Психологическая культура журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:59, реферат

Краткое описание

Тема этой работы - психологическая культура журналиста. Автор обратился к данной теме, желая понять:
а) каким должен быть журналист с точки зрения психологов
б) пытались разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.
Мотив выбора данной темы - полученные знания должны способствовать формированию гармоничной психологической культуры автора.

Содержание

1.Введение
2. Психологическая культура журналиста
3. Заключение
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая культура журналиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение 
2. Психологическая культура журналиста  
3. Заключение 
4. Литература  
 
Введение. 
 
Тема этой работы - психологическая культура журналиста. Автор обратился к данной теме, желая понять: 
а) каким должен быть журналист с точки зрения психологов 
б) пытались разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту. 
Мотив выбора данной темы - полученные знания должны способствовать формированию гармоничной психологической культуры автора. 
Прослушанный курс лекций по психологии журналистского Творчества оказал большое влияние на сам замысел работы: использовав труды видных психологов и теоретиков журналистики, сопоставить теорию с практикой, проанализировав материалы, одного известного журналиста. Не секрет, что само понятие “психологическая культура журналиста” достаточно непривычно. Однако образует его психологический опыт, основанный на категориях здравого смысла, профессиональной интуиции и таланте - понятных всем явлениям. 
Каждый журналист регулярно сталкивается со множеством людей, работает в коллективе, вступает в контакт с различными социальными институтами. Все это обуславливает публичность профессии журналиста. Психологический опыт сознательно, а чаще - бессознательно руководит работниками СМИ. 
Психологическую культуру журналиста можно также назвать “профессиональным сознанием”. 
Структура работы проста. Автор излагает современные взгляды психологов и теоретиков журналистики на предмет работы: составляющие психологической культуры журналиста. Будут изложены лучшие тезисы, снабженные комментариями. 
Будут рассмотрены связь таких понятий, как: Менталитет, жизненные силы, мировоззрение, ценности, установки, идеология, воля и т.д. В силу ограниченного объема работы, не все эти понятия будут проанализированы, так как каждое из них достойно отдельной работы, но это уже не область журналистики, а психологии. Термин “Психология” был введен немецким психологом Голлениусом и Пассианом в 1590 г. и переводится , как “Наука о душе”. С тех пор это понятие укоренилось в научной литературе всего мира.  
Что изучает психология? 
В “Словаре иностранных слов” дано определение: “Психология” - 1) Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы - сознания. 2) Совокупность психических процессов, обуславливающий какой-либо род деятельности. 3) Психика, особенности характера, душевный склад”. 
Второе слово, соответствующее понятие “психологическая культура журналиста”- Термин “Культура”- имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: “Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности”. 
Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. 
Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста 
Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение. 
В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные. Журналистика - не только и не столько научная дисциплина, это (из курса “Основы журналистики”)  
1. Социальный институт общества 
2. Система видов деятельности по сбору, обработки информации. 
3. Совокупность профессий для обеспечения всех сторон журналистики. 
4. Система произведений, для постановки которых нудны специалисты разных профессий. 
5. Комплекс каналов передачи массовой информации. 
Журналистика - это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире. 
Каждый может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант писать и общаться с людьми. 
Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного “журналюги ”, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции. В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления. 
Подводя итог, нельзя не добавить, что журналист мало чем отличается от других людей, но профессия накладывает отпечаток на его сознание, делая его рефлексивным. Настоящий журналист - всегда в поиске сюжета для материала, всегда думает о работе. 
По мнению автора, он выбрал для себя самую лучшую на свете профессию - добывать информацию и передавать ее людям, и думается, делать их добрее, лучше.. 
Бесспорно, общество со всеми его противоречиями накладывает оттиск и на личности журналиста, на его психологическую культуру, однако каждый из них имеет право выбирать, каким быть - таким как Доренко, или таким как Влад Листьев, “журналюгой-телекиллером или благородным представителем “четвертой власти”, защитником гражданских свобод, дорожащих своей честью и человеческим достоинством. В современном мире, так гордящемся высшим уровнем демократии, число журналистов первого типа не уменьшается. Изъяны в их психологической культуре являются дестабилизирующим фактором в общественной жизни, исправлять их уже поздно. Важно в процессе обучения профессии журналиста ценить составляющие его психологической культуры. 
 
 
 
Глава. Психологическая культура журналиста. 
 
