Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:22, доклад
Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо)
История Шаолиня и шаолиньского ушу
Шаолиньское ушу - это традиционное название
искусства рукопашного боя и способов
владения оружием, зародившихся или развивавшихся
в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен
в китайской провинции Хэнань (административный
центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское
ушу широко распространено в Китае и за
его пределами, оно является одной из древнейших
ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет
свое начало от индийского проповедника
буддизма Бодхидхармы (на китайском его
имя было протранскрибировано как Путидамо,
позднее его стали называть просто Дамо).
Он прибыл в царство Северная Вэй примерно
в VI веке и будучи не понятым удалился
в этот монастырь где и просидел девять
лет в пещере лицом к стене (эта пещера
до сих пор существует и служит одним из
объектов посещения для туристов). Когда
он, наконец, решил подняться, то оказалось,
что его ноги потеряли двигательную способность.
Однако используя особый комплекс упражнений
Дамо восстановил их активность, и предписал
монахам в будущем сочетать практику молчаливого
созерцания с физическими упражнениями.
От него монахи, якобы, и изучили первый
комплекс шаолиньского ушу - "18 рук архатов"
(архат - последователь Будды, достигший
последней, четвертой ступени святости
на пути к нирване и полностью освободившийся
от земных желаний). Реальных свидетельств
того, что Дамо преподавал ушу, не имеется,
однако историческим фактом является
то, что в предписанные им монахам "4
деяния" входило и "воздаяние за зло".
Другой популярной легендой о Шаолиньском
монастыре является история о
том, как 13 монахов спасли императора.
Дело было в VII веке, когда Ли Шиминь - второй
император династии Тан - спасаясь от мятежника
Ван Шичуня упал в протекавшую неподалеку
от монастыря реку и был спасен монахами.
Тринадцать монахов решили защитить императора,
и монашеский отряд разгрромив мятежников
взял Ван Шичуня в плен. Вернувшись на
трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал
монастырю землю (около 250 га), разрешил
монахам пить вино и есть мясо, а самому
монстырю было позволено содержать особые
монашеские войска. Еще одна легенда гласит,
что при династии Северная Сун настоятель
Фуцзюй пригласил в Шаолинь 18 мастеров,
которые обогатили шаолиньское боевое
искусство. С той поры в набор классических
шаолиньских комплексов входят хунцюань
(кулак Хуна), тунбицюань (кулак рук Туна)
и т.п.
Однако первые исторически потвержденные
сведения о том, что в Шаолиньском монастыре
есть свой особенный стиль ушу, относятся
к началу периода правления в Китае монгольской
династии Юань. В XIII веке в монастыре появился
монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных
мест с единственной целью - постичь тайны
искусства шаолиньских бойцов. Однако
несмотря на занятия у лучших наставников
он пришел к выводу, что уровень шаолиньского
ушу вовсе не соответствует тому, о котором
говорят легенды. Решив найти настоящих
мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу
он помог отбиться от разбойников некоему
Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня
Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя
столица Китая) есть человек по имени Бай
Юнфэн, который знает тайные шаолиньские
традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее
принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай
Юнфэном все четверо вернулись в монастырь.
Там они много лет перерабатывали имеющиеся
техники, привнося все казавшееся рациональным
и разумным. Так на основе "18 рук архатов"
Цзюэюань создал комплекс "72 руки"
(в настоящее время в Шаолине существует
парный комплекс "72 приема Цзюэюаня"),
который потом был дополнен до 170 приемов.
Бай Юнфэн же разработал систему "кулака
пяти составляющих", которую впоследствии
стали соотносить с пятью животными - тигром,
леопардом, драконом, змеей и журавлем.
