Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - описать этническую ситуацию сквозь призму печатных медиа Крыма.
Задачами данной научной работы определены следующие:
1. Определить понятие «этническая ситуация» и указать ее место в тематической презентации печатных СМИ.
2. Описать суть контент-анализа и его составляющие.
3. Провести мониторинг прессы Крыма по проблемам этнической ситуации.
4. Систематизировать материал и составить графики по темам публикаций.
5. Охарактеризовать роль заголовков и определить их влияние на реципиента.
6. Определить специфику подачи материала об энической ситуации на станицах крымских газет.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Контент-анализ и его значимость для изучения коммуникативных отношений………………………………………
Суть метода и сфера применения………………………………..
Методика контент-анализа………………………………………
Количественный и качественный контент-анализ……………..
Глава 2. Этническая ситуация и категории ее описания………….
Глава 3. Специфика подачи этнического материала в печатных медиа Крыма. ………………………………………………………………..
Мониторинг печатных СМИ……………………………………..
Элементы влияния на аудиторию………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И.ВЕРНАДСКОГО

 

кафедра межъязыковых коммуникаций и журналистики

 

 

 

 

ЭТНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ  И ПРИЕМЫ ЕЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ КРЫМА

 

 

                                                Курсовая работа

                                                          Студентки 2 курса факультета  славянской

                                                         Филологии и журналистики

                                                         БОГДАНОВИЧ Ольги Игоревны

 

 

                                                           Научный руководитель-

                                                           Кандидат филологических наук

                                                           ВЕРБИЦКАЯ Юлия Александровна

 

 

 

                                 Симферополь - 2009

 

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………
  2. Глава 1. Контент-анализ и его значимость для изучения коммуникативных  отношений………………………………………
    1. Суть метода и сфера применения………………………………..
    2. Методика контент-анализа………………………………………
    3. Количественный и качественный контент-анализ……………..
  3. Глава 2. Этническая ситуация и категории ее описания………….
  4. Глава 3. Специфика подачи этнического материала в печатных медиа Крыма. ………………………………………………………………..
    1. Мониторинг печатных СМИ……………………………………..
    2. Элементы влияния на аудиторию………………………………..
  5. Заключение……………………………………………………………
  6. Список использованной литературы………………………………..
  7. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

     Актульность. В настоящее время не ставится под сомнение роль средств массовой информации в формировании социальных представлений. Внимание привлекают вопросы, какую роль играют СМИ, в том числе и пресса, в трансляции информации о социальных процессах, для описания которых используются этнические категории, благодаря чему ситуация, описываемая в газете, определяется как "этническая" ситуация. Поскольку в большинстве случаев такие ситуации оцениваются негативно, постольку это способствует формированию ксенофобии и различных видов этнофобий среди населения Автономной Республики Крым. Причем свой вклад в разжигание нетерпимости вносит не только так называемая "желтая" пресса, но и издания, имеющие репутацию "демократической прессы"  [5; 22].

      Сообщения об "этнических" ситуациях имеют не только прямое идеологические и символическое влияние на читательскую аудиторию, но и принимают участие в производстве и легитимизации дискурса об этих событиях. Такие сообщения соотносят представителей меньшинств и мигрантов других этнических групп чаще всего с социальными проблемами, конфликтами, отклонениями или даже различного рода угрозами. Культурные различия подчеркиваются и часто негативно интерпретируются как источник многочисленных социальных проблем мультикультурного общества.

Новизна исследования. Недостаточность отечественных исследований, рассматривающих возможности и аспекты включения исследовательских практик в сферу коммуникативного воздействия СМИ, ведёт к неэффективному использованию медиа-пространства, ограничивает индивидуальное восприятие реципиентом события, возможность адекватной реакции пассивных участников конфликта (коммуникации), препятствуя социальной интеграции и способствуя социальному неравенству. Мониторинговое исследование любого материала позволяет по-иному взглянуть на регион, выявить те явления, которые консолидируют общество или разъединяют его, определить тенденции жизнедеятельности в различных сферах человеческого пребывания.

