Инновационный потенциал строительной отрасли: психологический портерт студентов и абитуриентов МГСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:49, статья

Краткое описание

Инновационные тенденции захватывают разнообразные отрасли, в том
числе строительную, задают вектор развития на будущее. Успешность отрасли
завтрашнего дня зависит от сегодняшних абитуриентов и студентов
строительного университета, на которых мы обратили внимание с позиции
исследователей. Студенческая группа испытуемых исследовалась в период
прохождения летней практики, группа абитуриентов - в процессе Фестиваля
науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Для НИРС Елисеев А. март13, 5 стр.pdf

— 506.90 Кб (Скачать файл)
Page 1
А.В. Елисеев
студент 4-го курса института ИГУН
Научный руководитель – доц. Т.Н. Магера, доцент кафедры «Психология»
ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ
МГСУ
Инновационные тенденции захватывают разнообразные отрасли, в том
числе строительную, задают вектор развития на будущее. Успешность отрасли
завтрашнего дня зависит от сегодняшних абитуриентов и студентов
строительного университета, на которых мы обратили внимание с позиции
исследователей. Студенческая группа испытуемых исследовалась в период
прохождения летней практики, группа абитуриентов - в процессе Фестиваля
науки.
Не так давно в нашей стране началось возрождение движения
студенческих отрядов, в ряды которых охотно вступают студенты российских
вузов. Как известно, МГСУ, чья история пропитана духом стройотрядов 20
века, не остался в стороне. С конца июня и до начала августа 2012 года
студенты МГСУ в составе сводного студенческого строительного отряда
принимали участие в строительстве санно-бобслейного трека в поселке Красная
Поляна для Зимних Олимпийских игр в Сочи-2014.
Бойцы стройотряда трудились на стройке шесть дней в неделю по 11 часов
день. Очевидно, что приходилось много работать и общаться с разными во всех
отношениях людьми: с разными психофизиологическими особенностями,
воспитанием, образованием, возрастом, что в совокупности с условиями
прохождения практики не могло не отразиться как на индивидуальном
эмоциональном состоянии студентов, так и на групповом настроении,
эффективности деятельности в целом.

Page 2

Исследование проводилось с целью выяснить, как работа на олимпийской
стройке повлияла на эмоциональное состояние бойцов сводного строительного
отряда МГСУ.
Предполагалось, что после длительного пребывания в тяжелых условиях
труда ребята смогут мобилизоваться, укрепить волю, закалить характер, и
поэтому у большинства студентов возрастет склонность к ассертивным
действиям, поиску социальной поддержки и вступлению в социальный контакт,
как здоровьесберегающим вариантам поведения.
В ходе подготовки и проведения исследования использовались следующие
методики: Методика С. Хобфолла (Шкала SACS), определяющая модели
поведения в стрессовых ситуациях; Четырехмодальный опросник Л.А.
Рабинович; Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального
интеллекта; Методика М. Розенберга на определение уровня самооценки;
Методика Г. Цимета, С. Пауэла, Г. Фарли на определение уровня
воспринимаемой социальной поддержки.
Восемнадцати случайно выбранным бойцам стройотряда было предложено
выполнить вышеуказанные методики перед отправлением на объект
строительства (первый этап исследования) и по возвращении обратно в Москву
(второй этап).
В данных тезисах представлен краткий анализ результатов по Шкале
SACS, в которой определяется модель поведения в стрессовых ситуациях или
копинг-стратегия (иначе - преодоление затруднительных жизненных ситуаций).
К таким копинг-стратегиям автор методики относит: ассертивное
поведение (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок,
самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него),
вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные
действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия,
асоциальные действия, агрессивные действия.

Page 3

По результатам первого
этапа исследования было
установлено, что у половины
опрошенных
наблюдался
высокий или средний уровень
склонности
к
поиску
социальной поддержки; 83%
имели высокий/средний уровень расположенности к вступлению в социальный
контакт и склонности к ассертивным действиям. При этом у 38% опрошенных
преобладала расположенность к агрессивным действиям.
Второй этап исследования показал, что у трети опрошенных снизился
уровень склонности к
ассертивным действиям и
поиску
социальной
поддержки;
расположенность
к
вступлению
в
социальный
контакт
осталась без изменений у
подавляющего большинства. Интересно, что приблизительно у трети
повысилась склонность к агрессивным действиям.
В качестве вывода можно отметить, что гипотеза нашего исследования не
подтвердилась. Возможность использования (выбора) положительных копинг-
стратегий - ассертивных действий, поиска социальной поддержки, вступления в
социальный контакт - снизилась за время прохождения практики. Бойцы
стройотряда – это молодые
люди студенческого возраста,
находящиеся
на
стадии
активного
психоэмоционального
11%
72%
17%
Уровеньсклонности студентовк вступлениюв
социальный контакт (в% от общейвыборки)
высокий уровень
среднийуровнень
низкий уровень
33%
17%
50%
Уровеньсклонности студентовк поиску
социальной поддержки(в % от общейвыборки)
высокий уровень
среднийуровень
низкий уровень
33%
50%
17%
Уровеньсклонности студентовк ассертивным
действиям(в% отобщей выборки)
высокий уровень
среднийуровень
низкий уровень

Page 4

развития. Тренировка эмоционально-волевой сферы путем соблюдения жестких
режимных моментов в сочетании с физическим трудом не дает ожидаемых
результатов: требуется грамотное чередование периодов труда и отдыха, что
позволит сохранить психическое здоровье и комфортный психологический
климат в студенческом отряде. В дальнейшей профессиональной деятельности
такая сбалансированная модель поведения позволит организовывать и
выполнять работу эффективно.
Можно предположить, что если бы ребята обладали достаточным уровнем
общей и профессиональной компетентности, в частности эмоциональной, то и
итоги исследования были бы другими. Следует задуматься о путях повышения
эмоциональной компетентности в процессе выбора и обучения профессии. Если
у студентов есть возможность для саморазвития в данном направлении, то
перспективы у абитуриентов пока только намечаются. Одна из форм работы, в
ходе которой осуществляется взаимодействие с потенциальными студентами
МГСУ - профориентационное тестирование.
Мы фиксировали результаты тестирования школьников - потенциальных
абитуриентов и студентов МГСУ - с целью выявить профессиональные
склонности, спрогнозировать профессиональный и психологический портрет
студента МГСУ на ближайшие 10 лет. Кто он, студент ближайшего будущего:
"технарь" или "гуманитарий"? На каком языке объясняется? Что предпринять
сейчас для повышения качества образования через несколько лет?
Фестиваль науки, который проходил с 13 по 14 октября 2012 года в
Москве, объединил в стенах «Экспоцентра» и библиотеки МГУ представителей
множества российских вузов. Посетители стенда МГСУ имели возможность не
только увидеть технические разработки, созданные в лабораториях
университета, но и пройти психологический тест, позволяющий определиться с
направлением обучения в МГСУ. Были опрошены 20 случайных посетителей-
абитуриентов с использованием программы «Абитуриент-тест», разработанной
сотрудниками кафедры психологии нашего университета.

Page 5

Выяснилось, что наиболее привлекательным для абитуриентов профилем
подготовки является «Экономика предприятия» (ЭУИС). Также данный тест
показал, какое число абитуриентов имеет соответствующую степень готовности
к тому или иному направлению подготовки. Большинство абитуриентов лучше
всего подготовлены к профилям «Автоматизированные системы обработки
информации и управления», «Системы автоматизированного проектирования»
(ЭУИС).
Каждый профиль подготовки предполагает наличие особых задатков,
способностей, соответствующую направленность личности; кроме того, как
было сказано выше, в процессе обучения в МГСУ осуществляется
формирование и развитие определенных общих и профессиональных
компетенций. На основе полученных по результатам тестирования данных,
появляется возможность учесть психологические особенности будущих
студентов заранее, что, по нашему мнению, соответствует требованиям
образовательной среды инновационного вуза и положительно скажется на
конкурентоспособности выпускника МГСУ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. - с. 324.
2. Магера Т.Н. Психологические технологии в высшем строительном
образовании. Монография; М-во образования и науки Росс. Федерации, ГОУ
ВПО Моск. гос. строит. ун-т. М.: МГСУ, 2011.-128 с. (Б-ка научн. разработок
и проектов МГСУ)

Информация о работе Инновационный потенциал строительной отрасли: психологический портерт студентов и абитуриентов МГСУ