Правовой режим земель и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:30, контрольная работа

Краткое описание

Наука земельного права и его учебная дисциплина, имеющие своей задачей системное и полное изложение содержания правового регулирования, устойчиво оперируют понятием «правовой режим земель», которое отражено лишь в ряде нормативных актов без раскрытия содержания этого понятия. Нет четкого определения правового режима и в земельно-правовой науке, а определения, данные в дореформенный период, не подходят к современной практике и теории земельного права, поскольку они базировались на монопольном праве исключительной государственной собственности на землю.

Содержание

Введение.
1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения 9
2. Правовой режим земель обороны и безопасности 23
2.1. Понятие правового режима земель обороны и безопасности 23
2.2. Правовой режим земель обороны 24
2.3. Правовой режим земель безопасности 25
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовой режим земель и его регулирование2.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Миасский геологоразведочный колледж»

 

Контрольная работа № 1

Вариант №1

по  дисциплине: «Правовой режим земель и его регулирование»

 

                                                                                            Выполнил: Ершова Е.Г.

                                                                                            Группа ЗМ-5-А

                                                                                            Шифр 411-709 

                                                                                           Принял: Башарова Л.Р. 

 

Оценка работы                                       Подпись преподавателя

 

Оценка работы                                       Подпись преподавателя

 

 

 

 

Миасс 2013

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.  Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения                       9                                                  

2. Правовой режим земель обороны и безопасности                                         23

2.1. Понятие правового режима земель обороны и безопасности                    23

2.2. Правовой режим земель обороны                                                                 24

2.3. Правовой режим земель безопасности                                                         25

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука земельного права и  его учебная дисциплина, имеющие  своей задачей системное и  полное изложение содержания правового  регулирования, устойчиво оперируют  понятием «правовой режим земель», которое отражено лишь в ряде нормативных  актов без раскрытия содержания этого понятия. Нет четкого определения  правового режима и в земельно-правовой науке, а определения, данные в дореформенный  период, не подходят к современной  практике и теории земельного права, поскольку они базировались на монопольном  праве исключительной государственной  собственности на землю.

Исследуя понятие «правовой  режим земель» и раскрывая  его содержание, можно прийти к  следующим основным выводам.

1. Под понятием «режим»  (в переводе с французского  — «порядок») можно понимать  установленную законом систему  общественных отношений по использованию  земель. Этот режим может быть  установлен для всех земель  Российской Федерации, а может  быть особенным для определенных  категорий земель и местностей. Например, в местах проживания  и деятельности малочисленных  народов и этнических групп  может быть установлен особый  правовой режим использования  земель; в целях создания необходимых  условий для охраны земель  оздоровительного назначения, лечебных  природных факторов курортов  могут устанавливаться зоны с  особыми условиями (режимом) использования  (охранные зоны, округа санитарной  охраны и другие зоны).

2. Обязательным элементом  правового режима является определение  границ его распространения, а  поэтому в РФ выделяются категории  земель, на которых устанавливается  общий правовой режим с учетом  специфики каждой земельной категории,  и земельные угодья с правовым  режимом, конкретизирующим общий  режим применительно к особенностям  данных земельных угодий. Так,  на землях поселений действует  режим застройки земель жилыми  и иными помещениями, являющийся  общим для всей этой земельной  категории; на земельных же  участках, являющихся землями общего  пользования, применяется особый  режим застройки, выражающийся  в возведении только тех строений  и сооружений, которые соответствуют  целевому назначению этих угодий  и не противоречат ему.

В силу этого наличие объекта  правового режима, его границ, определяющих пределы действия данного режима, является первым условием и элементом  правового режима земель. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Объектом общего правового  режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных  границ. Общий правовой режим можно  подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах  страны действует общий режим  государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться  ограничения в режиме использования  их в интересах других лиц.

Объектом особого правового  режима являются земли сельскохозяйственного  назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и  иного назначения; земли особо  охраняемых территорий; земли лесного  фонда; земли водного фонда; земли  запаса.

Особый правовой режим  категорий земель носит общий  характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего  в данную категорию земель. Так, категория  «земли сельскохозяйственного назначения»  используется для нужд сельского  хозяйства, однако, если нужды конкретного  сельхозпредприятия выразятся в  прокладке железнодорожного подъездного  пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования  и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий  для земель сельскохозяйственного  назначения, на территориях поселений  ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской  застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами  планировки и застройки.

