Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:55, реферат
В последнее время появилось новое понятие – ноу-хау и способы его защиты. Слово «ноу-хау» пришло в русский язык с английского, где оно дословно значит «знаю как». На территории России этим понятием обозначают секрет производства, то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность.
I. Введение.
II. Защита прав на ноу-хау:
1. Способы защиты секретов производства;
2. Защита секретов производства в рамках трудового договора;
3. Как защитить ноу-хау в малом или крупном бизнесе?
III. Передача ноу-хау.
IV. Современные ноу-хау.
1. Волшебные очки Google;
2. Первое в мире многофункциональное устройство;
3.3-D принтер для строительства домов.
V. Заключение.
VI. Использованные источники.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
РЕФЕРАТ
По инновационному менеджменту
на тему:
«Защита ноу-хау»
Автор работы:
студентка III курса
очной формы обучения
подпись____________
Руководитель работы:
Должность, звание
Оценка__________________
Содержание
I. Введение.
II. Защита прав на ноу-хау:
1. Способы защиты секретов производства;
2. Защита секретов производства в рамках трудового договора;
3. Как защитить ноу-хау в малом или крупном бизнесе?
III. Передача ноу-хау.
IV. Современные ноу-хау.
1. Волшебные очки Google;
2. Первое в мире многофункциональное устройство;
3.3-D принтер для строительства домов.
V. Заключение.
VI. Использованные источники.
В последнее время появилось новое понятие – ноу-хау и способы его защиты. Слово «ноу-хау» пришло в русский язык с английского, где оно дословно значит «знаю как». На территории России этим понятием обозначают секрет производства, то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность. Ноу-хау в бизнесе ни в коем случае не должны стать известными третьим лицам, т. е. являются коммерческой тайной. С юридической стороны, секреты производства – это незапатентованные сведения, исключительное право на которые определяется согласно букве закона и принадлежит правообладателю. Они не могут использоваться в качестве объекта купли-продажи; применяться, чтобы достичь преимущества над конкурентами и т. п. К таким сведениям можно отнести оригинальные технологии, умения, знания, изобретения.
Ноу-хау являет собой набор информации, в который входят методы, формулы, схемы, инструменты, необходимые для успеха начинаний в любой области либо профессии. Некоторые юрисдикции включают сюда и патенты, конфиденциальную информацию, с помощью которой удается достичь превосходства над конкурирующими сторонами. Также в данное понятие входят результаты эвристического труда.
Обычно под словом «ноу-хау» подразумеваются инновации, имеющие коммерческую ценность. Так как их значимость заключается в нераспространении среди посторонних лиц, то по отношению к таким секретным сведениям применяется соответствующий режим – коммерческая тайна. Ноу-хау – главные активы компаний, специализирующихся на высоких технологиях.
Если компания желает использовать какое-либо техническое решение или способ производства монопольно, она должна защитить ноу-хау от конкурентов. Существует два способа защиты: патент и коммерческая тайна. Они характеризуются одинаковой целью – предотвратить выток информации; не допустить, чтобы конкурентам стали известны инновационные подходы; получить максимальную выгоду от использования ноу-хау монопольно.
Однако защитные методы данных способов существенно отличаются. Так, патентование – защита раскрытых сведений законом. Такой способ предполагает запрещение использования любого решения третьими лицами без согласия человека, у которого имеется патент на это ноу-хау. Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; например, в Российской Федерации таким органом является Роспатент, в США — Бюро по регистрации патентов и торговых марок США. Международное регулирование осуществляют Всемирная организация интеллектуальной собственности (выполняющая, в том числе, соответствующие функции при ООН), Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности и другие. Во Всемирной торговой организации эти отношения регулируются, в том числе, «Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности».
Коммерческая тайна – защита с помощью тайны. Инновационные сведения хранятся в секрете, но если они стали известны, запретить использовать техническое решение невозможно. Кроме того, права на ноу-хау действенны, пока сохраняется секретность. Бывают случаи, когда для защиты используют сразу два метода. Патентом защищают монопольные права на общие параметры, а тонкости производства оберегают коммерческой тайной.
Гражданским Кодексом РФ определен перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые подлежат правовой защите. Согласно 75-ой главе Гражданского Кодекса под защиту государства попадает право на секреты производства, которые законом признаны интеллектуальной собственностью.
Результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) – это камень преткновения в юридической практике. Нужно быть серьезным и квалифицированным специалистом, чтобы грамотно разбираться в специфике вопроса. «Хорошие юристы» обладают достаточной квалификацией и знаниями, чтобы оказывать юридическую помощь и поддержку, представлять Ваши интересы в суде или решать вопросы, касающиеся права на секреты производства во внесудебном порядке.
В широком смысле слова, секреты производства (ноу-хау) – это любые сведения профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую выгоду. Перечень сведений, которые определяются как ноу-хау, утверждается правообладателем, он же определяет тех, кто обладает исключительным правом на секреты производства. Данное право прекращает действовать, когда утрачивается конфиденциальность сведений.
2.2 Защита секретов производства в рамках трудового договора.
