Бизнес-планирование инновационной деятельности в условиях проведения НИОКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть понятие финансирования инновационных проектов; изучение методов инновационного планирования деятельности предприятия, проводящего НИОКР, с использованием элементов бизнес-планирования, получение навыков работы с программой Project Expert.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
выявить источники финансирования;
изучение теоретических основ финансирования
рассмотреть методы финансирования инновационных проектов;
определить наиболее оптимальные вариант финансирования.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1 Методика SWOT – анализа и ее использование в инновационном проектировании...................................................................................................................4
1.1Понятие SWOT - анализа...............................................................................................4
1.2 Классификация SWOT - факторов...............................................................................6
1.3 SWOT – анализ и прогназирование………………………………...........................12
1.4 Методика провидения SWOT – анализа…………………………….......................15
2 Бизнес план инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИОКР................................................................................................................................28
2.1 Исходные данные к курсовой работе........................................................................28
2.2 Маркетинговая стратегия............................................................................................30
2.3 Производственная стратегия......................................................................................35
2.4 Финансовая стратегия.................................................................................................36
2.5 Анализ полученных результатов................................................................................36
Заключение.........................................................................................................................38
Список использованной литературы...............................................................................39
Приложение А – Отчет...................……………………………………………………...40
Приложение Б – «Анализ чувствительности NPV к изменению ставки дисконта»..68
Приложение В - «Анализ чувствительности по NPV к изменению ставки цены».....69
Приложение Г - «Анализ чувствительности по NPV к изменению объема сбыта»...69
Приложение Д «Анализ чувствительности по NPV к изменению процентов по депозита и кредитам..........................................................................................................70
Приложение Е - График чувствительности IRR к изменению по кредитам и депозитам»..........................................................................................................................70
Приложение Ж - График безубыточности «Астра – Внутренний рынок»..................71
Приложение З - График безубыточности «Пион – Западный рынок».........................72

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 2.71 Мб (Скачать файл)

Project Expert 6.1 

Project Expert 6.1 

Project Expert 6.1 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Алтайский государственный  технический  университет им. И.И. Ползунова»

Институт экономики  и управления

Кафедра «Экономика и организация производства»

 

Курсовой проект защищен  с оценкой ________

Руководитель____________________Ю.А. Зенг

                                                             проекта                    подпись      

                                     «____»______________2011 г.        

 

 


БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ

ПРОВЕДЕНИЯ  НИОКР

Пояснительная записка 

к курсовому  проекту

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ В ИННОВАЦИОННОЙ  СФЕРЕ»

КП 080500.09.000 ПЗ

 

 

Студент группы                   МО-71                                                       Р.И. Васильченко

                                                                              

 
         

и.о. фамилия

Руководитель проекта      старший преподаватель                                        Ю.А. Зенг


должность, ученая степень              и.о. фамилия

 

 

     БАРНАУЛ  2011

Содержание

Введение...............................................................................................................................3

1 Методика SWOT – анализа и ее использование в инновационном проектировании...................................................................................................................4

1.1Понятие SWOT - анализа...............................................................................................4

1.2 Классификация SWOT - факторов...............................................................................6

1.3 SWOT – анализ и прогназирование………………………………...........................12

1.4 Методика провидения SWOT – анализа…………………………….......................15

2 Бизнес план инновационной  деятельности предприятия в условиях  проведения НИОКР................................................................................................................................28

2.1 Исходные данные к  курсовой работе........................................................................28

2.2 Маркетинговая стратегия............................................................................................30

2.3 Производственная стратегия......................................................................................35

2.4 Финансовая стратегия.................................................................................................36

2.5 Анализ полученных результатов................................................................................36

Заключение.........................................................................................................................38

Список использованной литературы...............................................................................39

Приложение А – Отчет...................……………………………………………………...40

Приложение  Б – «Анализ чувствительности  NPV к изменению ставки дисконта»..68

Приложение В - «Анализ чувствительности по NPV к изменению ставки цены».....69

Приложение  Г - «Анализ чувствительности по NPV к изменению объема сбыта»...69

Приложение  Д «Анализ чувствительности по NPV к изменению  процентов по депозита и кредитам..........................................................................................................70

