Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:21, статья
В данной статье рассматриваются и раскрываются основные термины, которые используются в СМИ при квалификации различных террористических актов. А также раскрывается вопрос о происхождении данных терминов и реальном отношении терроризма к религии ислам, с точки зрения основных источников и основ самой религии ислам.
Является
ли терроризм исламским?
На сегодняшний день проблема терроризма является очень актуальной не только в России, но и во всем мире.
Для начала необходимо рассмотреть и раскрыть такие понятия как «терроризм», «исламский терроризм», «исламский экстремизм», а также «ваххабизм». И выяснить, является ли терроризм исламским?
Так, в Федеральном Законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" дано следующее понятие терроризма «терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». [1]
Энциклопедический словарь дает следующее определение «терроризм - это один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. [2]
Таким образом, суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.
Сегодня в отношении религии ислам в средствах массовой информации зачастую применяют термины, «исламский терроризм» и «исламский экстремизм», а также «ваххабизм». Этим понятиям придаются самые различные значения.
Не смотря на шаблонную фразу: «терроризм - не имеет религии и национальности» из уст политиков и журналистов нередко можно услышать словосочетание «исламский терроризм». По мнению Валерии Пороховой[3]- русской женщины, которой принадлежит поэтический перевод Корана, люди не задумываются над смыслом фразы, которая получается из этих слов. Дословно «исламский терроризм» переводится как «мирный терроризм», а еще точнее «мирное устрашение». Корень слова Ислам – «Салям» - означает Мир, поэтому словосочетание «исламский терроризм» содержит внутреннее смысловое противоречие. Очевидно, что террор не может быть мирным, а Ислам не имеет права на религиозное устрашение. Терроризм преследует своей целью насилие, убийства, войны, страдание и угнетение людей. Все это, в Коране отмечено как величайшее бесчестие. А также в Коране говорится: «нет принуждения в религии, уже ясно отличается прямой путь от заблуждения»[4]
Генеральный муфтий королевства Саудовская Аравия, президент Комитета главных исламских ученых и Министр Образования Абду-ль-Азиз ибн Абдулла ибн Мухаммад Аль Аш-Шейх сказал: «Что касается терроризма и террористических актов, которые происходят во всем мире - это действия, которые недозволенны исламским шариатом и которые не из этой религии. Эти действия противоречат духу и основами законодательства (шариата) со всех углов зрения. Мусульманин, который изучает свою религию, и действует на основе Корана и Сунны пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) не позволит себе впасть в подобные деяния, потому что это вызовет гнев Аллаха, и плод этого - вред и нечестие (на земле)»[5].
Также к термину экстремизм, все чаще добавляется приставка религиозный, порядком слов предлагается определенный алгоритм понимания, общество становится религиозным и как следствие проявление экстремизма. Такие вспышки фанатизма и экстремизма действительно встречаются в истории различных религиозных учений и христианства, и ислама. Но в своей основе, религия всегда имела позитивное влияние на человека. В контексте же мировых событий, по отношению к термину религиозный экстремизм, справедливым кажется, другой алгоритм. Общество, поставленное в невыносимое экстремальное условие, становится причиной возникновения экстремизма. А человек в экстремальной ситуации, чаще становиться религиозным, чем в благополучной обыденной жизни, это естественное состояние людей.
Таким образом, сама по себе религия не является импульсом для проявления экстремизма и терроризма. И решение проблем, кроется не в устранении религии, а в устранении экстремальных ситуаций.
Несмотря на богатство языка, в терминологиях, используемых в отношении ислама, наблюдаются смутное разнообразие, на этот случай в различных языках предусмотрено заимствование из иностранных слов. Одним из иностранных слов, является термин «ваххабизм», в нынешнем понимании явление сложное и противоречивое. Например, зачастую террористов считают ваххабитами, не вдумываясь в смысл этого понятия. Все известные представления о значении этого термина нами было выявлено, проведя его исторический анализ.
С начала XVI века, значительная часть Аравии принадлежала Османскому халифату и племена арабов платили дань Империи Османов. К XVIII веку некоторые государства Аравии, начинают проводить самостоятельную политику. Восточнее Мекки и Медины сформировалось исламское движение ваххабитов, его основатель Ибн Абд Аль Ваххаб, выступил под знаменем возврата к истокам ислама. Его последователи выступали против вина, табака, пышного культа святых и против всех нововведений которые вводили в религию ислам, представителями Султанской Турции.
Последователи Ибн Абд Аль Ваххаба, осуждали все эти нововведения в религию, потому что они противоречили нормам ислама. Примкнувший к ним Эмир, небольшого государства в Неджде, Эмир Сауд, возглавил движение после смерти Ибн Абд Аль Ваххаба. Вскоре сторонники Сауда, подчинили себе большую часть Аравии, включая святые города Мекку и Медину. Борьба длилась весь XIX век и закончилась в пользу потомков Эмира Сауда.
В 1902 году был восстановлен Ваххабитский Эмират со столицей в Эр-Рияде. В 1924 году к государству Саудитов был присоединен Хиджаз и граници достигли Ирака и Кувейта. Через восемь лет, оно стало официально именоваться королевством Саудовская Аравия.
В августе 2005 года из правящей династии Саудов скончался король Фахд, он был похоронен на семейном кладбище как обычный человек. Его страна была названа одной из самых стабильных в мире за прошедшее десятилетие.
Сложно сказать, считал ли король Фахд свою страну ваххабистской и что понимали под этим словом его далекие предки? Известно одно, не он сам, не его брат, занявший его место, никогда не призывали убивать людей за принадлежность к нации, к религии или к гражданству.
Выяснив значение этого термина, можно сказать, что все события, которые происходили в Саудовской Аравии в то время, совершенно никакого отношения не имеют к реальной ситуации в Российской Федерации.
В данной работе хотелось бы обратить внимание на то, что не всегда выше названные термины корректно используется в отношении религии Ислам. Нужно называть ту или иную проблему своими именами. Преступников определенно преступниками, террористов - террористами, мусульман - мусульманами, а не террористами, экстремистами или ваххабитами.
Решение какой-либо проблемы кроится в правильном понимании этой проблемы. И потому считаем очень важным, раскрытие выше упомянутых терминов для того чтобы граждане Российской Федерации, особенно молодежь правильно понимали проблемы и реагировали на них.
В рамках решения этой проблемы нами предлагаются следующие меры:
1. Провести
социальный опрос населения в
рамках субъектов Российской
Федерации. И по итогам
2. В
рамках настоящей темы ввести
курс лекций в школах и
2. Ввести спецкурс в профессиональных учебных учреждениях, а также в один из разделов предмета «ОБЖ» общеобразовательных школ, связанный с пониманием терминов и проблем, касающихся терроризма.