Мы живем в переломную эпоху - одиннадцать лет назад в политической карты мира исчезла огромная держава - СССР. Возникшая позднее Российская Федерация не может называться достойной преемницей Советского Союза, так как ее экономическая мощь намного меньше. 
За минувшее десятилетие выросло новое понятие людей, которые уже мыслить по-иному. То, что происходит в России все эти десять лет, называют по-разному - посткоммунизм, развитие рыночных отношений, т.д. деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество. Видный теоретик журналистики И.Дзялошинский отвергает название “посткоммунизм”, утверждая, что никакого коммунизма в СССР не было, а был авторитетный бюрократический режим, (функционеры этого режима продолжают влиять на жизнь общества, из позиции укрепились после избрания президентом В. Путина).  
Сейчас победила точка зрения, согласно которой СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события.  
Однако, даже в такой стране, как США, ведущий телеканал CNN после чудовищных терактов 11 сентября 2001 г. активно формировал позицию простых американцев громкими слоганами: “America under attack” (Америка под атакой) и “New America’s War” (Новая война Америки). Эти лозунги присутствовали во всех передачах СNN в те дни. Можно ли быть объективным, когда одна из сторон конфликта родная страна? Как должен реагировать журналист? Изучение психологической культуры журналиста помогает принять верное решение... 
Через всю историю изучения человека проходит дихотомия: тело (организм) и дух (сознание) - материалисты считают сознание атрибутом высокоорганизованной материи, идеалисты понимают, что материю творит из ничего вечный дух. Сама наша психика протестует против столь упрощенного понимания личности. Идею многоуровнего человека выдвигали многие мыслители. По мнению А.Франкла, наиболее важным из возможных измерений человеческого бытия, являются следующие: витальная основа, которая изучается в биологии и психологии, социальное положение человека, его установки, личное отношение к любой витальной основе и любой ситуации. По мнению Леонтьева А.И. , личность -индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей сути. Сущность личности - в “эфире” этих отношений. Общество со всеми своими культурными, экологическими и другими формами не нечто целое, а синтез отношений. Именно социальная жизнь является той чертой, в которой человек приобщается к благам культуры. Богатство личности, степень развития ее индивидуальности определяется не степенью ее автономности, а мерой реализации индивидуальных сил и способностей личности в общественной жизни. Часто люди неверно понимают внешний мир, считая его 2 реальностей. ( природы и общества). 
Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.  
Социально-психологические свойства личности (по Андреевой) 1) Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.). 
2) Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния. 
3) Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.) 
4. Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме). 
Социальная роль есть фиксация определенных положений, которые занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждая личность может одновременно иметь несколько социальных ролей: журналист, СМИ,  
Личность - сложная структура. Известно 4 модели ее социального развития: 
1. Эволюционная - постепенное развитие (была присуща первобытным людям) 
2. Кризисная (скачкообразная) - через конфликты (окружающим и самим собой) 
3. Модель 3 фаз: Детство, Взрослость, Старость. 
4. Модель гетерогенного развития - разные системы организма достигают пика развития в разное время.  
Это означает, что возраст человека физиологический (т.е. степень развития физиологической системы организма) не всегда совпадает с психологическим (степенью развития структур психики) и педагогическим (мерой овладения культурой давнего общества). В этой связи примечательна классификация периодов человеческой жизни: младенчество (до года), ранее детство ( 1-3 года), дошкольный возраст ( 3-7), младший школьный возраст (6-12), отрочество (12-17), юность (17-21), молодость (19-30), зрелость (25-60) , старость (свыше 60 лет). 
Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:  
1. Развитое чувство ответственности у личности. 
2. Потребность в заботе о других людях. 
3. Способность к полноценному участию в жизни общества. 
4. Высокий уровень общей жизнедеятельности. 
5. Толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать. 
6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации. 
Все вышеизложенное о развитии личности - не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста. 
Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек.  
Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность.  
Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно. Система индивидуальных свойств личности включает по В.С. Мерник 
1. Систему индивидуальных свойств организма (биологические, общесоматические, ) 
2. Систему индивидуальных психологических свойств с подсистемами 
а) психодинамической - свойства темперамента 
б) психологическими свойствами личности 
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств. 
а) подсистема социальных ролей в социальной группе и коллективе 
б) социальных ролей в социально-исторических общностях. 
Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента: 
1. Познавательный - знания о себе 
2. Эмоциональный - оценка себя 
3. Поведенческий - отношение к себе. 
Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса: 
1. личностный выбор деятельности. 
2. центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей. 
3. освоение новых ролей и осмысление их значимости. 
Социализация личности состоит из 3 стадий: 
Адаптации, Индивидуализации и Интеграции. 
Адаптация (приходится на детство) - овладение знаковыми системами, социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию, этику, и т.д.  
Индивидуализация - обособление индивида, вызванное потребностью в персонификации. Но возникает проблема - как найти собственную индивидуальность? Она решается на 3 стадии- стадии интеграции - достижением баланса между личностью и обществом. 
Пассивная позиция - человек становится объектом социальных отношений. 
Активная - воспроизведение социальных опыта человека становится субъектом социальных отношений. 
Лидер - тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений., способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это не главное составляющее его психологической культуры. Процесс социализации проходит посредством подражания, имитации и идентификации.  
Институтами социализации выступают семья, школа, отчасти - армия. надо отметить, семья в настоящее время утрачивает свои позиции под ударами новых представлений. В школе происходит социальная дифференциация детей в свете их достижений, распознавание индивидов. 
На каждом этапе социализации личность получает информацию об обществе, о действительности. Основным источником этой информации является общение.  
Особенностью общения в современном мире является то, что оно связано с ценностями, которые вносят в жизнь каждого социальный контроль, состоящий из : 
1. требований окружающих 
2. Социальных норм - образцов, что люди должны делать, и.т.д. 
3. Этикета - установленного порядка поведения. 
В случае отклонения личности от норм, общество может применить санкции по отношению к ней.  
В наши дни широкое распространение получило массовое и общение. Люди осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Общение посредством технических средств (телефона, пейджера, Интернета) не может стать заменителем непосредственного общения. 
Многие СМИ создают иллюзию общения. По данным И.Дзялошинского, средний городской житель затрачивает до 5 (!) часов в день на просмотр телепрограмм. Увеличение доли квазиобщения - особенность современного общения. Уровень общения подразделяется на: 
