Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:20, реферат
Инновационный потенциал организации— это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений: совокупность инноваций, находящихся в различных стадиях научно-воспроизводственного цикла, неиспользуемые резервы техники, технологий, кадров и организации в аппарате управления, неработающие запасы новых технико-технологических средств, творческий потенциал коллектива.
Инновационный потенциал и климат предприятия
Инновационный потенциал организации— это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений: совокупность инноваций, находящихся в различных стадиях научно-воспроизводственного цикла, неиспользуемые резервы техники, технологий, кадров и организации в аппарате управления, неработающие запасы новых технико-технологических средств, творческий потенциал коллектива.
Потенциал организаций —
главный критерий целесообразности
их существования. Через развитие потенциала
идет развитие организации ее подразделений,
а также всех элементов производственно-
Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому необходим анализ внутренней среды организации.
Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруппированы в следующие блоки:
1) продуктовый (проектный)
блок — направления
2) функциональный блок (блок
производственных функций) —
преобразование ресурсов в
3) ресурсный блок —
комплекс материально-
4) организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;
5) блок управления —
общее руководство организации,
Понятие инновационного потенциала
Инновационная среда предприятия, инновационный потенциал, инновационный климат, его макро- и микросоставляющие, структура внутренней среды предприятия, детальный анализ среды, диагностический анализ среды SWOT-анализ.
Инновационный потенциал
организации – это мера готовности
выполнить задачи, обеспечивающие достижение
поставленной инновационной цели, то
есть мера готовности к реализации
проекта или программы
Потенциал организаций –
главный критерий целесообразности
их существования. Через развитие потенциала
идет развитие организации и ее подразделений,
а также всех элементов производственно-
От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии.
Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения его более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, или повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Требуется перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходной процесс описывается, как известно, S-образной логистической кривой развития. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации.
Инновационный климат
Одна из важнейших проблем, характерных для сегодняшней российской экономики,- это проблема ухудшения инновационного климата.
В середине 80-х годов в нашей стране средний срок службы оборудования составлял 28 лет, а с тех пор он мог разве что увеличиться.
40% основных производственных
фондов в строительстве
Стоит ли говорить о том, что разрешение этих проблем невозможно в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов.
Ситуация является еще более тяжелой, если учесть, что новая техника стоит дороже и дорожает значительно быстрее, чем низко-квалифицированная рабочая сила. В результате технологическая модернизация производства становится в принципе невыгодной, поскольку предприятия, не осуществляющие инновации, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие индивидуальные условия воспроизводства.
Таким образом, в нашей экономике не высокие технологии высвобождают рабочую силу, а, напротив, дешевая рабочая сила вытесняет передовую технику, рабочие замещают живым трудом пришедшие в негодность машины, поскольку приобретение новых для предприятия невыгодно.
Не следует думать, что положение, сложившееся в нашей экономике, является уникальным: напротив, при всей его парадоксальности оно достаточно типично и характерно для периодов экономического кризиса. В частности, кризис в мировом хозяйстве начала 70-х годов привел к аналогичным последствиям: предприятия, которые успели модернизировать производство, потерпели крах из-за резкого взлета цен на электричество, и новая техника досталась впоследствии их конкурентам по низким ценам.
Чем ниже фондовооруженность
предприятия, тем менее наукоемким
является производственный процесс, чем
ниже его технический уровень, тем
меньше - при прочих равных условиях
- индивидуальные издержки производства.
Такое положение вещей
Разумеется, тенденция замещения
машин живым трудом приводит к
снижению темпов безработицы, но стоит
ли этому радоваться? Ведь скрытая
безработица неминуемо перейдет
в открытую, едва лишь начнется фаза
оживления экономической
При исследовании экономического кризиса одной из главных задач становится отделение процессов и явлений, вытекающих из самого факта вхождения в фазу экономического кризиса и потому в известной степени неизбежных, от процессов, носящих преимущественно субъективный характер и связанных с ошибочными действиями отдельных лиц и их неверной оценкой экономической ситуации. Без решения этой проблемы невозможно ставить вопрос об эффективности государственного регулирования экономики нашей страны и, следовательно, о тех изменениях, которые необходимо внести в данную сферу.
При этом корректировка курса экономических реформ предполагает не отказ от них, а усиление их социальной направленности, которое компенсировало бы наиболее тяжелые последствия, связанные со значительным снижением уровня социальной защиты населения.
Задача заключается в том, чтобы найти разумный компромис между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты, то есть совместить достижение двух целей, которые кажутся трудно совместимыми.
Ключ к решению данной
проблемы в том, что цели стабилизации
экономики и социальной защиты населения
противоречат друг другу только на
первый взгляд и только в период
экономического кризиса, логика которого,
как мы видели, часто противоположна
логике экономического подъема. Поэтому
единственный выход из создавшегося
положения- по возможности быстрее
остановить спад производства и приблизить
наступление депрессии, во время
которой закладываются
Прежде всего государство
должно предпринять решительные
меры с целью прекращения
В то же время немедленная
демонополизация нашей
Напротив, российское правительство должно стимулировать создание мощных производственных корпораций, которые сосредоточили бы в своих руках весь производственный цикл вплоть до выпуска конечного продукта, причем корпораций транснациональных, деятельность которых была бы непосредственно направлена на восстановление хозяйственных связей с ближним зарубежьем.
Наукоемкие производства (приборостроение, биотехнология, тонкая химия и т.д.), которые в период кризиса не имеют практически никаких рыночных стимулов к существованию, нуждаются в государственной поддержке. Поскольку рыночный спрос на продукцию данных отраслей в период кризиса неизбежно падает (и тем быстрее, чем глубже общий спад производства), его должна обеспечить система государственного заказа
Для скорейшего выхода из кризиса необходимо усиление прямого вмешательства государства в экономику. Только оно способно создать структурные предпосылки для выхода из кризиса, поддерживая отрасли, требующие долгосрочных капитальных вложений. Требует скорейшего решения вопрос о приоритетных направлениях научно-технического прогресса, которые в первую очередь должны пользоваться экономическим покровительством государства.
Противоречивость и
Сегодня необходимо воплотить
курс реформ в ясную программу
последовательных и взаимно согласованных
мер, которые бы намечали не только
общие направления движения нашей
экономики, но и конкретные этапы
этого пути. Хочется верить в то,
что созидательный потенциал
нашей экономики будет
Информация о работе Инновационный потенциал и климат предприятия