Тогда же, при правлении монголов
шаолиньский настоятель Фуюй открытил
пять филиалов Шаолиня - в Монголии (составлявшей
в тот момент единое государство с Китаем),
на горе Паньшань в провинции Хэбэй, в
городах Чанъань (нынешний Сиань), Лоян
и Тайюань. Специальные монахи посылались
из Суншаньского Шаолиня в филиалы, причем
не только для проповедей, но и для преподавания
шаолиньского боевого искусства. Еще одно
деяние Фуюя - он установил 70 иероглифов,
которые используются для имен новых поколений
монахов, то есть все ученики Фуюя имели
имя, начинающееся с "Хуэй", следующее
поколение - имена, начинающиеся с "Чжи"
и т.д. Эта традиция продолжается до сих
пор.
Значимым для истории
Шаолиньский монастырь простоял до
1928 года. 20-е годы нашего века вошли
в историю Китая под названием
"правление милитаристов", когда
каждый, кто имел хоть какую-нибудь
военную силу (от группы армий до
батальона) объявлял себя полновластным
властелином какой-либо территории
(от нескольких провинций до одной
деревни). Все они вели сложную
военно-политическую борьбу за увеличение
своих владений, и в перспективе
- за контроль над всем Китаем, то объединяясь
в клики, то вновь нарушая договоры
и союзы. В 1928 году место, где находится
монастырь, стало полем боя, и монастырь
был уничтожен страшнейшим пожаром за
всю его многовековую историю. Согласно
хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырь
выгорел почти дотла. Монахи разбрелись
по окрестным деревням, часть вернулась
в мир. Некоторые пошли в армии к милитаристам,
где благодаря своему знанию боевых искусств
быстро выбивались на команлные посты,
в годы Второй мировой войны приходилось
монахам воевать и в партизанских отрядах.
Наверное самую головокружительную карьеру
сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян), который
вступив в компартию дослужился до должности
командующего Гуанчжоуским военным округом
и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна.
Монастырь так и находился в
руинах до 1970 года, когда о своем
намерении посетить знаменитый храм
заявил японец Со Досин, объявивший себя
преемником шаолиньской традиции, якобы
переданной ему в годы войны в Китае каким-то
из монахов (история, честно говоря, очень
и очень сомнительная, но по политическим
соображениям в Китае обычно предпочитают
называть то, чем занимаются в "Японском
союзе сериндзи кэмпо", японским вариантом
шаолиньского ушу). Тогда правительство
срочно выделило крупную сумму на восстановление
монастыря и собрало уцелевших монахов
(точнее тех, кто захотел вернуться в монастырь).
В настоящее время монастырь
Основными представителями шаолиньского
боевого искусства в XX веке были
Чжэньсюй, Мяосин и Дэгэнь. Учеником Чжэньсюя
был Суси, но в годы Культурной революции
хунвэйбины сломали ему ноги, и он после
этого не мог кого-либо обучать боевым
искусствам сам. Все те, кто объявляет
себя учениками Суси, на самом деле изучали
ушу у других людей, а Суси был лишь их
формальным учителем. Единственным преподающим
из ныне живущих учеников Чжэньсюя является
Яньшоу (Фу Цзыцянь). Официальным преемником
Дэгэня является Юнвэнь (Ши Сивэнь). Учеником
Дэгэня был Суфа (Сюй Чжифа), но он уже стар
и не преподает, живет где-то в провинции
Шаньдун. Известные его ученики преподают
лишь спортивное ушу.
Как становятся монахом
Шаолиня (Интервью с монахом Ши Янцзы)
Как становятся монахом
Шаолиня?
Ши Янцзы: Довольно трудно стать монахом.
Когда мне было пятнадцать лет, я пришел
в Шаолинь, но я не смог сразу стать монахом,
это не легко, так что вы должны очень этого
захотеть. Сделать это трудно, потому что
у монахов нет никакой причины поверить
и принять вас только потому, что вы однажды
появились здесь. Если хотите, чтобы Наставник
Шаолиня принял вас, это займет время.
Вы должны доказать монахам, что вы - хороший
человек.
А сколько прошло
времени прежде, чем Вас приняли?