1. Фатический - общение по этикету, просто так. 
2. Информационный уровень 
3. Личностный уровень - раскрытие сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. 
По данным социологических исследований мобильные сотовые телефоны используются большинством людей для распространения сплетен!? тематика разговоров в Интернет-чатах соответствует фатическому уровню общения. 
Интервьюирование человека через Интернет не получило распространение. На Западе особо ценят журналистов-интервьюэров. Виды общения - межличностное, межгрупповое и массовая коммуникация. 
Рассмотрим третий вид подробнее. Массовая коммуникация - общение больших социальных групп в обществе. Коммуникатор распространяет информацию 2 типов: 
побудительную (приказ, совет, просьба)  
активизация - побуждение к действию в заданном направлении. 
Интеракция - побуждение, не допускающее определенных действий. 
Дистрибуция - распространение некоторых автономных форм поведения.  
Психологическое развитие общения - происходит в несколько этапов: 1. первоначальная неразрывность трудовой деятельности и общения 
2. отделение общения от продуктивной деятельности 
3. речь приобретает возможность отделиться от общения , направляется на творческие цели. 
Общение в массовой коммуникации специфично: 
Леонтьев выделил следующие его особенности: 
1. Социально-ориентированная организация общения - изменение совместной деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности - это личностно-ориентированное общение.  
2. Психологическая динамика общения - психологическое содержание общения. Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков и умений той или иной деятельности, сфере собственно деятельности в ее реальном существовании. Возникающая обратная связь - двоякая 1. Спецканалы - письма, звонки на телестудию. 2. Представление коммуникаторы о возможной и ожидаемой реакции слушателя или зрителя.  
Но автор считает все вышеизложенное достаточным. 
Общение - важный процесс, который формирует личность журналиста, его психологическую культуру.  
Важным явлением является по Л.Леонтьеву самоподача - selfpresentation. Можно связать ее с проблемой персонификации: 
1.ориентировки в пространственных условиях общения. 
2. ориентировки во внешних условиях общения. 
3. ориентировки в узкой социальной ситуации. 
При этом важно понятие личной дистанции: расстояние между собеседниками 55 - 70 см. Социальная дистанция - 120 - 840 см. Потребности индивида реализуются посредством общения: Маслоу выделил 5-уровневую концепцию потребностей, высшей названа потребность в самовыражении, творчестве. Для журналиста значимо понятие самоактуализации. Это центральное понятие гуманитарной психологии, рамках которой она принимает вид стремления к реализации всех возможностей и способностей, заложенных в человеке. 
По В.Франклу фундаментальным для человека является самотрансцендентация, т.е. ориентированность бытия на нечто, что не является им самим, на что-то или кого-то. Эрих Фромм утверждал, что потребности в связи с окружающим миром - важнейшее, так как препятствует одиночеству. В своей книге “Иметь или быть?” он обсуждает 2 ориентации - ориентацию на обладание и ориентацию на бытие. Первая - подчинение мира себе. Вторая - вписание себя в мир, приближение мира к идеалам индивида, осуществляемое им на протяжении всей сознательной жизни. Если смотреть на жизнь журналиста, как на пространственно-временную область, в пределах которой он может реализовать заложенные в нем потенции, то жизнь представляет собой непрерывный процесс осознанного осуществления разнообразных решений ситуаций, обеспечивающих медленную направленность жизни.  
В одном случае журналист стремится реализовать жизненные цели, в другом - он полностью зависит от внешних обстоятельств. Между этими 2 типами журналистов есть множество промежуточных типов. 
В состав жизненной программы входят: жизненные идеалы, моделирующие основные направления самопознания, жизненные сценарии. На самом верху - осознание жизненных целей. Жизненные цели сплачивают все уровни и сферы личности. Жизненные программы влияют на действия журналиста посредством долга - осмысленного требования, предъявленного социально ответственным человеком самому себе.  
Долговые мотивы сопровождаются специфической энергией долженствования (Я должен). Для решения внутренних и внешних противоречий каждый стремится найти такие способы, которые позволяют минимизировать возникающие потери. 
Для журналистов ценно обретение социального статуса. Статус заключается в хороших постах, большой зарплате - все это отличает большую часть жизни. И. Веронин и Т.Альтруллер упоминают следующие критерии жизненных целей:  
1. Достойная цель опережает свое время и воспринимается окружающими как еретичная. 
2. Она лежит в области отсутствия конкуренции. 
3. Достигнутую цель раскрывает лишь одна сторона личностной направленности. 
Жизненная программа может быть  
а) выстроена самим журналистом 
б) продиктована извне 
в) может быть продуктом взаимодействия индивида и внешнего мира. 
И.Дзялошинский как образ, выдвигает образ мастера - человека, сумевшего проявить себя, создающего качественно новые творения, открывающие человечеству новые неизвестные пути. 
Общественно полезная направленность творческой деятельности всегда считалась важной характеристикой людей, которых человечество относит к гениям. 
Доминирование ориентации на красоту приводит к формированию эстетически ориентированного журналиста, который при определенных условиях может потерять способность видеть связь эстетических и этических сторон жизни. Жизненная программа, ориентированная на добро, ставит во главу угла преемственное содержимое. Особенностью любой индивидуальной картины мира является ощущение ее естественности и единственности. 
Система мира - высшая степень имеющихся у журналиста знаний о действительности во всех ее проявлениях. Картина мира строится из понятий и образов. В зависимости от преобладающих элементов говорят о понятийном или образном мышлении. 
Существует несколько источников, из которых журналист черпает свои представления: обыденное сознание, основная частью которого является социальная мифология, элементарная наука . Говоря об источниках знаний журналиста, выделяют 3 их типа: знание здравого смысла, знания элементарной науки, знания развитой науки. Всякое явление действительности, освоенное в человеческой деятельности, становится элементом определенной культуры, приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности - т.е. становится ценностью. 
Выделяют три группы ценностей: 
1. Явления, имеющие социокультурное содержание. 
2. Эталоны, в качестве которых выступают определенные социокультурные образования. 
3. Идеалы, выражающие сущность человека. 
Ценностями считаются свобода, образование, отдых, культура, и.т. Тот уровень достижений, которые воспринимаются на ранней стадии как успех, через некоторое время становятся обычными, не вызывают волнения и радости. После того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее эмоционально более привлекательной, особое значение имеет профессиональная Среда.  
Деятельность и общение - те “ворота”, через которые внутрь личности проникают общественные отношения. Именно в процессе общения согласовываются те или иные взаимоотношения журналиста с другими людьми. Дзялошинский предложил следующие принципы формирования внутреннего мира журналиста: 
1. Принцип единства и противоречивости различных компонентов внутреннего мира. 
2. Принцип единства и противоречивости объективных сторон деятельности журналиста. 
3. Принцип единства и противоречивости объективных и существенных факторов формирования внутреннего мира журналиста. По мнению А.Г. Здравомыслова, в качестве важнейшей источников человеческой деятельности выступают потребности, интересы и ценности. Система установок, потребностей и жизненных целей, а также отрицающих их рефлексов, интересов и обстоятельств может быть обозначена понятием “направленность личности”. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки. 