Приложение  Е - График чувствительности IRR к изменению по кредитам и депозитам»..........................................................................................................................70

Приложение  Ж - График безубыточности «Астра –  Внутренний рынок»..................71

Приложение З - График безубыточности «Пион – Западный рынок».........................72

 

 

Введение

 

Курсовой проект на тему «Бизнес-планирование инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИОКР» с использованием элементов инновационного и бизнес-планирования предназначен для закрепления теоретических знаний.

Цель: рассмотреть понятие финансирования инновационных проектов; изучение методов инновационного планирования деятельности предприятия, проводящего НИОКР, с использованием элементов бизнес-планирования, получение навыков работы с программой Project Expert.

Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:

    1. выявить источники финансирования;
    2. изучение теоретических основ финансирования
    3. рассмотреть методы финансирования инновационных проектов;
    4. определить наиболее оптимальные вариант финансирования.

Предметом исследования является финансирование инновационных проектов.

Объект исследования – инновационные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Методика  SWOT – анализа и ее использование в инновационном проектировании.

 

1.1 Понятие SWOT – анализа

 

Системное проектирование эффективно функционирующей организации  не может обойтись без анализа и синтеза информации о ее внешней и внутренней среде. Если при этом учесть соответствующие реакции субъекта на сигналы внешней и внутренней среды, то появляется возможность реализовать системные решения на практике. Процедуры SWOT – анализа на интуитивном уровне в той или иной степени осуществлялись всегда, начиная с Александра Македонского и заканчивая собственником (менеджером) небольшой современной фирмы.

Однако в  условиях антикризисного управления в  нашей стране и нарастания мировых  глобальных проблем одной интуиции не достаточно. Современному руководителю необходимо иметь четкое и полное представление о системе благоприятных возможностей и угроз внешней среды, с одной стороны, и о сильных и слабых сторонах внутренней среды организации – с другой. Сформировав на основе их синтеза информационный потенциал, можно организовать ответные реакции субъекта в виде эффективных воздействий на качественно новом уровне. Подобный анализ должен проводиться в рамках как стратегического, так и тактического управления организацией.

Отличительная особенность рассмотренного подхода  к проведению SWOT – анализа на предприятии состоит в следующем:

  1. Его построение базируется на методологии системно-целевого подхода, где основное внимание акцентируется на измерении параметров внешней и внутренней среды в пространстве, во времени и с учетом информационного потенциала
  2. Проведена структуризация факторов внешней и внутренней среды, являющаяся универсальной для любого предприятия
  3. Осуществляя синтез факторов внешней и внутренней среды, который далее в развитии замыкается на систему решений.

Данный подход базируется на разработках родоначальника стратегического управления И. Анософфа.

В этой связи  традиционный метод SWOT – анализа, является известным средством, позволяющим  провести детальное изучение внешней и внутренней среды. Результатом рационального SWOT – анализа, направленного на формирование обобщенного информационного потенциала, должны явиться эффективные решения, касающиеся ответной реакции (воздействия) субъекта (слабой, средней и сильной) в соответствии с сигналом (слабым, среднем или сильным) внешней среды.

Сильные стороны  предприятия призваны обеспечить его  ускоренное продвижение к достижению стратегических целей, в то время  как его «слабости» вызывают торможение. Здесь также естественно учитывать возможности и угрозы внешней среды, без которых невозможно верно определить «пучок» траекторий развития организации.

Сила – это  свойство организационной системы, которое при условии синтеза  с возможностями внешней среды  обеспечивает ускоренное продвижение системы к достижению стратегических целей. Особый интерес при этом представляет образование «спирали развития» - траектории, которая формируется вследствие «наложения» (синтеза) сильных сторон организационной системы на благоприятные возможности внешней среды (с учетом слабых сторон организационной системы и угроз внешней среды).

