Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:51, контрольная работа
Правовая ситуация в России такова, что земельные проблемы, в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.
Введение
Основная часть
I. Объекты права собственности на землю
II. Субъекты права собственности на землю
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Основная часть
I. Объекты права собственности на землю
II. Субъекты права собственности на землю
Заключение
Список использованных источников
Тема Контрольной работы: Субъекты и объекты права собственности на землю.
Введение
Правовая ситуация в России такова, что земельные проблемы, в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.
Важным
результатом современных
Соответственно в земельном праве становится актуальна проблема определения круга субъектов, имеющих возможность стать собственниками земельных участков.
Объектом контрольной работы являются общественные отношения, связанные с установлениями, прекращением земельных правоотношений.
Предметом данной работы является субъекты и объекты права собственности на землю.
Основная часть
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации ст. 6, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки части земельных участков.1
Понятие "природные ресурсы" используется в ст. 9 и 72 Конституции РФ. Назначение природных ресурсов намного шире и содержательнее: они используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В природных ресурсах могут выделяться предметы, способные быть объектами отношений собственности, но никак наоборот. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" содержатся следующие определения: земля как природный объект есть естественная экологическая система, природный ландшафт, а как природный ресурс - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.2
Земельный Кодекс РФ определяет земельный участок как объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы, которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке.
ЗК РФ по-новому, в сравнении
с ранее действующим
Такое определение не совсем точно. Это связано с тем, что не всегда понятия "земля" и "земельный участок" являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким-либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы). Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы.. Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре": земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.3
В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
ЗК РФ предусмотрена возможность
указывать вышеперечисленные
Кодекс возлагает на Правительство
РФ обязанности по отнесению земель,
находящихся в федеральной
В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом указанные субъекты права являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса). Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).
Граждане, являющиеся субъектами прав
на земельные участки, должны обладать
правоспособностью и
Правоспособность гражданина - это
его способность иметь
заниматься
создавать юридические лица самостоятельно
или совместно с другими
совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства;
иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.4
В силу обладания гражданской
Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность
гражданина - это его способность
своими действиями приобретать и
осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности
и исполнять их (гражданская дееспособность).
Наиболее существенными элементами
содержания дееспособности граждан
является возможность самостоятельного
заключения сделок (сделкоспособность)
и возможность нести
Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение полной дееспособности и в более раннем возрасте.
Во-первых, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет.
Во-вторых, ГК РФ ввел понятие, не использовавшееся
ранее в гражданском
Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать
сделки с земельными участками с
письменного согласия родителей, усыновителей
или попечителя. В соответствии со
ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками
за малолетних (детей, не достигших
возраста 14 лет) могут совершать
от их имени их родители, усыновители
или опекуны. Сделку с земельным
участком, принадлежащим гражданину,
признанному судом
Дееспособные граждане самостоятельно
реализуют свою правоспособность. Они
вправе приобретать и использовать
земельные участки для
Следует обратить внимание, что содержание понятия "граждане", которым оперирует ЗК РФ, охватывает граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом согласно ФЗ от 31.05.2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. на 01.07.2002 г.);
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом (ст. 5).
Иностранный гражданин - это лицо,
не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее
Права иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных
юридических лиц на приобретение
в собственность земельных
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет прежде всего о с лучаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами". Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 cт. 35, п. 9 cт. 36 ЗК РФ.