Под “установкой” понимаются привычки, устойчивый стиль волевой жизни с заданностью стремлений (интересов, конечных целей и усилий творчества). Эта устойчивая готовность действовать в определенных ситуациях обозначается различными понятиями: аттитюды, намерения, преддиспозиция, диспозиция, информационная модель, схема, валентность, и т.д. (около 30 предложений). 
По Д.И. Узнадзе установки возникают на почве потребности, объективных обстоятельств, не только являются энергетическим источником, но и содержат необходимую для организации поведения информацию. 
Р.Г. Катадзе указывает, что установка есть условное состояние мобильности индивида на определенном действии, обусловленное потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуации. Установка - возникающая на основе прошлого опыта человека готовность субъекта к определенной деятельности в соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией. На процесс становления установок сильное влияние оказывает коммуникация. Установки подразделяются на: 
1. фиксированные (привычка действовать определенным способом ) 
2. социальные - определяют какие действия в различных ситуациях. 
3. ценностная организация личности - “Надо”,”Важно”, и т.д. 
4. общая направленность человека на ту или иную сферу жизнедеятельности журналиста, называются профессиональными. Они представляют собой сформировавшиеся в процессе профессионального становления журналиста на основе овладения способом журналистской деятельности, совокупность предисловий, определяющих направленность его действий. Основной формой выражения установки является рефлексия, т.е. неосознанное побуждение к действию. 
нужно понимать рефлекс в широком смысле - в виде непознанных, сформировавшихся из-за десятилетий профтренинга, импульсов, которые мгновенно возникают при соответствующих условиях и организуют поведение по какой-то неосознанной схеме. Особое значение в системе проф.установок имеют нравственные императивы. Профессиональное поведение стало предметом внимания журналистского сообщества. 
В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с высшим миром: 
1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность. 
2)Внешне трудный и внутренне простой миры - только с помощью фанатичного мировоззрения можно достичь предмета потребностей. 
3) Внутренне сложный и внешне легкий мир - трагическое мировоззрение. внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора. 
4) Максимально сложный внешний и внутренний миры - творческое мировоззрение, ориентация на выполнение конкретных замыслов. Мировоззрение зиждется на фундаментальных представлениях - о мире, о мечте человека в нем, о взаимоотношении человека с миром, мировоззрению журналиста по И.Дзялошинскому должны быть не чужды проблемы гуманитарного общества. В этой связи нельзя не рассмотреть такое понятие, как менталитет. Это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или установленной группе. В его составе 3 программы, переданные индивиду от общества: 
1. Программа сохранения и развития вида (человека) 
2.Программа сохранения рода 
3. Программа самосохранения. 
Регулятивно-смысловую сферу журналиста можно представить как многослойную систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого “вращаются” отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи понятия “идеология”. Идеология как понятие сформировалось на грани политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической культуры журналиста. 
Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.  
Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.  
Рефлексия - осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает, что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом является самооценка. Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в референтной группе - профтворческой среде и особенностям самого журналиста. Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии “профессиональная честь”. Осмысление профессиональных действий возможно, если существует понятийно-оценочный комплекс, на котором может быть основная рефлексия. 
Профессиональная идеология входит в систему, обозначаемую как “профессиональная культура”. Психологическая культура журналиста формирует духовную сторону профессиональной культуры. Чем богаче человек духовно, тем больше он знает о своих внутренних возможностях, тем больше у него шансов развить свой интеллект. различают 7 видов интеллекта: 
1.вербальный - способный решать проблемы языковыми средствами - свойственен поэтам, писателям, журналистам. 
2. Внутриличностный интеллект - способность понимать свои переживания. Свойственен психиатрам, писателям и журналистам. 
3. Моторный интеллект - владение телом - присущ спортсменам. 
4. Межличностный - способность понимать людей ( политики, учителя, журналисты) 
5. Логико-математический. 
6. Музыкальный 
7. Пространственный 
Интеллект - не только продукт общественного развития, он преломляет совокупность общественных отношений и индивида. Свойства интеллекта - (основа интеллектуальной базы личности) и воображение - способность создавать нечто, ранее не наблюдавшееся. Интеллект - ядро личности журналиста. И. Дзялошинский утверждает, что, если перестроить общество, чтоб оно было заинтересовано в подъеме общей нормы одаренности, стали бы появляться гении в огромных количествах. Эрих Фромм даже предлагает концепцию такого общества - ориентированного на бытие.  
Нормы и ценности, которым следует журналист, влияют на его профессиональную деятельность. Так об этом сказал Дональд Макдональд: “ та оценка ценностей, которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации фактов, должна отражать те ценности, в которые верит он сам. Эти ценности приобретались им в ходе всей его жизни, он приобрел их во время учебы, на него повлияло его исповедание, детство, семейная жизнь, происхождение, друзья и круг общения, национальность и связанная с ней культура, изученный опыт и здравый смысл.» 
(Э. Джонс, Д. Мэрилл «Беседы о Масс-медиа»- М. 1997. стр.183 ) 
В психологической культуре журналиста важное место отводится воле. Воля формируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению препятствий, ограничивающих свободу человека в каком-либо отношении. 
Выделяют 3 группы черт волевых людей: 
1. Ограничивающие активность, определяющие организованность - привычки к самоконтролю, дисциплине. 
2. определяющие стойкость (терпеливость, выносливость) 
3. определяющие жизнедеятельность - самостоятельность, готовность к работе. 
По данным социалистических исследований, высоко развита воля у 22 % журналистов, Средне – у 28 %, низко развита - у 50 %. 
И.Дзялошинский по характеру эмоциональной сферы делит журналистов на несколько типов: Уравновешенный, радостный, гневный, радостно-гневный, радостно-тревожный, разрушительно-тревожный, раздражительный. Больше всего журналистов входит в уравновешенный и раздражительно-тревожный типы. ( 22 и 20 процентов общего числа респондентов). 
Подводя итог теоретической части, нельзя не отметить, что творческое начало формируется законами личности, окружающей сферой и видам выбранной деятельности.  
Журналистика - очень интересная профессия. Тот, кто выбрал ее, должен быть готов к психологическим изучениям своей личности. 
Многое было изложено, но еще больше можно было написать. Психологическая культура журналиста не есть комплекс понятий, каждое понятие входит в сознание и подсознание, заставляет мыслить и действовать по-журналистски. 
В следующей части будут проанализированы материалы известного дагестанского журналиста Б.Узунаева и предпринята попытка дать оценку его психологической культуры как журналиста-профессионала.  
 
 
 
 
 
Анализ объектов исследования. 
 
В качестве объектов исследования взяты статьи популярного журналиста Багаутдина Узунаева ( 1957г.р.)  
Коротко о нем: окончил литературный институт им. Горького в г. Москва, 15 лет проработал в СМИ Прибалтики. В конце 1990х годов вернулся на историческую родину. В 1998-2000 гг. работал ответственным секретарем газеты “ МК -Кавказ-Дагестан”. 
С ноября 2000 г. по сей день работает в популярнейшем дагестанском еженедельнике “Новое дело”, где руководит отделом журналистских расследований (недавно переименованного в отдел морали и права). Цель автора - выявить особенности психологической культуры журналиста Б.Узунаева. 
1Клептократия ( игра слов или продолжение политических игр)” (“МК - Кавказ - Дагестан”, 16.09-23.09.1999г. ) В свое время было немного пересудов по поводу этой статьи. Журналист попытался обозначить свое отношение к политическому режиму. Как дагестанскому , так и российскому ( в то время у всех на слуху было дело “Мобитекса” и БОНИ ( Банк оф Нью-Йорк). По классификации И.Дзялошинского у Б.Узунаева превалирует четвертый аспект взаимоотношений с внешним миром - внутренние, а также волевой характер, прямолинейность. Эмоциональную сферу журналиста можно отнести к радостно-тревожному типу. Излагая уже известные общественности факты, журналист делает глубокомысленные выводы о всеобщей коррумпированности властей. При этом этично обыгрываются имена и названия, что говорит о наличии высокоразвитого интеллекта, профессиональной чести.  
2. Другая статья -”Живущие в больших домах” (“Литературная Россия” № 38 (1910) , 1999г.) Узунаев Б. обвинял власти в некомпетентности, повлекшей за собой события августа-сентября 1999 г., когда Дагестан стоял на пороге гражданской (вернее-религиозной) войны. 
 
“Им, имеющим прекрасные дома и огромные состояния, безразличен свой народ.” Одновременно дается отповедь журналистке из “МК” Юлии Калининой, которая в статье “Кровь за кровь”, написанная после серии терактов в Москве, предложила “выкинуть из Москвы всех черных”. Б.Узунаев выступил как заступник общественных интересов, как борец против разжигателей национальной розни. В статье ярко проявились ценностные установки - журналист решил не молчать, не смог молчать. 
В статье ощущается боль автора за судьбу родного края. В данном анализе поставлена цель показать изменения психологической культуры журналиста под влиянием различных факторов. Хочется отметить, что направление статей Б.Узунаева в настоящее время изменилось в худшую сторону. Он приобрел репутацию скандального журналиста. Но лучше соблюдать хроническую последовательность.  
3. “Газ- кормилец России” (“МК-Кавказ-Дагестан” 1999г. 5-12 августа.) 
Эта статья - ответ на статью Б.Шейхова “Между нами, монополистами, говоря”. (“Новое дело” № 26, 1999г.) , где тот критиковал естественную монополию за увеличение цен на газ. 
Дав опровержение Б.Шейхову, Б.Узунаев представил все дело иначе - якобы люди не платят за газ, поэтому-то и повышают цены.  
Непонятна явная симпатия Б.Узунаева к “Межрегионгазу”. Журналист объясняет политику расчленить “Газпром “ по своему. Это-де способ вытянуть побольше денег в казну из прибыльной компании. 
В современной России никто не удивляется, что какое-то физическое или юридическое лицо поручает видному журналисту писать статью против своих оппонентов. Но мне думается, что для журналиста выполнение такого заказа - перешагивание через понятия объективности и независимости. Вообще-то статья не стоит глубокого анализа... 
4. “Дедовщина” “МК-Кавказ-Дагестан” (28.10-4.11.99)- Это яркая и запоминающаяся статься. Б.Узунаев отвечает своим оппонентам. Дело в том, что журналист был обвинен в “неверном анализе политической обстановки в Дагестане”. В ответ журналист назвал главу Дагестана “дедом”, а политический режим республики -”дедовщиной”!  
Б.Узунаев призвал к диалогу власти и СМИ, давления на журналистов. Б.Узунаев показал себя, как волевой человек, бесстрашно и прямолинейно назвал вещи своими именами! Честь ему и хвала за эту статью! 
5. “Вот - всенародный свод” (“МК-Кавказ-Дагестан) (16.09 - 29.09.99г.) журналист обрушился с критикой на все главные политические силы России, обвиняя их в непочтительности. Он утверждает, что только одна партия в силах решить проблемы страны - блок Генерала Николаева. Журналист пропагандирует инициативу этого блока. “Свод гражданских требования и власти”. Сейчас сия политическая организация - “Союз народовластия и труда - мало кому известна. Тем более неизвестно, чем закончилась эта ее инициатива. Журналист, вероятно, написал эту статью по “просьбе” учредителей своей газеты, представляющих интересы СНТ в Дагестане.  
Однако, согласно утверждению Д.Макдональда, Б.Узунаев, дискредитирует себя, защищая интересы “Газпрома”, СНТ, и.т.д. Возникает противоречие! 
Журналист, бесспорно, обладает развитым вербальным интеллектом. Все статьи его написаны живым литературным языком. Данная статья - образец политически-пропагандистской статьи, коих в каждую избирательную компанию пишут сотнями.  
6.”Тренер “Анжи” уже определился. Он будет голосовать за Махача Гаджиева”( тот же номер)- явная политическая реклама кандидата от СНТ.  
Нет и намека на объективность. Говоря о политическом выборе тренера “Анжи”, журналист призывает всех болельщиков “Анжи” голосовать также!? Эта статья также не стоит глубокого анализа. 
7. “ Шаг назад- два шага вперед” (“МК - Кавказ -Дагестан” -9.08.99г.) Обсуждается возможность переноса столицы России из Москвы в Санкт-Петербург или Казань. Сейчас все эти дебаты кажутся смешными, но тогда они волновали общество. Политики серьезно говорили о переносе столицы.  
Однако своеобразная позиция Б.Узунаева - по его мнению перенос столицы в Казань мог бы способствовать тюркизации России. Возникает вопрос “журналист - сторонник пантюркизма?” Президента Казахстана Н.Назарбаева Б.Узунаев называет “ великим тюрком”, призывает переименовать Махачкалу, Буйнакск, само название нашей республики Дагестан - его не устраивает!? Думается, различные пан-завихрения не делают чести журналисту. Выступая против политического режима, Б.Узунаев одновременно пропагандирует какую-то марионеточную партию и пантюркизм!?  
8. “ 1400 летие ислама в России будет отпраздновано в срок , но без российского размаха” (“МК-Кавказ-Дагестан” 17.23.08. 2000) Б.Узунаев недоумевает - глава мусульман России Равиль Гайнутдин в угоду политическим соображениям переступает чрез религиозные каноны. Спор между сторонниками разных сроков празднования 1400 - летия ислама в России не позволит осуществить это празднование на данном уровне. Журналист считает, что был потерян шанс встретиться верующим, поклоняющимся - Добру, любви, правоте и справедливости. Думается, вышеизложенные идеалы являются идеалами и самого журналиста.  
9. “Ностальгия по избранности” ( “МК- Кавказ -Дагестан” 27.01 - 3.02.2000г.) .Журналист критикует У.Раджабова за утверждение, что элита является родовым понятием и обозначением только лишь интеллигенции. Б.Узунаев выдвигает гипотезу, согласно которой ученым-гуманитариям свойственно высокое самомнение, а их звания и посты - покупаются и продаются.  
Вот утверждение Б.Узунаева: “Жизнь в обществе, так же , как и жизнь в природном мире, требует от человека иных качеств, чем добродетель и добронравие. Культ силы и здоровья, упругость мышц, красота и легкость фигуры - вот далеко не полный набор качеств, которые я культивирую в себе и ценю в других.” 
Идеал журналиста - калокогатия, но он отдает предпочтение естественному, натуральному, или более соответствующему требованиям окружающей реальности. Журналист мечтает о мире здоровых и хороших людей, но и не пытается сделать этот идеал былью. Зачем тогда нужны мечты? 
10. “Брат от брата побежит ...” (“Новое дело” № 48 .8.12 2000г.) Б.Узунаев дебютировал в “Новом деле” с серией судебных очерков, рассказывал о громких преступлениях, вступал в полемику. В первом очерке журналист взывает христианскому всепрощению. Ситуация дикая - отец потерял единственного сына. Убийца получил всего несколько лет тюрьмы. Разве это справедливо? Журналист показывает свое знание Библии, само злодеяние произошло, по его мнению, из-за тех социальных потрясений, которые пережила наша страна в минувшие десятилетия, люди забыли совесть.... 
11. “С места в карьер или ржавая лестница национальных движений» 
(“Новое дело”, №10, 8.03.2002г.) 
Статья полемичная и пространная. Что хотел сказать журналист? С первого раза не поймешь. Б.Узунаев тепло отзывается о М.Магомедове - том самом, кого он 2, 5 года назад назвал “дедом”!? 
Сразу на ум приходит мысль - ведь не просто так ему позволили работать в “Новом деле”. При этом непонятны выпады против лакского народа - будто у лакцев не было поэтов великих, т.д. Автор данной работы нисколько не обидился на такие выпады, хотя как представитель данного народа мог бы исказить образ Б.Узунаева в своем анализе.  
Просто стало ясно, что этот журналист снова попал в зависимость от сильных мира сего, тех, кого он разоблачает. Наверно, он сделал этот выбор не просто так, не от хорошей жизни. Остается надеяться, что его идеалы от сделанного выбора не изменятся  
Заключение 
 
