Виды разделения труда профессиональных управляющих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 20:26, реферат

Краткое описание

Существует множество определений, что такое управление. Заслуживает внимания точка зрения, рассматривающая управление как особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования.
В качестве рабочего предлагается определение, согласно которому управление рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях согласования и объединения их совместного труда по созданию благоприятных условий жизнедеятельности.

Содержание

Введение
2
Понятие «управление»
3
Виды разделения труда профессиональных управляющих
4
Заключение
18
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

основы управления.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

2

  1. Понятие «управление»

3

  1. Виды разделения труда профессиональных управляющих

4

               Заключение

18

Библиографический список

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Окружающий человека мир принято делить на неживую  природу, живую природу и человеческое общество. Соответственно выделяют управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), управление биологическими системами и управление социальными системами (человеком, семьей, фирмой, отраслью, муниципальным образованием, регионом, государством и т.д.), или иными словами социальное управление. В изучаемом курсе нас будет интересовать общая теория управления.

Существует множество  определений, что такое управление. Заслуживает внимания точка зрения, рассматривающая управление как особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования.

В качестве рабочего предлагается определение, согласно которому управление рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях согласования и объединения их совместного труда по созданию благоприятных условий жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «управление».

 

Понятие «управление» используется в следующих значениях:

  • управление как наука — система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;
  • управление как искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации;
  • управление как функция — по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;
  • управление как процесс — определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей;
  • управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Необходимость управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в производственных коллективах, в масштабе всего государства и необходимостью его координации. Анализируя формы общественного труда К. Маркс пришел к важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — профессиональных управляющих.

По сравнению  с другими видами труда, управленческий труд имеет ряд специфических  особенностей:

  • он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
  • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  • предметом труда является информация;
  • средством труда — организационная и вычислительная техника;
  • результатом труда — управленческое решение.

 

  1. Виды разделения труда профессиональных управляющих

 

Выделяют следующие  виды разделения труда профессиональных управляющих:

  • функциональный — основывается на формировании групп работников управления, выполняющих функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;
  • структурный — строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;
  • вертикальный — строится на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников, включает управляющих, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Высший уровень — это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом;
  • горизонтальный — разделение труда по функциям;
  • технологический — учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их реализации; специалисты осуществляют разработку вариантов решений; служащие занимаются информационным обеспечением управленческого процесса.

Ключевое понятие  управления — воздействие. Оно связано с деятельностью субъекта управления по переводу объекта управления в новое желаемое состояние. Причем воздействие может быть разным по объему, содержанию, направленности, методам.

В процессе управленческой деятельности субъекты и объекты управления взаимодействуют  между собой. Помимо отношений субординации типа «руководители — подчиненные», в управленческих отношениях присутствуют элементы сотрудничества, взаимопомощи. Причем значение последних в современных условиях возрастает.

В теории управления выделяют управление функционированием  и управление развитием. Эти два  аспекта управления, как правило, присутствуют в любой управленческой деятельности. Например, на уровне региона выделяют управление функционированием региональных служб и управление развитием региона. В последнем случае это может быть связано с привлечением новых видов бизнеса, развитием телекоммуникаций и т.д.

Под развитием  понимается изменение характеристик  управляемой системы. Эти изменения могут носить как количественный, так и качественный характер. В последнем случае говорят или об структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении управляемой системой новых характеристик.

Управление развитием  любой системы отличается от управления функционированием. Управление развитием связано, прежде всего, с выявлением прогрессивных тенденций, определением целей и задач, преобразованием управляемой системы. Управление развитием в отличие от управления функционированием носит более творческий характер.

Управление развитием  требует выделения долгосрочных и краткосрочных целей и разработку соответствующих им критериев. Среди  долгосрочных целей, как правило, выделяют повышение уровня жизни населения. В качестве краткосрочных целей рассматривается преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового внутреннего продукта. Кроме того, иногда выделяют тактические цели развития. Они могут быть связаны с развитием новых видов бизнеса, повышения уровня занятости населения и т.д.

Для оценки динамики развития необходимо использовать показатели, характеризующие темпы изменения  отдельных характеристик управляемой  системы. Если это касается страны, то речь в первую очередь идет о темпах роста душевого дохода, производительности труда, темпах структурной трансформации производства и общества.

Принципы управления — это правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться субъекты управления в определенных условиях социально-экономического развития. Они определяют требования к системе, процессу и механизму управления. С развитием общества изменяются и принципы управления.

Большое внимание разработке принципов управления уделялось  в СССР. Среди них в первую очередь выделялись следующие принципы: демократического централизма, единоначалия и коллегиальности, единства политического и хозяйственного руководства, сочетания отраслевого и территориального управления, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования, научности управления и др.

Заслуживает внимания подход В.И. Кнорринга к пониманию  сути принципов управления. На его  взгляд, принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия  на личность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

В. И. Кнорринг выделяет следующие принципы управления:

  • Принцип правовой защищенности управленческого решения. Этот принцип требует от руководителя знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия их действующим нормативно-правовым актам.
  • Принцип оптимизации управления.
  • Принцип делегирования полномочий. Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
  • Принцип первого руководителя. При организации выполнения важного задания, контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем.
  • Принцип одноразового ввода информации. Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.
  • Принцип повышения квалификации. Данный принцип требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, независимо от занимаемой должности.
  • Принцип цели. Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принципы управления нельзя считать абсолютной истиной. Их следует рассматривать, прежде всего, как инструмент, позволяющий влиять на сложный мир взаимоотношений между людьми. Принципы управления подсказывают субъекту управления как разумнее воздействовать на управляемую систему в конкретной ситуации и какую реакцию, скорее всего, следует ожидать на управляющее воздействие. Но следует также помнить и то, что управленческие отношения сложнее самих правильных принципов и требуют творческого начала от субъектов управления.

Среди функций  управления в первую очередь выделяют следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль и учет.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.

В ходе планирования разрабатываются планы. План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объемов, методов, последовательности и сроков выполнения. Планы — это не столько директивы, которым надо жестко следовать, а скорее всего индикаторы, показывающие эффективные пути решения целей и задач управляемой системы в конкретной ситуации ее развития.

Планирование  состоит из следующих стадий:

  • объективного анализа состояния всех сторон системы и определение ее возможностей;
  • определения цели системы и способов ее достижения. Цель должна быть определена четко, конкретно и содержать цифры, сроки и исполнителей;
  • доведения планов до всех, кто должен их выполнять и кто несет ответственность за их реализацию;
  • выбора методов оперативного контроля.

Аксиомой теории управления является положение, что  эффективное управление начинается с определения целей. Данная задача решается в процессе планирования.

Установить цель управления — значит описать желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. При этом цели становятся инструментом управления лишь тогда, когда они определены и сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению.

Анализ показывает, что в теории управления основательно исследован вопрос о целях фирмы. Но, что касается вопроса определения  стратегических целей общества, согласования целей разных уровней, то ему уделяется  недостаточно внимания. Данное обстоятельство приводит к существенным издержкам в практике управления. В частности, существует большая путаница в классификации целей по содержанию (социальные, экономические, политические, нравственные и т.п.), по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по уровням управления (в масштабах всего человечества, государственные, региональные, отраслевые, муниципальные, фирменные, семейные, личностные и т.п.). Цель нередко путается со средствами ее достижения. Средства достижения цели — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для системы — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.

Информация о работе Виды разделения труда профессиональных управляющих