«Спираль развития» - это тот идеал, к которому должна стремиться организация в своем  стратегическом развитии. Путь к этому  идеалу лежит через синтез возможностей и сильных сторон, являющийся основой формирования ключевых компетенций. Тогда «спираль развития» из маловероятного развития способна превратиться в источник долговременного процветания предприятия.

Слабость –  негативное свойство организации, предопределяющее ее торможение в процессе движения к достижению стратегических целей. Торможение становиться существенным при слиянии (синтезе) основных слабостей организационной системы с существенными угрозами внешней среды. При этом также нельзя игнорировать сильные стороны предприятия и возможности внешней среды. Так формируется вариант пессимистической траектории организации. Она может трансформироваться в «спираль краха», если имеет место тенденция («эффект домино») к ослаблению возможностей и сильных сторон, с одной стороны, и усилению угроз внешней среды в сочетании с нарастанием слабых сторон организации.

Возможности –  это тенденции или события во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.

Угрозы - это  тенденции или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли.

1.2 Классификация SWOT – факторов

 

Как известно, любое  измерение начинается с классификации. Принципиальная схема состава и взаимосвязи основных факторов внешней и внутренней среды представлена на рис. 1 в виде обобщенной модели SWOT – факторов. В основу этой схемы положена модель, разработанная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедуори.

Факторы внешней  среды

В статегическом  управлении внешнюю среду разделяют  на среду косвенного действия (природно – климатическая (N), политическая и  правовая (P), экономическая (E), социально-демографическая (S), сферы и сфера научно-технического прогресса (T) – факторы косвенного действия (NPEST – анализ)), и среду прямого действия (поставщики, потребители, конкуренты и др.- факторы прямого действия). Данная структуризация является универсальной и применена к любому предприятию. В существующих методиках анализ обычно начинают со среды косвенного действия, так как она оказывает опосредованное влияние на среду прямого действия.

Среда косвенного действия формирует общие условия  функционирования организации. В ряде случаев она влияет однонаправлено на все экономические субъекты. Разумеется, степень ее влияния на тот или иной субъект неодинакова, что в первую очередь связано с различиями в сферах их деятельности, а также с размерами, территориальным расположением и т.п. Иногда возникают ситуации, когда один и тот же фактор внешней среды можно отнести и к среде косвенного, и к среде прямого действия. Например, для сельскохозяйственных предприятий подобным фактором могут являться погодные условия. В России под воздействием засух, суховеев, высоких температур, заморозков и других неблагоприятных агроклиматических условий находятся сельскохозяйственные угодья почти всех регионов. По обобщенной оценке различных групп неблагоприятных климатических явлений, с вероятностью более 20% (приносимый ущерб существенен) наблюдаются засушливые условия на территории 17 субъектов РФ и заморозки на территории 10. В этом случае данный фактор учитывают в обеих подсистемах, а затем уточняют его параметры, наиболее значимые в каждой из сфер.

Факторы косвенного действия внешней среды. К факторам косвенного действия (ФКД) относятся факторы, косвенно воздействующие как на саму организацию, так и на ее непосредственное окружение – факторы прямого действия (потребители, поставщики, стратегические партнеры, конкуренты). Хотя воздействие ФКД на организацию и факторы прямого действия (ФПД), как правило, бывает не совсем явным, в связи с чем появляется необходимость анализа неопределенности внешней среды, тем немее их значимость трудно переоценить. Например, хотя последствия вхождения России в ВТО относятся к достаточно неопределенным, однако они являются весьма существенным моментом при принятии стратегических и тактических решений для большинства отечественных компаний.

В специальной  литературе анализ ФКД принято обозначать как PEST – анализ, поскольку выделяются политическая (Р), экономическая (Е), социальная (S) и научно – техническая (Т) сферы. При этом не заслуженно забыта сфера природы (N). Ее роль и влияние возрастают не только для предприятий АПК, но и для других отраслей. Поэтому аббревиатуру PEST целесообразно заменить NPEST.

Информация о работе Бизнес-планирование инновационной деятельности в условиях проведения НИОКР