Ши Янцзы: Мне повезло. Я был принят спустя
шестнадцать месяцев. Первое время вы
живёте в монастыре, вы не монах - послушник
Шаолиня. Вы можете носить одежду монахов,
но когда Шифу узнает вас действительно
хорошо, он проверит вас, и затем возможно
позволит стать
Почему Вы решили
стать монахом?
Ши Янцзы: Когда я был ребенком, я любил
спортивные состязания, боевые искусства.
Моя мать - Буддист, так что в целом она
была не против, но подобно всем матерям
волновалась, что я собрался в монахи в
таком молодом возрасте. Сначала она пробовала
убедить меня не идти, но у меня ещё три
сестры и четыре брата в моем семействе,
так что я хотел идти и получить опыт, и
я знал, что я хотел. Я сказал ей, что если
мне не позволят уйти, тогда я не буду ничего
делать (смеётся). Я попросил её поверить
мне, и позволить мне идти.
Сколько времени
занимает путь от ученика к подлинному
монаху?
Ши Янцзы: Это зависит от ученика, нет никаких
точных правил, сколько времени должно
пройти. Как усердно вы трудитесь, как
быстро вы меняетесь и заслуживаете доверие
мастера - это ваша проблема, мастер только
ждет. Это как яблоко: весной и летом мы
все ждём, но осенью мы можем есть, никто
не хочет есть прежде, чем плод созреет.
Когда вы готовы, он сообщит вам. Вы можете
узнать это только через опыт. Монах не
только сидит в горах и созерцает, монахи
понимают все. Он может не путешествовать
в Лондон, но он знает, что основные вещи
там те же самые, Буддизм позволяет знать
ему это.
Хотя у многих именно
такой образ размышляющего монаха, блаженного,
неосведомленного о мире вне храма.
Ши Янцзы: Чтобы понять кое-что, вы должны
почувствовать это лично. Я могу сообщить
вам, что этот чай на вкус действительно
хорош, но вы все еще не можете знать его
вкус. Не лучше ли, если вы попробуете его
сами? Вы не можете понять вкус на слух,
вы должны использовать ваш язык и испытывать
это непосредственно. Кунг-фу, как и Чань
в целом, учит нас пробовать и делать -
это живая практика. Если вы только читаете
книги, смотрите часами фильмы, вы только
изучаете, а не делаете, это - не реально,
это ничто.
Буддийская философия
учит, что вы можете создавать среду вокруг
вас вашими личными действиями.
Ши Янцзы: Если вы помещаете хорошее семя
в землю, вырастет тоже хорошее. Если вы
делаете хорошие вещи, тогда добрая воля
прибывает в вас, но для Чань Буддистов
это не окончательная цель, это только
маленький аспект. Большая цель состоит
в том, что вы делаете что-то хорошее и
не хотите ничего взамен, просто это не
имеет значения, только делаете и всё.
Видите что старушка падает - просто помогите
ей. Если вы делали это только потому, что
хотели что-то выгадать, - это эгоистично.
Чань, идущий от вашего сердца, - это подлинное.
Если вы понимаете Буддизм, то должны использовать
это, чтобы развить ваше сознание, не нужно
чтобы вами управлял некий закон, вы должны
быть естественны.
Что монахи думают
о многочисленных фильмах о них?
Ши Янцзы: Когда вы смотрите фильм, если
вы знакомы с кунг-фу, то знаете, что реально,
а что является спецэффектами, но идея,
которую они пробуют показать, главным
образом правильна. Кунг-фу не используется
для борьбы, основная задача состоит в
том, чтобы сделать ваше тело сильным,
дать здоровье и энергию для практики
Буддизма и помогать людям. В храме мастер
может спросить вас, почему вы изучаете
боевые искусства и если скажите, что хотите
бороться, и у вас нет терпения, и характер
не важный, тогда обучение не будет возможным
для вас. Если ваш интерес только лишь
внешний, и вы при этом не хороший человек,
то никто не станет учить вас. В Китае это
типичная вещь, хороший преподаватель
никогда не возьмет в ученики плохого
человека