Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:50, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие основ возникновения и прекращение прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
1) Определить землю как специфический объект прав;
2) Раскрыть основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю
Введение………………………………………………………………3
Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений
Понятие земельных правоотношений ……………………….5
Основания возникновения земельных правоотношений…...9
Основания прекращения земельных правоотношений……..11
Задача…………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………..16
ФГОУ ВПО ПЮИ ФСИН России
Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих
Дисциплина «Земельное право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема № 2: «Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений»
Преподаватель:________________
Студент_______________________
(фамилия, имя, отчество (полностью))
______________________________
Курс ____ Учебная группа № _______
Место жительства_________________
______________________________
Телефон __________________________
Регистрационный номер _________
от «___» ________________ 20__ г.
Псков
2013
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..16
Введение
Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Одно из них - адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка.
Законодательное регулирование в этой области в целом следует основным тенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.
Сейчас пробелы в регулировании земельных отношений не составляют глобальной проблемы. Разработка и принятие специальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельного законодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства (конституционного, гражданского, уголовного, административного). При этом нормы, формирующий правовой механизм, в зависимости от задачи носят как публично-правовой, так и частноправовой характер и направлены, прежде всего, на обеспечение баланса частичных и публичных интересов по поводу земли в обществе. Важное, если не решающее значение придается соотношению и сочетанию данных механизмов в рамках земельно-правового регулирования.
В связи с этим частноправовой характер взятых в отдельности норм о владении, пользовании и распоряжении земельными участками не вызывает сомнений, как и публично-правовой характер норм о государственном земельном контроле или кадастровом учете земельных участков. Однако ценность земельного законодательства как самостоятельной отрасли заключается в возможности использования его норм как инструмента комплексного системного правового воздействия на земельные отношения в государстве.
Теоретической основой данной работы послужили основные положения основ гражданского и земельного законодательства (проанализированы Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере вещных и иных прав на землю), научные работы о гражданском, земельном законодательстве и праве, современные труды ученых-правоведов России.
Целью данной работы является раскрытие основ возникновения и прекращение прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
1) Определить землю как
2) Раскрыть основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю;
В литературе предлагался ряд определений понятия правоотношения. Изучив их, я выделил единый подход, который поддерживается и современными специалистами в области права. В соответствии с этим подходом под правоотношением следует понимать общественное отношение, урегулированное нормами права.
Отсюда вытекает, что одна из основных связей, определяющая сущность правоотношения, - это связь нормы права и общественного отношения. Понятие правоотношения следует отличать от понятия правовой
формы, под которой иногда понимается вся совокупность правовых норм
или совокупность норм и институтов в определенной сфере. Кроме того, различие между понятиями правовой формы и правоотношения заключается в том, что правовая форма - это понятие абстрактное, а правоотношение обозначает реальное конкретное общественное отношение, в котором принимают участие определенные лица, наделенные взаимными правами и обязанностями. Немаловажным является то, что правоотношения надо рассматривать в единстве их формы и содержания. Это говорит о том, что правоотношение представляет собой синтез абстрактного и конкретного. Правоотношения показывают то, насколько учтены государством объективные закономерности развития общества. Ведь именно государство в лице своих компетентных органов принимает и санкционирует правовые нормы, которые призваны упорядочивать и регулировать сложившиеся в обществе формы взаимодействия людей, т.е. общественные отношения. Однако далеко не все общественные отношения регулируются правом и, следовательно, приобретают юридическую силу, а только наиболее важные из них. Это связано с тем, что демократические государства стремятся обеспечить известную степень самостоятельности своих граждан, не вмешиваться в их частную жизнь. Однако это не означает, что государство полностью освобождает от своего регулярного воздействия экономику,
политику, культуру и другие сферы общественной жизни. Оно играет
роль «ночного сторожа» и вмешивается во взаимоотношения его граждан только в переломные, кризисные периоды развития общества. Но даже тогда, когда государство принимает решение урегулировать то или иное общественное отношение, бывают случаи, что принятая компетентным государственным органом с соблюдением необходимой процедуры правовая норма не порождает правоотношения в объективной действительности. Происходит это тогда, когда право слишком опережает развитие общественных отношений или, наоборот, отстает от него.
В российской действительности таких примеров более чем достаточно. Все вышесказанное относится и к земельным правоотношениям, которые можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами земельного права. Выдвигается также такой подход, в соответствии с которым земельные правоотношения понимаются как фактические общественные отношения, являющиеся результатом актов волевого поведения людей по поводу земли, урегулированные нормами земельного права, т.е. возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в соответствии с предписаниями земельно-правовых норм. Второе определение, несомненно, содержит в себе больше признаков и сущностных черт земельных правоотношений по сравнению с первым. Но, несмотря на некоторые различия в формулировках, суть понятия не меняется и состоит в том, что земельные правоотношения являются юридической формой определенного круга общественных отношений в области владения, пользования и распоряжения землей.
Земельные правоотношения весьма сложны по своему содержанию, что объясняется особенностями их объекта - земли, правового положения участников этих отношений и рядом других причин. Рассмотрение же каждого сложного явления предполагает разделение его на составные части - виды, подвиды, разновидности, т.е. классификацию данного явления, системный подход к изучению которого без нее невозможен.