3. Важным элементом правового  режима земель является порядок  государственного регулирования  использования земель, в котором  можно выделить следующие аспекты:

а) органы, осуществляющие это  регулирование. К их числу относятся  государственные органы общей компетенции  и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.                   

Данная градация основана на тех видах функций, которые  эти органы осуществляют в соответствии со своими полномочиями в отношении  земель. Например, если сельская, поселковая администрация осуществляет все  виды предоставления земельных участков из земель муниципальной собственности  в любую форму использования, то комитет по земельным ресурсам и землеустройству на местах выдает разрешения (лицензии) для проведения работ, связанных с изучением  и использованием земельных ресурсов;

б) формы регулирования  земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие  формы регулирования:

установление правил получения  земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого  использования и правил прекращения  или приостановления такого использования. Так, ЗК РФ определяет порядок регулирования  государственными органами процедуры  получения земельных участков в  собственность и другие основания  использования; пожизненно наследуемое  владение; постоянное (бессрочное) пользование  и т. д.; основания и порядок  принятия участка к использованию; общие правила и обязанности  лиц, использующих землю; основания  прекращения прав на использование  земли и т. п.;

контролирование отдельных  видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными  органами;

вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Так, органы комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к  ответственности лиц, виновных в  нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) органами, специально на то уполномоченными, для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.                            

4. Третьим элементом правового  режима земель является наличие  круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

а) лица, использующие землю  на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости  от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми  правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых  прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев  и землепользователей по использованию  земельных участков, устанавливаются  договором, по которому получен земельный  участок;

б) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей  предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим  земель. Так, по пахотным землям как  сельскохозяйственным угодьям и  произрастающим на них посевам запрещается  проезд, складирование материалов и  другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

5. Четвертым элементом  правового режима земель является  содержание прав и обязанностей  субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия  правового режима тех или иных  земель.

Эти права и обязанности  зависят от:

а) объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

б) от субъектов земельных  правоотношений, находящихся в сфере  действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам  и юридическим лицам, а также  лицам без гражданства не могут  предоставляться в аренду земельные  участки, входящие в состав земель особо  охраняемых территорий;

в) от особенностей правового  режима категорий земель и земельных  угодий. Так, в местах проживания и  хозяйственной деятельности малочисленных  народов и этнических групп в  случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной  трансформации охраняемых природных  комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

г) от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных  в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования (п. 3 ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной  среды»), а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования (п. 2 ст. 59 указ. Закона).

6. Наконец, пятым элементом  правового режима земель является  наличие эффективного правового  механизма, обеспечивающего охрану  правового режима использования  земель от нарушений, которые  выражаются в следующем:

а) наличие мер юридической  ответственности за нарушения правового  режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов  использования земель право собственности, землевладения, землепользования и  аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая  юридическая ответственность;

б) наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного  правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в  нарушение установленного правового  режима данной земли, признаются недействительными  с момента их совершения;

в) наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений  земельного режима, т.е. наличие в  законодательстве профилактических правовых мер. Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом  устанавливаются нормативы предельно  допустимых концентраций в почве, что  позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными  отходами производства (ст. 25-27 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной  среды»).

Подводя итог изложенному  в настоящем параграфе, можно  сделать следующие выводы.

1. Понятие «правовой режим  земель» лишь упоминается в  действующем законодательстве, однако  не раскрывается его содержание, которое позволило бы наиболее  полно и системно усвоить содержание  земельно-правового регулирования.

2. Правовой режим земель  — установленный законом порядок  государственного регулирования  и охраны земли, обеспеченный  мерами предупреждения правонарушений  и установленной ответственности  за их совершение.           

3. Обязательными элементами  и признаками правового режима  земель является наличие объекта  (категории земель или земельного  участия) государственного регулирования  данного режима (органов, форм  регулирования); круга субъектов  земельных правоотношений, обязанных  соблюдать правила земельного  режима; прав и обязанностей субъектов,  которые зависят от особенностей  объекта земельного режима, от  особенностей земли как объекта  правового режима, от обстановки, существующей на данном земельном  режиме; системы правовых мер,  обеспечивающих охрану данного  режима от нарушений.

Информация о работе Правовой режим земель и его регулирование