Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:11, реферат
Земельный строй Российской Федерации – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны.
Актуальность рассмотрения земельного строя в том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами государственной важности.
С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй.
Министерство сельского
хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики
и образования
Волгоградский государственный аграрный
университет
Реферат
на тему: «Основные особенности земельного строя в России»
Выполнил ст. гр. ЭМФ-24
Волгоград 2012 г.
Земельный строй Российской Федерации – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны.
Актуальность рассмотрения
земельного строя в том, что вопросы
распределения, управления землей являются
вопросами государственной
С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй.
Так, происходит:
1) радикальное изменение отношений собственности.
Законом от 24 декабря 1990 года
Российская Федерация заявила о
суверенном правовом регулировании
земельных отношений и
2) радикальное изменение производственных отношений.
С введением Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.
Одновременно были созданы
условия для ломки
3) включение производителей
сельскохозяйственной
Например, земли колхозов,
других кооперативных
4) создание экономико-правового
механизма приватизации
Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно.
5) обеспечение свободного хозяйствования на земле.
Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вмешательством.
6) устранение монополистического
давления на вновь создаваемые
и действующие
Так, Законом «О конкуренции
и ограничении
7) введение платности
землепользования, которая реализуется
через покупную (нормативную) цену
земли, устанавливаемую в
В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона «О плате за землю») стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот.
8) придание приоритетного
правового статуса
Экономико-правовые методы
обеспечения приоритетного
Социально-правовые методы
приоритетного обеспечения
9) устранение несправедливости
и неправомерности действий
10) создание эколого-правового
механизма охраны и
Имевшее место в отмененном земельном законодательстве одностороннее стимулирование расширения сельхозугодий, осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено право консервации деградированных земельных угодий, частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.
11) принятие ряда правовых
норм, направленных на обеспечение
экологической безопасности (чистоты)
производимой сельхозпродукции, поскольку
эта проблема обрела остроту
в связи с неправильным
12) разработка и принятие
ряда нормативно-правовых
13) дополнение земельного
законодательства новой
14) усиление ответственности
за нарушения земельного
Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей, уточняются административные границы, выявляются потребности в земле граждан и организаций, формируется специальный фонд земель для последующего распределения, устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.
Период с 1990 года можно охарактеризовать также периодом бурного законотворчества, объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные периоды превышает возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 году первой части нового Гражданского Кодекса Российской Федерации, который имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений.
Принятие новых законов
проходило в союзном и
С распадом в 1991 году Союза
ССР открылся простор развитию земельного
законодательства России, однако оно
реализовывалось с
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению земельных комитетов.
Колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перерегистрироваться в соответствующих органах. Районным органам исполнительной власти совместно с земельными комитетами предложено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.
Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе.
В целях совершенствования
системы наделения граждан
Приватизация земельных участков – передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Приватизация земельных участков происходит по заявлению граждан и юридических лиц в порядке, установленном земельным законодательством. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами Российской Федерации. Земельный участок, общая площадь которого превышает норму площади для бесплатной передачи земельного участка в собственность, выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде.
Уменьшение земельных
участков, ранее предоставленных
гражданам в установленном
Никто не может быть обязан
приватизировать земельный
Земельный участок может быть приватизирован собственником (собственниками в долях) здания, строения или сооружения, находящихся на этом земельном участке. Не подлежат приватизации или продаже земельные участки, в отношении которых не имеется надлежаще оформленных документов о территориальных границах, сервитутах и обременениях (до их установления и оформления). Продажа и передача в собственность земельного участка с находящимся на нем лесом не означает возникновения сразу (до соответствующего оформления) собственности на находящийся на земельном участке лес.
Информация о работе Основные особенности земельного строя в России