Каждая классификация должна прежде всего отвечать двум основным требованиям: полностью охватывать весь род классифицируемых явлений (в данном случае родовым является понятие земельных правоотношений, предусмотренных одноименной отраслью права); основываться на едином критерии, отражающем наиболее существенные признаки элементов родового явления.
Задачей российского законодательства является регулирование земельных отношений в определенных законом целях, которые, будучи урегулированными законом, становятся правоотношениями.
Именно через земельные правоотношения выявляется степень реальности и эффективности земельно-правовых норм, поскольку любое
правоотношение представляет собой механизм действия правовых норм, в котором поведение субъектов права направляется в нужное для государства русло. Например, собственник земельного участка эксплуатирует участок по своему усмотрению, и вмешательство в его деятельность не допускается. Однако свобода хозяйственной эксплуатации земли направляется законом в русло соблюдения целевого назначения данного угодья, эффективности использования, повышение плодородия и т.п., и если собственник не желает применять данный режим использования, то его право собственности на земельный участок может быть прекращено.
В силу этого свойства институт земельных правоотношений имеет ключевое значение для теории и практики земельного права, что обусловливает необходимость глубокого усвоения понятия этой сферы.
Раскрывая понятие земельного правоотношения, необходимо исходить из того, что термин «земельные правоотношения» имеет двоякое значение:
а) под ним может пониматься институт земельного права, имеющий
ключевое значение и находящийся в силу этого в Общей части земельного права, поскольку правовые нормы всех институтов данной отрасли права реализуются через механизм земельных правоотношений;
б) под ним может подразумеваться теоретико-прикладное понятие,
раскрывающее механизм действия правовой нормы по конкретному случаю регулирования земельных отношений. Так, в правоотношении предоставления земельного участка гражданину выявляется объект правоотношения, выражающийся в конкретном земельном участке определенного размера и местоположения; субъекты - будущий землепользователь и органы, обладающие правом предоставления земельного участка; комплекс прав и обязанностей субъектов, предусмотренный законом для этого случая.
Понятие «земельное правоотношение» следует раскрывать поэтапно:
а) вначале необходимо раскрыть общее понятие земельного правоотношения, применимого ко всем институтам земельного права. Например, для любого земельного правоотношения обязательным объектом является земля в качестве средства производства или пространственного базиса; для всех субъектов земельных правоотношений имеется комплекс прав и обязанностей, имеющий универсальный характер; в земельных правоотношениях допустимо участие не всяких лиц, а лишь тех, которые в установленном законом порядке могут быть признаны субъектами земельных правоотношений;
б) затем, на базе общего понятия, следует раскрывать специфические понятия, присущие конкретным видам земельных правоотношений, складывающихся в каждом конкретном случае. Так, содержанием конкретного земельного правоотношения является совокупность правомочий субъектов земельных правоотношений по сельскохозяйственному или несельскохозяйственному использованию земельного участка в зависимости от целевого назначения его как объекта земельных правоотношений; совокупность обязанностей по соблюдению ограничений, вытекающих из особого правового режима соседних земельных участков; совокупность обязанностей по осуществлению охранительных мероприятий в зависимости от природных особенностей и состояния земель и т.п.1
Правоотношение есть одна из форм проявления права, наряду с правовой концепцией и нормой права. Любое правоотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике. В теории права под правоотношением2 понимают общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности3. Соответственно, земельное правоотношение можно определить как урегулированное нормами земельного и других отраслей права общественное отношение, складывающееся по поводу
охраны и использования земель как природного ресурса и средства производства.
По мнению О.И. Крассова, земельные правоотношения представляют собой общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством4.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельные участки, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации, возврату не подлежат, их стоимость бывшим собственникам не возмещается и не компенсируется.
Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки следует признать акты государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 28, 29 ЗК РФ), а также договоры и иные сделки (ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, 549 ГК РФ). Ограниченные вещные права могут возникать на основании правопреемства. Например, к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим ему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Однако в данном случае следует иметь в виду, что если при рассмотрении заявления об установлении факта принадлежности земельного участка выяснится, что возник спор о праве, то заявление должно остаться без рассмотрения. Гражданское законодательство предусматривает возникновение гражданских прав из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Однако практика все же исходит из того, что права на земельный участок возникают лишь
из сделок, предусмотренных законом. По мнению автора учебника, такая практика соответствует естественной сущности земли как общенародного достояния.
Права на земельные участки, возникшие по основаниям, перечисленным в федеральных законах, подлежат государственной регистрации. Она является единственным доказательством их существования. Датой государственной регистрации определяется момент возникновения права на земельный участок. Вместе с тем государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). В особо важных случаях, когда необходим дополнительный контроль за динамикой имущественных отношений с таким важным объектом, как земля, предусмотрена отдельная регистрация сделок, объектом которых выступают земельные участки (п. 3 ст. 339, 584, п. 2 ст. 609 ГК РФ). Но данное положение не должно трактоваться расширительно: все случаи регистрации таких сделок должны быть указаны в федеральных законах. Так, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).5
Информация о работе Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений