Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:42, контрольная работа
Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Однако российское правительство не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.
Введение ……………………………………………………………….…..…3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности..…….….....4
2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России.………………………....…...9
Заключение ………………………………………………………………….11
Список использованных источников ……………………………………...12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….…..…3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности..…….….....4
2. Внебюджетные формы поддержки
инновационной деятельности в России.……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………...12
Введение.
Государственное регулирование
и поддержка экономики и
Однако российское правительство не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.
Для создания программы по выходу государства из кризиса, развитию научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства.
1. Государственная поддержка инновационной деятельности.
Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:
1. отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность;
2. отрасли, потенциально
конкурентоспособные на
3. отрасли,
Первая группа отраслей
включает в себя отрасли, которые
обладают большим конкурентоспособным
потенциалом и давно работают
на мировом рынке. Они производят
конкурентоспособную продукцию. Это
отрасли топливно-
Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцировано.
К мерам по государственной поддержке отраслей первой и второй группы можно отнести:
1. внутренний спрос
на продукцию этого уровня (вооружение,
авиация, ракетно-космическая
2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
4. Создание и организация
функционирования совместных
5. Формирование и оплата
госзаказа на
6. Оказание государственного
содействия при создании
К мерам по государственной поддержке отраслей третьей группы относятся:
1.Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые российскими предприятиями, путем роста заработной платы.
2.Ипотечное кредитование в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
3.Предоставление населению кредитов.
4.Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.
5.Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.
6.Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
7.Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции.
В целях государственной
поддержки важнейших
Федеральный фонд производственных инноваций – государственная некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:
1.Cодействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
2.Участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
3.Поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
4.Содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.
При Правительстве РФ
действует Правительственная
На 1998-2000 гг. были установлены следующие направления инновационной политики государства.
1.Разработка и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.
2.Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3.Развитие инфраструктуры инновационного
процесса, включая систему информационного
обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую
систему, производственно-
4.Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
5.Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
6.Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
7.Использование технологий двойного назначения. Такие технологии могут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)
К формам государственной
поддержки научной и инновацион
Основными направлениями
государственной поддержки
а) содействие повышению
инновационной активности, обеспечивающей
рост конкурентоспособности
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание государственного
регулирования инновационной
г) содействие развитию инновационной
деятельности в регионах России, межрегиональному
и международному трансферту технологий,
международному инвестиционному
В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.
К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.