Требования к заголовку журналистского текста в контексте объективности информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать на примере белорусских СМИ (газета «Беларусь сегодня») соответствие заголовка публикации в газете в контексте правдивости информации этическим требованиям.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Выяснить, что такое заголовок журналистского текста, определить его функции.
Определить, какие требования предъявляют исследователи к заголовку журналистского текста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………
Глава 1. Заголовок журналистского текста………………………………………………
Заголовок журналистского текста…………………………………………………….
Функции заголовка журналистского текста………………………………………….
Требования к заголовку журналистского текста по мнению исследователей…….
Глава 2. Правдивость информации………………………………………………………
2.1 Правдивость информации как требование профессиональной этики журналиста…………………………………………………………………………………
Глава 3. Требования к заголовку журналистского текста ……………………………..
3.1 Общая характеристика газеты «СБ»…………………………………………………
3.2 Анализ материалов СБ………………………………………………………………..
3.3 Требования к заголовку, выявленные в результате анализа………………………
Заключение………………………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

Филологический факультет

 

Кафедра журналистики

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Требования к заголовку журналистского текста в контексте объективности информации

 

 

 

 

 

 

Студентки 2-го курса 271 группы,

специальности «Журналистика»

Кульба Анны Викторовны

 

Научный руководитель

преподаватель кафедры журналистики,

Кулеш Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2010

 

 Содержание

Введение……………………………………………………………………………………

Глава 1. Заголовок журналистского текста………………………………………………

    1. Заголовок журналистского текста…………………………………………………….
    2. Функции заголовка журналистского текста………………………………………….
    3. Требования к заголовку журналистского текста по мнению исследователей…….

Глава 2. Правдивость информации……………………………………………………

2.1 Правдивость информации как требование профессиональной этики журналиста…………………………………………………………………………………

Глава 3. Требования к заголовку журналистского текста ……………………………..

3.1 Общая характеристика газеты «СБ»…………………………………………………

3.2 Анализ материалов СБ………………………………………………………………..

3.3 Требования к заголовку, выявленные  в результате анализа………………………

Заключение………………………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………….........................

Приложения………………………………………………………………………………... 
Введение

СМИ стали частью нашей повседневной жизни. С их помощью мы узнаем о событиях, которые происходят в мире. Отражение эти события находят в журналистских текстах, которые мы читаем в газетах, слышим на радио либо на телевидении. Первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный и вытекающий из ее содержания, – это заголовок.

Поэтому объектом моей курсовой работы является заголовок журналистского текста, предметом – требования к нему с точки зрения этики.

Цель курсовой работы: исследовать на примере белорусских СМИ (газета «Беларусь сегодня») соответствие заголовка публикации в газете в контексте правдивости информации этическим требованиям.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Выяснить, что такое заголовок журналистского текста, определить его функции.
  2. Определить, какие требования предъявляют исследователи к заголовку журналистского текста.
  3. Выявить, что представляет собой правдивость информации и как она регламентируется кодексами профессиональной этики БСЖ и БАЖ.
  4. На примере газеты «СБ – Беларусь сегодня» проверить соответствие заголовка содержанию материала.
  5. Сформулировать собственные требования к заголовку газетных материалов.

Материалом послужит № 165-186 газеты «СБ» за сентябрь 2010 года.

В первой главе мы рассматриваем заголовок журналистского текста, называем  его цели, функции, а также требования, которые сформаулировали исследователи данной проблемы. Тема моей курсовой звучит «Требования к заголовку журналистского текста в контексте правдивости информации», то во второй главе мы рассматриваем понятие правдивости информации, а также показываем, как это понятие регламентируется в кодексах профессиональной этики БСЖ и БСЖ. В третьей главе мы проводим анализ заголовков и публикаций газеты «СБ», выявляем свои требования к заголовку журналистского текста на основании анализа.

 

 

Глава 1. Заголовок журналистского текста

    1. Понятие заголовка журналистского текста

«Заголовок – это первое слово автора в его заочной беседе с читателями. С названия начинается путь книги к уму и сердцу человеческому» [1, 10].

 «Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой» [9, 26]. Эта важность связана с тем, что заголовок будет прочитан более чем в 90% случаев, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом [5].

