Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать применение основных методов журналистского творчества на страницах современной печати.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание журналистского творчества;
- описать разнообразие методов журналистского творчества;
- исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности;
- сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати.
Объект исследования – современное журналистское творчество.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА 4
1.1 Понятие и содержание журналистского творчества 4
1.2 Методы журналистского творчества 5
1.3 Методы получения сведений……………………………………...10
1.4 Методы предъявления информации……………………………….13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ 17
2.1 Характеристика базы исследования 17
2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях 18
2.2.1 Журнал «Cosmopolitan» 19
2.2.2 Журнал «Men’s Helth» 21
2.2.3 Журнал "РБК"………………………………………………….23
2.3 Сравнительный анализ методов журналистского творчества, используемых в различных изданиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА 4
1.1 Понятие и содержание журналистского творчества 4
1.2 Методы журналистского творчества 5
1.3 Методы получения сведений……………………………………...10
1.4 Методы предъявления информации……………………………….13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ 17
2.1 Характеристика базы исследования 17
2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях 18
2.2.1 Журнал «Cosmopolitan» 19
2.2.2 Журнал «Men’s Helth» 21
2.2.3 Журнал "РБК"………………………………………………….23
2.3 Сравнительный анализ методов журналистского творчества, используемых в различных изданиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
В области средств массовой информации профессиональная культура – это не только хранилище стандартов, стереотипов, «памяти» журналистского сообщества, но и творческое своеобразие, индивидуальность мастера, умение ломать привычные нормы и создавать новое. Для каждого начинающего журналиста приобретение навыков самостоятельного творчества, умение пользоваться основными методами и жанрами журналистского творчества - одна из приоритетных задач не только на стадии получения образования, но и при работе.
Именно поэтому в своей работе я решила остановиться на методах журналистского творчества. В современной журналистике можно использовать все разнообразие методов творчества, одно произведение может содержать комплекс методов, их выбор зависит только от желания журналиста углубиться в проблему и раскрыть тему по своему, уникальному методу.
В представленной работе я рассмотрю основные методы журналистского творчества, которые развивают теоретики в изучении творческой деятельности журналиста; расскажу об особенностях творческого процесса, связанного с применением различных методов при создании информационного продукта.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления и понимания методов журналистского творчества.
Цель курсовой работы – проанализировать применение основных методов журналистского творчества на страницах современной печати.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание журналистского творчества;
- описать разнообразие методов журналистского творчества;
- исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности;
- сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати.
Объект исследования – современное журналистское творчество.
Предмет исследования – методы сбора и предъявления информации в журналистском творчестве.
Эмпирический материал – 3 журнала.
Методы исследования – сравнительный и количественный анализ.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), основной части, заключения, списка литературы.
Раскрывая тему основных методов журналистского творчества, необходимо определить значение творчества и его содержания в целом и в журналистском труде в частности.
С точки зрения гносеологии, творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей.
Творчество – сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая)1.
Творческое мышление – это новые перспективы, новый опыт. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в созидании. Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того чтобы творчество было целенаправленным, используются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой творите.
Как и всякий труд, творчество в развитом обществе имеет специализированный характер: множеством потребностей вызывается к жизни множество специализированных областей творчества. Все они подчинены общим креативным закономерностям, но в каждой из них действуют и свои собственные.
Одна из таких специализированных областей творчества в современном мире – журналистика, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности. Особенности профессионального положения журналиста накладывают отпечаток на продукт его труда.
Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью. Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.
Всякая сфера человеческой деятельности имеет специфические методы: можно говорить о методе художественного творчества; методе обработки информации. Всякий метод опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности.
Термин «метод» впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали - путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.
В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.
В понятие метода, употребляемое в журналистском обиходе, вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому, присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.
Профессор, доктор филологических наук, известный специалист по теории журналистики Максим Николаевич Ким указывает, что специфика и особенность журналистского познания заключается в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений2.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.
Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция – переход в процессе познания от частного к общему3.
Ким М.Н. также отмечает, что методы, которыми пользуется журналист, подразделяются на две группы – эмпирические и теоретические (постижение сущности). К методам изучения объективированных факторов сознания относят наблюдение, анализ документов, анализ практических действий.
К эмпирическим можно отнести метод описания, к теоретическим:
а) методы причинно-следственного анализа;
б) методы оценки;
в) методы прогнозирования;
г) методы программирования (формулирования планов).
Аналитические публикации очень часто начинаются описанием заинтересовавшей журналиста проблемы, какого-то явления, события, процесса. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это неправильно, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть структурный этап в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Существуют разные виды описания: полное и неполное, количественное (статистическое) и качественное, структурное и генетическое и т.п.
Анализируя те или иные проблемные ситуации реальной жизни, журналист прибегает к методам частных наук – социологии, психологии, литературоведения, лингвистики, теории информации, истории, а также обращается к методам конкретно-социологических исследований.
При непосредственном взаимодействии журналист включается в эксперимент и использует наблюдение. Выбор метода осуществляется в зависимости от поставленных журналистом или редакцией задач.4 К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь».5 Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а вторые — при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).
В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности.
Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, доцент, кандидат филологических наук Г.В. Лазутина выделяет следующие:
- стадиальность творческого процесса;
- комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;
- характер источников информации (более широко — структура информационной среды);
- законы познания, законы восприятия и переработки информации;
- законы общения.
Это обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта — во-вторых6. Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач.
В истории журналистика черпает такие методы, как биографический и автобиографический: синхронно-описательный и диахронно-сопоставительный (метод сравнительного анализа).
В аналитической журналистике применяются также методы логики.
В последнее время стало популярным использование в журналистском произведении гипотетических методов (предположения, рейтинги, прогнозирование).
Таким образом, метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображаемой действительности.
Личный метод автора принято называть творческой лабораторией.
В журналистике используется система методов, которые можно подразделить на несколько групп:
- методы познавательной деятельности (методы постижения сути);
- методы получения сведений;
- методы предъявления информации7.
Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа8. Методы получения информации, по сути, дополняют методы познавательной деятельности, разница лишь в этапности, т.е. на первоначальных этапах используются методы проработки документов, наблюдение и беседа в качестве пилотажного исследования. Для того чтобы подготовиться к боле основательному анализу с применением методов получения сведений, последние могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционными называют такие методы получения сведений, как проработка документов, беседа и наблюдение. А нетрадиционными - опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.
Информация о работе Методы журналистского творчества в современных СМИ