Подводя итоги проделанной работы, можно констатировать, что тема данной курсовой работы лежит в области не только относящейся к теории журналистики, но и психологии. 
Вот почему автор использовал в работе труды и теоретиков журналистики и видных российских психологов. 
Девяностые годы XX века были переходным этапом для нашей страны. Рухнули многие стереотипы. на арену вышли новые идеалы. Мало кто сейчас надеется, что возможен возврат к прошлому, к воссозданию СССР. В немалой степени на это повлияли современные российские СМИ. Но нельзя думать, что российские журналисты- люди беспринципные, морально неустойчивые, и т.д. 
Да есть и такие. Появился широкий пласт бульварной прессы, сексуально-ориентированных изданий и т.д. 
Однако велико влияние настоящих журналистов, которые в тяжелых условиях рынка сумели отстоять свое достоинство. нельзя не отметить, что XXI век диктует свои новые правила для журналистики: компьютерная сеть “Интернет” породила огромное количество он-лайн изданий. Многие “бумажные” газеты обзавелись своими сайтами, где разрешаются публикации из своих “бумажных” номеров. Через Интернет вещают тысячи радиостанций и сотни телеканалов. Всеобщая “интернетизация” имеет и свои минусы, большинство из которых лежат в сфере психологии личностного восприятия.  
Бумажный номер газеты и электронная его версия не могут быть равнодушны. Однако научный прогресс помогает быстрее, качественнее передать журналистский материал аудитории. 
Но проблемы, связанные с психологической культурой, остаются. Ведь не компьютеры должны писать материалы, а все-таки - журналисты.  
Никто не рождается журналистом. Журналистами становятся постепенно. В начале человек робко и непрофессионально описывает какое-то событие, но пройдет время - и он уверенно берет интервью у известного человека. Исключительно важно для журналиста умение общаться. В мире живет свыше шести миллиардов людей, но журналист с каждым должен уметь найти общий язык.  
Очень важно для журналиста знание свой аудитории, то, как он к ней относится. В этом плане наиболее целесообразна гуманитарная позиция со стороны коммуникатора - партнерство и сотрудничество. Новостные выпуски выводят нас из себя “трупной информацией”, заставляют тревожиться, порой дезинформируют. Это неприемлемо.  
Публикуя свои материалы, журналист не должен относится к ним, как к товару, за который получают деньги, а как к объекту культурного и общественного значения. В этой связи стоит упомянуть систему ценностей, предложенную В.Франком. Он считал, что существует 4 вида ценностей: Ценности отношения между людьми, ценности созидания, переживания.  
Какой была бы журналистика, если б каждый журналист творчески относился к каждому своему материалу?! Каким был бы наш мир, если б каждый человек творчески относился к своему труду?! 
Бесспорно, внешний мир является единственным источником горестей и радостей человека. 
Мы познаем себя в сравнении с себеподобными. Относительность такого сравнения понимается только с течением времени. Хороший журналист отличается от плохого не только неподкупностью, но и твердой политической ориентацией, глубоким творческим даром. Настоящий журналист не обязательно является популярнейшим. Каким подлым и бездарным журналистом и человеком был Жорж Дюруа из романа Г.де Мопассана “Милый друг”?!. Но он смог добиться почтения в обществе. 
Популярность - не синоним талантливости. Современные имиджмейкеры способны из бездарности сделать властителя дум. Журналистика никогда не являлась “четвертой властью”, однако способна влиять на определенное мнение, хотя... 
В феврале этого года разгорелся скандал из-за судейского произвола в отношении российской сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Однако страсти, поднятые журналистами, ими же потом утихомиривались.  
Журналист несет на себе бремя ответственности не только перед аудиторией, но и перед редакцией, коллегами, найти решение, устраивающее обе стороны, нелегко. Большая часть российских журналистов считает себя неспособными противостоять давлению из вне.  
В современном мире журналист должен быть готов столкнуться с любой опасностью, будь то угроза физической расправы или угроза потери работы. Журналист должен быть готов освещать не только политические события, но и последствия чудовищных терактов. В каждой конкретной ситуации нужно уметь занять объективную позицию, не поддаться влиянию инстинкта самосохранения.  
Психологическая культура каждого журналиста уникальна, и любое подражание обречено на провал. Только годы усиленной интенсивной работы над собой формируют личность журналиста- профессионала. 
В заключении нельзя не сказать, что работа эта обогатила психологическую культуру самого автора. 
 