«Заголовок в газете, в отличие от названий радио- и телепередач, — единица коммуникативная, активно действующая на читателя. Он кратко информирует читателя о содержании газетного материала, осведомляет о значении, характере и степени важности событий, отразившихся на страницах газеты. По заголовку статьи, репортажа, фельетона, корреспонденции часто можно судить об отношении автора к описываемым событиям, о позиции редакции» [12].

«Любители образных сравнений говорят, что заголовок – это «восклицание в застывшей форме», «паспорт книги», её «визитная карточка», «вывеска», «витрина», «совесть», «флаг», «фасад», «попутчик», «символический знак» и т.д.» [1, 8]. Тоже самое можно сказать и о заголовке публикации в газете.

«К тому же заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с содержанием всего номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка.

Обратившись к истории печати, можно заметить, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании». Поэтому заголовок требует к себе постоянного внимания – как авторов публикаций, так и особо сотрудников газетного секретариата и других журналистов, занятых подготовкой очередных номеров газеты. И не случайно в процессе подготовки номера столь часто меняют заголовки некоторых материалов, которые дали им их авторы, – руководители редакции стремятся найти самые удачные варианты заголовков, которые должны привлечь внимание читателей.

Профессиональное мастерство работы с заголовками включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных материалов на полосах номера. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.

Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

Заголовки применяются отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик» [6].

«В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных» [6]. Например: «Отменяется лицензирование 16 видов деятельности», «Списки поданы. Претендентов больше нет» («СБ») и т.п. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов. Например: «МАЗы грязи не боятся», «Культ и личности», «На ковер. Для выяснения отношений» («СБ») [6].

Таким образом, из выше написанного можно определить цели заголовка журналистского текста:

- воздействие на читателя;

- привлечение внимания читателя, как формой (внешний вид, оформление на полосе), так и содержанием;

- ознакомление читателя с публикацией.

 

1.2 Функции заголовка

Как уже было сказано, заголовок журналистского текста – это неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поэтому необходимо назвать его функции для того, чтобы впоследствии определить требования к заголовку.

При анализе заголовка как неотъемлемой части журналистского текста, разные учёные актуализируют различные его функции, причём их количество варьируется от 2 (у Колесниченко А.В.) до 4 (у Орловой Т.Д.). Обобщив данные  существующих исследований, мы назовём наиболее значимые:

1). Рекламная функция. Так, по мнению М.И. Шостака, основное назначение этой функции — заинтересовать читателя, заставить его прочесть материал [12].

«Заголовок, выполняющий рекламную функцию, формирует психический настрой личности, благодаря чему и активизируется внимание, заставляющее читателя обратиться к газетной публикации» [9, 27].

  Шишкин Н.Э. в книге «Газетный заголовок. Сборник материалов» приписывает эту функцию «бульварной прессе». «В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция заголовка: привлечь внимание максимально большого количества самых разных людей — это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке в первую очередь создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». О чем может подумать читатель. И встречая, скажем, в газете заголовок: «Что делает муж, когда жены нет дома»? Возможно, о чем-то очень пикантном. И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в названии публикации» [11] .

2). Следующей по значимости мы выделили информативную функцию, однако наряду с ней  Колесниченко в «Прикладной журналистике» и Орлова в «Теории и методике журналистского творчества» ставят  контактную (коммуникативную).

«Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация» [5].

3). Не менее значимой является функция привлечения внимания. «Для издания, вступившего в конкуренцию на рынке информации, публикация текстов с эффектными заголовками, привлекающими внимание аудитории, означает использование важного фактора, способного привести к успеху на этом рынке. Не случайно журналисты иногда даже шутят, что заголовки — дело не журналистов, а маркетологов, поскольку именно они — специалисты по «продаваемости» издания» [11].

Шостак в «Репортёр, профессионализм и этика» даёт второе название этой функции – графически-выделительная и пишет «всем газетным заголовкам присуща графически-выделительная функция, позволяющая отделить один текст от другого, выделить текст из окружающего контекста и в то же время «связать» всю полосу в единое целое. Эта функция заглавия осуществляется, как правило, графическими средствами. Журналисты стремятся уже с помощью заголовка пробудить у читателя активность, вовлечь его в процесс сотворчества» [12].

Информация о работе Требования к заголовку журналистского текста в контексте объективности информации