцева Екатерина Анатольевна

курсант 1 курса,  Пермского  института ФСИН России

 

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИЙ НОРМ ПРАВА

 

Обеспечение полноты и  качества правового регулирования  общественных отношений, является одним из приоритетов государственно-правового развития страны в современном российском законодательстве. По этой  причине активно меняется содержание нормативных правовых актов, их формы и соотношение с другими источниками права. Вследствие этого в системе права появляются разнородные противоречия, несогласованности и дефекты, так называемые коллизии.

Коллизии как противоречия между правовыми явлениями  возникают  во всех правовых системах. Актуальным вопросом является выявление коллизий как противоречий между нормами, регулирующие общественные отношения, а также совершенствование способов их разрешения1.

Коллизии норм права имеют  свои характерные признаки:

а) коллидирующие нормы, регулирующие один и тот же круг общественных отношений (в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов права);

б) технико-юридический дефект - логико-языковые нарушения, в построении и выражении правовых норм в системе права, характеризующиеся отсутствием точного, последовательного нормативного установления. (Например, право, предоставленное одной нормой, запрещается другой);

в) результат деятельности правотворческого органа - федеральных и региональных органов законодательной или исполнительной власти или органов местного самоуправления (коллизии возникают, например, между законами, постановлениями, принимаемыми Государственной Думой Федерального Собрания РФ, указами и распоряжениями Президента РФ);

д) нарушение требований, определяющих законность нормативных правовых актов;

е) устраняются правовыми  средствами, реализуемыми в процессуальном порядке.

Нормотворческий орган, выполняющий  возложенные на него обязанности  по осуществлению правотворчества, обязан соблюдать требования норм права  и должен предвидеть последствия  своих действий при их несоблюдении.

ж) препятствуют достижению целей и реализации прав и свобод граждан и охраняемых законом  интересов личности и ухудшают правовое положение2.

Рассмотрим несколько примеров коллизий. Одним из примеров Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает возможности включения в трудовой стаж периода пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (ст. 30). Между тем согласно ст. 256 ТК РФ такой отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме назначения пенсии на льготных условиях).

Другим примером может  быть коллизия между Налоговым кодексом РФ и двумя федеральными законами: Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога», вступившим в силу со дня его официального опубликования, и Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год». Данные Законы установили ставки земельного налога с коэффициентом 2 и применялись в 2001 - 2002 гг. При этом в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ положения Федерального закона «Об индексации ставок земельного налога» и Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» вступают в законную силу с 1 января 2003 г., вследствие чего повышенные ставки земельного налога, ими установленные, не подлежат применению в 2001 - 2002 гг.

 Еще один из примеров  прослеживается связанный с пенсионным  страхованием. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь (работодатель) обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

При этом ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусматривает ответственность страхователя за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ, а ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

В теории права различаются  два основных вида разрешения коллизий норм права:

- устранение коллизий  норм права, производимое самим  правотворческим органом;

- преодоление коллизий  норм права, осуществляемое правоприменителем3.

Устранение коллизий норм права представляет собой удаление коллидирующей нормы из системы  права путем принятия нового акта, отмены старого, внесения изменений или уточнений в действующие акты, систематизации законодательства, в частности отраслевой кодификации, принятия законов по крупным тематическим блокам.

Устранение противоречий осуществляется посредством правотворческой деятельности, систематизации законодательства, в частности отраслевой кодификации и принятия законов по крупным тематическим блокам в то время как преодоление коллизий норм права происходит в ходе рассмотрения судом конкретных судебных споров.

Таким образом, коллизии норм международного права и норм отраслей российского права необходимо разрешать, руководствуясь принципом приоритета международного права. В случае противоречия двух норм разных отраслей законодательства следует применять норму, специально предназначенную для регулирования тех или иных общественных отношений, т.е. руководствоваться принципом отраслевого приоритета4.

1 Матузов Н.И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения // Правоведение. 2000. N 5. С. 34.

2 Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. 2000. N 3 - 4.

3 Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2001. С. 11 - 33, 202.

4 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 47.


Информация о работе Выявление и разрешения коллизий норм права