Список объектов исследования. 
 
1. Узунаев Б. Клептократия //МК - Кавказ - Дагестан, 16.09-23.09.1999г. ) 
2. Узунаев Б. Живущие в больших домах//Литературная Россия № 38 (1910) , 1999г.) 
3. Узунаев Б. Газ- кормилец России//МК-Кавказ-Дагестан 1999г. 5-12 августа.) 
4. Узунаев Б. “Дедовщина? МК -Кавказ-Дагестан . 1999. 28 октября-4 ноября. 
5. Узунаев Б. Вои -всенародный “Свод” // МК - Кавказ-Дагестан. 1999, 16-23 сентября 
6. Узунаев Б. Тренер “Анжи” уже определился- он будет голосовать за Махача Гаджиева // МК-Кавказ -Дагестан. 1999. 16-23 сентября. 
7. Узунаев Б. Шаг назад- два шага вперед // МК-Кавказ-Дагестан. 2000. 17-23 августа. 
8. Узунаев Б. 1400-летие ислама в России будет отпраздновано в срок, но без российского размаха // МК-Кавказ-Дагестан.2000, 17-23 сентября. 
9. Узунаев Б. Ностальгия по избранности // МК-Кавказ-Дагестан. 2000, 27 ноября-3 февраля 
10. Узунаев Б. Брат от брата побежит ... // Новое дело . 2000 № 48 ,8 декабря 
11. Узунаев Б. С места в карьер или лестница движений // Новое дело, 2002, № 10, 8 марта. 
 
 
Литература 
 
1. Андреева Г.Н. Социальная психология - М., 1996 
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990 
3. Выготский А.С. психология развития как феномен культуры. - М., 1996 
4. Деркач А.А. Селезнева Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. - М., 1985 
5. Дзялошинский И. Российский журналист в пост-тоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности - М., 1996 
6. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М. 1999 
7. Леонтьев А.А. психология общения - М. Мысль. 1999 
8. Макдональд Д. , Э.Джонс. Беседы о масс-медия . М. 
9. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты, Спб. 1996 
10. Роддин Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М. Вагриус, 1999 
11. Сиберт С., Шрамм У, Петерсон Г. Четыре теории прессы. М. Вагриус 1998 
12. Ученова В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. - М., 1976 
13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. Прогресс, 1990 
14. Фромм Э. Иметь или быть? - М. Прогресс, 1990 
15. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М. 1998 
16. - Репортер: профессионализм и этика. - М. 1999 
17.Словарь иностранный слов - М. Русский язык. 1988 
18. Материалы Интернет-конференции Fido7. su. journalist 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая культура журналиста