Научно-техническая информация в ряде случаев не подлежит разглашению или доступ к ней носит ограниченный характер. Так, информацией, составляющей коммерческую тайну, признается научно-техническая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. К разряду ноу-хау, как одной из разновидностей коммерческой тайны, относятся сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Исключительное право на ноу-хау принадлежит его обладателю и действует до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности в отношении сведений, составляющих ноу-хау.
Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. При этом работник, которому стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
4 часть ГК предусматривает ответственность лица за нарушение исключительного права на ноу-хау. Так лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие ноу-хау, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. Исключение составляют случаи, когда лицо, которое использовало секрет производства, не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, или если доступ к секрету производства был получен случайно или по ошибке.
Вообще к вопросу доступа работника к коммерческой тайне (включая ноу-хау) работодателя и его контрагентов необходимо относиться весьма серьезно. Данный вопрос должен найти свое отражение в трудовом договоре и/или соглашении о конфиденциальности, заключаемом с работником. Детальное регулирование режима доступа, применяемых технических средства и методов защиты, пределов и размеров ответственности работника поможет избежать не только судебных споров, но и обеспечит сохранность и экономическую ценность охраняемой информации, что является первостепенным. При составлении трудового договора необходимо учитывать следующие нормы действующего законодательства.
Так статья 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изменениями от 2 февраля, 18 декабря 2006 г.) обязывает работодателя оформлять доступ работника к коммерческой информации, знакомить его с установленным режимом ее охраны и применяемым мерам ответственности за его нарушение, под расписку. При этом за работником закрепляется право обжаловать в суде незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ. Статья 14 названного закона налагает на работника, умышленно или по неосторожности разгласившего конфиденциальную информацию, дисциплинарную ответственность, если в его действиях нет состава преступления. Согласно ГК РФ работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязаны возместить причиненные убытки. Статья 81 Трудового кодекса РФ допускает расторжение с работником трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя в случае разглашения им охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. П.4 ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне» позволяет правообладателю применять «средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, другие, не противоречащие законодательству РФ меры», но какие именно средства допускаются законодатель, не устанавливает четко. Также названная статья обязывает обладателя коммерческой информации наносить на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации. При этом вопросы «маркировки» машиночитаемой информации не урегулированы. Ст.243 Трудового кодекса допускает наложение на работника материальной ответственности в полном размере в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную).
Все указанные выше нормы не являются полным списком требований, которые надо учесть при урегулировании вопроса взаимодействия сторон при обращении с конфиденциальной информацией. В каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику охраноспособной информации и деятельности, в результате которой эта информация появляется, а также соответствие экономической стоимости охраняемой информации затратам на обеспечение ее охраны.
2.3 Как защитить ноу-хау в малом или крупном бизнесе?
Владелец бизнеса сам определяет меры защиты, которые должны или могут включать в себя следующие пункты:
• создание перечня информации, которая представляет собой коммерческую тайну;
• установление порядка пользования данным перечнем и контроль за соблюдением данного порядка;
• утвержденный перечень лиц, допущенных к информации;
• правовые отношения между участниками договора регулируются либо на основании трудовых договоров, либо на основании гражданско-правовых договоров;
• любые носители, содержащие данную информацию, должны содержать гриф «Коммерческая тайна».
Любое нарушение прав на информацию, являющуюся коммерческой тайной, может повлечь за собой административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
III. Передача ноу-хау.
Не получившие патентной охраны сведения (экономические, технические, организационные) могут быть переданы другим лицам. В таком случае заключается договор, который называется беспатентной лицензией. Важнейшее свойство ноу-хау – неизвестность, поэтому при передаче соглашение должно носить конфиденциальный характер. Также по условию договора, которым регулируется передача ноу-хау, запрещается выдавать сублицензии на использование информации лицензиатами. Каким образом будет использоваться инновация, стороны определяют сами. Это должно быть оговорено в соглашении.
Несмотря на то, что секрет производства – достаточно новое правовое понятие для наших широт, все правовые нюансы ноу-хау на территории России регулируются законодательством. Незаконное использование либо разглашение секретных сведений, если на это не дал согласие правообладатель, карается законом (в случае, когда такие действия причинили значительный ущерб).
IV. Современные ноу-хау.
4.1 Волшебные очки Google
Очки дополненной реальности Google не имеют стекол, зато у них есть крошечный прозрачный экран возле правого глаза, который накладывает виртуальные информационные картинки на реальный мир. Взглянув в окно, человек видит маленький кружок с сегодняшней температурой, на здании высвечивается информация о нем из Википедии, можно увидеть список дел на сегодня, человека, с которым говоришь по телефону, и т. д. Очки понимают голосовые команды. Работают на операционной системе Android.
Слухи о том, что Google создает очки дополненной реальности, ходили давно, но подтвердились они только в апреле. В ролике Project Glass: One day главный герой с помощью очков общался с друзьями, фотографировал, планировал маршруты, — в общем, без помощи какого бы то ни было прибора в руках делал все то, что мы привыкли делать со смартфонами. Хотя видео скорее напоминало концепт технологии, чем показывало реальный продукт, уже в июне 2012 года Google открыл предзаказ для разработчиков софта — за $1500 весной 2013 года можно было получить не очень презентабельный на вид прототип, в котором, однако, по словам Сергея Брина, зашита довольно мощная начинка. И не исключено, что уже в конце того же года (или в начале 2014-го) очки пойдут в продажу.