 

     Теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящее время перед обществом ставится задача развития человеческих ресурсов, образования и толерантности в течение всей жизни. Это обстоятельство подводит нас к постановке проблемы влияния СМИ на межнациональную ситуацию в поликультурном крымском регионе, которая состоит в определении направлений использования возможностей СМИ как факторов воздействия и возможной манипуляции. Анализ существующих в медиа-пространстве региона межэтнических «болевых тем» и сформировавшихся догм и убеждений так называемых коренных этносов, разработка подходов к активизации составляющей манипулятивного воздействия  в контексте реализации концепции непрерывного межнационального взаимодействия и возможных прецедентных явлений. Аналитический обзор сведений о картине мира, особенно представленный в сравнении с другим временным срезом, делает работу актуальной и имеющей несомненное практическое значение.

     Цель исследования - описать этническую ситуацию сквозь призму печатных медиа Крыма.

   Задачами данной  научной работы определены следующие:

1. Определить понятие «этническая ситуация» и указать ее место в тематической презентации печатных СМИ.

2. Описать суть контент-анализа  и его составляющие.

3. Провести мониторинг прессы Крыма по проблемам этнической ситуации.

4. Систематизировать материал и составить графики по темам публикаций.

5. Охарактеризовать роль заголовков и определить их влияние на реципиента.

6. Определить специфику подачи материала об энической ситуации на станицах крымских газет.

     Методы исследования. В работе использованы разнообразные методы и методики анализа журналистского материала, среди которых следует отметить: контент-анализ, метод статистического подсчета, метод сплошной выборки материала, сравнительно-сопоставительный метод, типологический метод, научное наблюдение, метод тематической дифференциации, методика аналитического прогнозирования, описательный метод и др., достаточно подробно описанные в специальной литературе [ 23 ].

     Характеристика исследуемого материала.  Материалом для исследования послужили тексты публикаций, изданные в печатных СМИ Крыма. Проанализированы издания "Крымская правда" и "Голос Крыма", «Крымское время», «Крымское Эхо», «Крымские известия», «Полуостров Крым», «Українська світлиця», «Первая крымская», «События» за август - сентябрь 2008 года. Просматривались все номера названных изданий за указанный период времен. В результате сплошной выборки отобраны все публикации, тематика которых соответствовала следующим значимым категориям:

- межэтнический прецедент;

- ретроспективный анализ исторических событий;

- защита национальных интересов;

- оценка развития украинского языка и культуры;

- конфессиональные отношения;

 - деятельность национальных организаций;

 - развитие национальных культур;

 - языковой вопрос;

 - межнациональное сотрудничество;

 - земельные отношения в межнациональной плоскости;

 - дискриминация по национальному признаку.

     Всего проанализировано более 250 публикаций, представленных материалами различного жанра, от небольших заметок до аналитических статей. Наиболее насыщенными оказались издания "Крымская правда", "Крымское время" и «Полуостров Крым».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Глава 1.

Контент-анализ и  его значимость для изучения коммуникативных  отношений

 

    1. Суть метода и сфера применения

 

     Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.

     Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так, первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности [19]. Однако всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США [14]. Термин content-analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, Д.Спиид, А.Тенни, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.

      Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов. В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода второй мировой войны [16]. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.

     Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии [5; 22]. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований [18] и связей с общественностью [16].

     С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.

 

 

 

2.2. Методика  контент-анализа

 

          Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа. 
     Условно методику проведения контент-анализа можно разделить на несколько этапов.

  Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников – ведущих печатных изданий Крыма и их сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение – журналистская статья:

- заданный тип источника (пресса, рекламные или пропагандистские материалы)

- один тип сообщений (статьи, заметки, интевью);

- заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

- сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

- частота появления сообщений определенной тематитики,

- способ распространения сообщений;

- место распространения сообщений;

- время появления сообщений.

     При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего[19].

  Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу статьи часто ограничены по численности и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации [19].

  Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть ключевые слова или темы (межэтнический прецедент; ретроспективный анализ исторических событий; защита национальных интересов; оценка развития украинского языка и культуры; конфессиональные отношения; деятельность национальных организаций; развитие национальных культур; языковой вопрос; межнациональное сотрудничество; земельные отношения в межнациональной плоскости; дискриминация по национальному признаку). Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это единица, представляющая собой отдельный блок событий, происходящих или описывающих тот или иной предмет (явление). Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

Информация о работе Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма